Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:16, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов.
Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье.
введение 3
1. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИчЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 8
1.2. ПРИчИНЫ КОНФЛИКТОВ. 14
2. ИЗУчЕНИЕ ПРИчИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя. 23
2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ОСНОВНЫХ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ
24
2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ
КОНФЛИКТНОСТИ 24
2.2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ СУПРУГОВ.
25
2.2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УДОВЛЕТВОРёННОСТИ БРАКОМ. 25
2.2.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. 26
2.2.5. ОБСУЖДЕНИЕ ИЗУчЕНИя РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 32
2.2.6. ОБСУЖДЕНИЕ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ «ДОМ –
ДЕРЕВО – чЕЛОВЕК» И «МОя СЕМЬя». 36
2.2.7. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИя КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЙ. 43
ЛИТЕРАТУРА 46
пустяках!
Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная
психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек
часто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу понять причину
срыва и тут же это понимание продемонстрировать: « Я понимаю, ты сегодня
устал и поэтому
так придирчив…» такое
помогает виновному одуматься. Если же другому вовремя не удаётся
сдержаться, ссора
нарастает, как снежный ком.
Часто конфликты возникают из-
друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно.
Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держат ложку,
и какое у другого увлечение. Для этого нужна только соответствующая
установка. И если взята установка на «войну» в доме, то ссора неизбежна. И
нет большей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может
«ударить» больно, потому что знает, куда надо бить, чтобы причинить боль.
Обида – тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой аспект:
необоснованная и чрезмерная обидчивость некоторых. Психологи обращают
внимание вот на что. Обида может вызвать агрессию, которая включает все
иммунные механизмы, начинающие работать вхолостую. Любой же гормон, который
не использован организмом, превращается для него в яд, а значит, ослабляет
человека. Если постоянно думать о своих обидах, организм будет подвергаться
опасным перегрузкам. Для того чтобы освобождаться от этих болезненных
явлений психики, нужно заниматься самовоспитанием мысли. Преодолеть
излишнюю обидчивость – значит найти пути к более гибкому межличностному
общению.
Возникновение конфликтов
или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта
интересов другого
супруга или члена семьи.
Выбор средств
уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени
психолого-педагогической
готовности к семейной жизни, возраста
и т. п.
В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения
конфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль.
К средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления,
унижение человеческого достоинства, стремление проучить, побольше обидеть,
свалить вину за возникший конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимное
уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во
втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги
стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов,
ищут их прежде всего в своих действиях и поступках, выражают взаимную
готовность изменить
сложившиеся взаимоотношения.
Сам дух семьи, характер
принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным
источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его
неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов,
главный из которых – нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизнью
общества. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в
такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в
своих взаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супругов
постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими
руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по
законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с
ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью,
уверенностью
в будущем.
Семейная атмосфера – это
себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений,
переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи,
когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь.
Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего
стиля и тона
жизни.
Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких,
завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в
сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет
на атмосферу в семье. Если свободное время планируется для самосозидания и
роста духовных потребностей, оно даёт самую разнообразную гамму
положительных
впечатлений.
Духовная же близость
супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет
регулирующее
значение для стиля и тона супружеских
отношений.
Совместимость – значит
характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно
от такой многословной совместимости – эмоциональной, духовной, моральной,
сексуальной – зависит судьба брака: чем полнее это совместимость, чем
больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше
– тем тускнее
их жизнь.
Слово «совместимость»
которую пересаживают в другой организм, прижилась (оказалась совместимой),
ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологической
совместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»:
достаточно, чтобы люди хотя бы в чём-то главном дополняли друг друга или
были похожи друг на друга, как похожи берёзы разных пород, как похожи
рифмующиеся слова. То есть надо, чтобы разные свойства людей не враждовали,
а уживались
между собой.
Такое уживание исключительно важно для семейной жизни, потому что
полюбить можно разных людей, а сохранить любовь (или влечение) – только к
совместимому человеку. И чем индивидуальнее люди, чем глубже их
своеобразие, тем больше граней совместимости нужно их психологии,
подсознанию.
Наилучшая совместимость – это,
она стоит на трёх китах: на родстве душ, то есть похожести душевного
отношения к жизни; на душевной близости – близости интересов, взглядов,
идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всего совмещаются
люди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты
(например, холерик
и флегматик или сангвиник).
Любовь – стихийная сила, она приходит и уходит сама. Совместимость –
чаще плод наших страданий, дитя нашей воли и чувств, сознания и поведения.
Создавать её приходится обычно каждый день, без перерывов: ведь люди всё
время меняются – взрослеют, стареют, у них растут дети, делаются другими
уклад жизни, привычки, характеры, взгляды, пристрастия, и ко всем этим
переменам надо всё время приноравливаться, приспосабливать свою душу и
поведение.
При этом не стоит удаляться в крайность и думать, что хорошие
отношения у мужа и жены могут быть только при полной, всесторонней
совместимости. Часто людей связывают далеко не все нити, но они терпимо
относятся к не очень приятным для них чёрточкам в другом человеке, уважают
его право на самостоятельность, «автономию». Кстати говоря, и эта
терпимость к неизбежным недостаткам близкого человека, и уважение к его
самостоятельности
входят в число главных опор совместимости.
Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает очень редко. Куда
чаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, но
разносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если только
бережно относиться
к ним.
Лучше всего совместимость
как бы обмениваются частицами своих «я», перенимают друг от друга какие-то
чёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим в себе, а часто тем,
что у одного
ярче и что кажется другому
притягательным.
Обмен частицами своего «я», психологическое обобщение друг друга –
топливо любви, которое поддерживает её огонь. Если этого топлива нет,
любовь чаще
всего гаснет.
Сплав этой общности и разности и создаёт всю непростую мозаику
супружеских отношений. С одной стороны, самим психологическим глубинам
человека – личности нужно, чтобы у него было как можно больше общих
интересов с близким человеком, чтобы у них «рифмовалось» как можно больше
сторон души. С другой стороны, чем развитее человек, тем он своеобразнее во
вкусах, пристрастиях, привычках, взглядах. Сама психология человека –
индивидуальности делает невозможным, чтобы у людей совпадали все интересы
или хотя бы основные стороны характера. Между полюсами этого противоречия и
балансирует у
каждой пары сплав похожести и
непохожести.
Совместимость – это или
«мирное сосуществование» с тем, что кажется нейтральным или не очень
приятным. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает,