Исследование причин семейных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов.

Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье.

Содержание работы

введение 3


1. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИчЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 8

1.2. ПРИчИНЫ КОНФЛИКТОВ. 14


2. ИЗУчЕНИЕ ПРИчИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя. 23

2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ОСНОВНЫХ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ

24

2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ

КОНФЛИКТНОСТИ 24

2.2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ СУПРУГОВ.

25

2.2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УДОВЛЕТВОРёННОСТИ БРАКОМ. 25

2.2.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. 26

2.2.5. ОБСУЖДЕНИЕ ИЗУчЕНИя РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 32

2.2.6. ОБСУЖДЕНИЕ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ «ДОМ –

ДЕРЕВО – чЕЛОВЕК» И «МОя СЕМЬя». 36

2.2.7. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИя КОНФЛИКТНЫХ

СИТУАЦИЙ. 43

ЛИТЕРАТУРА 46

Файлы: 1 файл

Конфликтология.Хар-ка основных причин супружеских конфликтов.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

введение    3 
 

1.    ПРОБЛЕМА  КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИчЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ  5 

  1.1. СЕМЕЙНЫЕ  КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.     8 

  1.2. ПРИчИНЫ  КОНФЛИКТОВ.  14 
 

2. ИЗУчЕНИЕ ПРИчИН  СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23 

  2.1.      ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя.     23 

  2.2. ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ОСНОВНЫХ  ПРИчИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ

  24 

    2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ

    КОНФЛИКТНОСТИ      24

    2.2.2. ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ СУПРУГОВ.

    25

    2.2.3. ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ УДОВЛЕТВОРёННОСТИ  БРАКОМ.   25

    2.2.4. ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СЕМЕЙНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ.      26

    2.2.5. ОБСУЖДЕНИЕ  ИЗУчЕНИя РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.  32

    2.2.6. ОБСУЖДЕНИЕ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ «ДОМ –

    ДЕРЕВО  – чЕЛОВЕК» И «МОя СЕМЬя».   36

    2.2.7. ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СПОСОБОВ  РАЗРЕШЕНИя КОНФЛИКТНЫХ

    СИТУАЦИЙ.    43 

ЛИТЕРАТУРА  46 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

                                       ТОЛЬКО  ТЕ  СЕМЕЙНЫЕ  И ОБЩЕСТВЕННЫЕ

                                 ОТНОШЕНИя  И  МОГУТ  БЫТЬ  КРЕПКИ,  КОТОРЫЕ

                                 ВЫТЕКАЮТ   ИЗ   ВНУТРЕННЕГО   УБЕЖДЕНИя   И

                                 ОПРАВДЫВАЮТСя    ДОБРОВОЛЬНЫМ,     РАЗУМНЫМ

                                 СОГЛАСИЕМ ВСЕХ В НИХ УчАСТВУЮЩИХ. 

                                                            Н. А. Добролюбов 

      Семья – это основанное на  браке или кровном родстве  объединение людей,

связанных  общностью   быта,   взаимной   моральной   ответственностью    и

взаимопомощью. 

      Семейная жизнь напоминает айсберг.  Большинство людей  видит   лишь  его

надводную часть  и обманывает себя, думая, что видит  его  целиком.  Некоторые

догадываются, что  айсберг несколько больше,  но  не  знают,  что  же  именно

представляет  собой его невидимая часть.  Не  зная  всех  тонкостей  семейной

жизни,  можно  направить  её  опасным  курсом.  Искусство  семейной   жизни,

пожалуй, самое  сложное из всех искусств  –  всё  из  летучих  полутонов,  из

паутинного сплетения  оттенков. Мы не знаем тут очень  многого, не знаем  даже

размеров своего незнания. Большинство из нас здесь  самоучки и, значит,  чаще

всего неучи. 

      Бытом многих  семей  правят  сейчас  три  докультуры:  психологическая

неграмотность – незнание женской и мужской  психологии,  азов  эмоционального

общения  в  семье;  половое  невежество  –  незнание  законов   человеческой

сексуальности, разладов мужской и женской  половой  природы  и  способов  их

смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий  детской

психологии от взрослой, неумение воспитывать детей  в ключе их  психологии  и

в духе нынешнего  образа жизни. 

      Эти три невежества  чрезвычайно   усложняют  жизнь  большинства   семей,

особенно молодых, тогда как знания могут очень  помочь  им.  Впрочем,  одних

знаний здесь  явно не хватает. Знания не нить Ариадны, которая  сама  выводит

из лабиринта. Это скорее компас, который  показывает  на  полюс  счастья,  а

дойдём мы до него или нет – зависит от наших усилий, от того, сумеем мы  или

не сумеем отыскать свою дорогу к  этому  полюсу,  дорогу,  которая  отвечает

неповторимому складу наших характеров, чувств, отношений. 

      Семья попала сейчас в океан  бедствий. Взрыв  разводов  и   одиночества,

лавина несчастий  и недобрых нравов – ещё никогда  в истории  человечества  не

было такого острого семейного  кризиса.  Кризис  этот  рождён  и  небывалыми

противоречиями  жизни и тем, что мы из рук вон  плохо разрешаем их. 

      Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов. 

      Задачей является исследование  основных  причин  конфликтов  в  семье.

Предметом –  причины семейного конфликта, а  объектом  изучения  является  сам

конфликт. В обследовании участвовало восемь супружеских пар: 

     1. Заикины Татьяна и Сергей. 

      Семейный стаж 17 лет. Двое детей  (16 лет и 12 лет) 

     2. Антоновы Наталья и Геннадий. 

      Семейный стаж 13 лет. Двое детей  (12 лет и 8 лет) 

     3. Скоблик Валентина и Виктор. 

      Семейный стаж 18 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет) 

     4. Ященко Оксана и Владимир. 

      Семейный стаж 6 лет. Один сын  (4 года) 

     5. Риутовы Светлана и Андрей. 

      Семейный стаж 5 лет. Один сын  (3 года) 

     6. Садошенко Светлана и Анатолий. 

      Семейный стаж 8 лет. Один сын (6 лет) 

     7. Щур Анжела и Николай. 

      Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет) 

     8. Дешевы Наталья и Александр. 

      Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет) 

      В результате исследования документирующей  причиной конфликта  в  семье

является нарушение  нравственно-психологического аспекта. 
 
 

   проблема  конфликтов в современной психологической  литературе 

      НАРОДНАя МУДРОСТЬ ГЛАСИТ: “ДОМ  ДЕРЖИТСя НА чЕТЫРёХ УГЛАХ,  А СЕМЬя – НА

ДВУХ ГОЛОВАХ”. ЧЕТЫРЕ УГЛА СЕМЕЙНОГО ОчАГА – ЭТО ВЗАИМНАя  ЛЮБОВЬ,  ВЗАИМНАя

ВЕРНОСТЬ, ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ  И  ВЗАИМНАя  ПОМОЩЬ.  В  КАчЕСТВЕ  СОЗИДАТЕЛЕЙ,

ХРАНИТЕЛЕЙ СЕМЕЙНОГО  ОчАГА МУЖ И ЖЕНА РАВНО ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ЕГО  СУДЬБУ,  ЗА

ПРОчНОСТЬ И  ДОЛГОВЕчНОСТЬ БРАКА, В РАВНОЙ  МЕРЕ  ОПРЕДЕЛяЮТ  ПСИХОЛОГИчЕСКИЙ

КЛИМАТ В СЕМЬЕ, ГАРМОНИЮ  СУПРУЖЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ.  НЕЛЬЗя  СТРОИТЬ  СЕМЕЙНЫЕ

ОТНОШЕНИя НА НЕРАВЕНСТВЕ, ГОСПОДСТВЕ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ НАД  ДРУГИМ. 

      Вступая в брак, люди хотят  семейного счастья. Но их надежды  не  всегда

сбываются. В  отдельных регионах  до 50 % семей распадаются. 

      После вступления в  брак  молодожёнам  предстоит  хорошо  узнать  друг

друга,  изучить  привычки,   выработанные   в   прежней   жизни,   научиться

взаимодействовать, отказываться от того, что  этому  взаимодействию  мешает.

Но это удаётся  далеко не всем – и  тогда  супруги  перестают  понимать  друг

друга, между  ними возникают конфликты,  перерастающие  в  семейные  ссоры  и

скандалы. 

      Почему далеко не всем удаётся  сохранить семью? Почему между   супругами

возникают ссоры  и конфликты, нередко ведущие  к  разводам?  Почему  исчезает

любовь и уважение, когда-то объединявших их? Чтобы ответить на эти  вопросы,

надо выяснить, как молодожёны  понимают  любовь,  какого  человека  называют

любимым. 

      Потребности, которые супруги удовлетворяют в браке, различны,  поэтому

и содержание любви  неодинаково. Один человек понимает любовь как  физическое

влечение. Потребность  в половой близости, другой –  как  близость  с  другим

человеком, с  другом. Обращает на себя внимание тот факт,  что  конфликтующие

и разводящиеся супруги на первое место в любви  ставят личные  потребности  и

стараются использовать любимого человека  как  средство  их  удовлетворения.

Такая любовь носит  потребительский характер. При настоящей  же любви  человек

посвящает свою жизнь любимому, стремится доставить  ему радость, сделать  его

счастливым. Непонимание  этого приводит к тому,  что  любовь  пропадает  (при

этом возникает  вопрос: а была ли она вообще?) 

      Каждый  человек  имеет  свою  “модель”  любимого  (любимой).   Сильная

потребность  иметь  любимого  рядом  приводит  к  тому,  что  нередко  людям

кажется, что  они нашли его наконец-то. Эта  установка мешает реально  увидеть

достоинства  и  недостатки  любимого.  Однако  рано   или   поздно   человек

раскрывается, и  нередко наступает разочарование, причём не только в  объекте

любви, но  и  в  любви  вообще  (отсюда  возникает  суждение  –  “любви  нет

вообще”). 

      Человек  может  влюбиться   с  первого  взгляда,  если   объект   любви

соответствует    его    модели    –    отличается    красотой,    эрудицией,

интеллигентностью, чуток, добр  и  деликатен,  имеет  престижную  профессию.

Однако в семейной жизни, когда появляются домашние заботы, когда  необходимо

заботиться о  других  членах  семьи,  посвящать  им  своё  время,  и  нередко

подчинять свои интересы, “любимый”  зачастую  поворачивается  совсем  другой

стороной. 

      В молодости, на этапе поиска  будущего супруга, внешность играет  весьма

важную  роль.  В  супружеской  жизни  главным  становится  отношения   между

супругами,  наличие  у  них  таких  качеств,  как  нежность,   порядочность,

честность и  дружелюбие. Поэтому, если один из  супругов  перестаёт  отвечать

потребностям  другого, наступает разочарование  и  любовь  уходит.  Так,  если

один из  супругов  учится,  стремится  повысить  своё  образование,  другому

необходимо задуматься над собственным духовным  развитием,  совершенствовать

свои  общие   и   специальные   знания,   повышать   свою   профессиональную

квалификацию. Многие так и поступают. Но  нередко  один  из  супругов  этому

препятствует:  мешает  учиться,  стремится  загрузить   различными   делами,

отвлекающими  от интересующей его деятельности, ограничить общение  с  новыми

людьми, соответствующими  возросшим  духовным  потребностям  и  способностям

супруга  (или  супруги).  В  этом  случае  возрастающая  разница  в  уровнях

Информация о работе Исследование причин семейных конфликтов