Исследование причин семейных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов.

Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье.

Содержание работы

введение 3


1. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИчЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 8

1.2. ПРИчИНЫ КОНФЛИКТОВ. 14


2. ИЗУчЕНИЕ ПРИчИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя. 23

2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ОСНОВНЫХ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ

24

2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ

КОНФЛИКТНОСТИ 24

2.2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ СУПРУГОВ.

25

2.2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УДОВЛЕТВОРёННОСТИ БРАКОМ. 25

2.2.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. 26

2.2.5. ОБСУЖДЕНИЕ ИЗУчЕНИя РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 32

2.2.6. ОБСУЖДЕНИЕ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ «ДОМ –

ДЕРЕВО – чЕЛОВЕК» И «МОя СЕМЬя». 36

2.2.7. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИя КОНФЛИКТНЫХ

СИТУАЦИЙ. 43

ЛИТЕРАТУРА 46

Файлы: 1 файл

Конфликтология.Хар-ка основных причин супружеских конфликтов.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

окружающему миру, другим людям и себе самому формируются  под  влиянием  той

атмосферы, которая  царит в родном доме. Эмоциональный  настрой,  доминирующий

во взаимоотношениях супругов, имеет здесь  немаловажное  значение.  Проходит

совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы  начинают

удивляться, откуда у их  малыша  появились  не  очень  приятные  свойства  и

качества:  драчливость,  жадность,  капризность,  чрезмерная  застенчивость,

лживость,  возникновение  которых  в  свою  очередь   ведёт   к   серьёзному

осложнению и  без того натянутых отношений. 

      Как же избежать конфликтов, связанных   с  детьми?  Путь  только  один:

перестроить  свои  отношения  так,  чтобы  на  первое  место  вышли  задачи,

связанные  с  воспитанием  ребёнка,  уходом  за  ним.  Тогда  малыш   станет

настоящим центром  супружеских отношений, а не помехой. 

      Психологи знают:  воспитание  детей  –  это  поле  битвы,  на  котором

выясняются фактически не педагогические проблемы, а  супружеские  отношения,

взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные  заботы

– это одно, а  трудности воспитания  –  совсем  другое.  Многие  даже  наивно

полагают, что  не будь их дети такими «сложными», то и супружеские  отношения

складывались бы у них значительно ровнее, легче. Увы, они принимают  причину

за следствие. 

      Родительская любовь обогащает  супружескую. Любовь к детям   бескорыстна

по своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных  на  первых  порах

эгоистичных установок. Опыт родительской  любви  формирует  такие  качества,

как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а  потому

совершенствуют  сами супружеские отношения, делает их тоньше,  глубже.  Можно

сказать, что  дети – своеобразная  школа  воспитания  родителей.  Ведь  новые

заботы и хлопоты  заставляют действовать  иначе,  чем  в  начале  супружеской

жизни, появляются дополнительные права и  обязанности,  меняются  взгляды  и

отношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка  обнаруживает в себе  и  в

другом и новые  положительные качества, и неожиданные  способности, и  конечно

же,  некоторые  слабости,  жизненную  неопытность,  которые   теперь   нужно

преодолевать  самому  и  помогать  другому  избавиться  от  них.  Преодоление

трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием,

поднимает супругов на  качественно  новый  уровень  их  духовного  развития,

совершенствует  их  внутренний  мир.  В  преодолении  трудностей   и   своих

слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их. 

      Дети – это и новое качество  супружеских отношений. Раньше  была  любовь

друг к другу  – теперь она дополняется  совместной  любовью  к  ребёнку  и  в

порядке обратной связи – любовью детей к  родителям. 

      Воспитание детей  –  это   прежде  всего  самовоспитание  родителей.  С

появлением ребёнка  возникает необходимость многое знать и  уметь,  развивать

свои силы и  способности, чтобы соответствовать  идеалу отца  и  матери.  Ведь

ребёнок постоянно  наблюдает поведение  старших,  вначале  подражает  ему, а

повзрослев,  сознательно  избирает  идеалом  родителей  или…  не   избирает.

Поэтому нельзя в семье казаться хорошим,  а  нужно  таковым  быть  на  самом

деле. 

      Нормальные  воспитательные   отношения   складываются   при   взаимной

удовлетворённости  супругов,  их  соответствии  друг  другу  во  всех  видах

внутрисемейных  отношений.  Особое  положительное  значение  для  воспитания

детей  имеют  доверительные  отношения   в   семье,   а   также   социально-

психологическая готовность супругов к браку, включая  усвоение  элементарных

норм и правил  человеческого  общения,  принятия  взаимных  обязательств  по

отношению друг к другу, соответствующих их семейным роля: супруга,  супруги,

отца, матери и  т. п. 

      Частыми причинами аномалий в  воспитании детей являются систематические

нарушения супругами  этики  внутрисемейных  отношений,  отсутствие  взаимного

доверия, внимания и заботы, уважения, психологической  поддержки  и  защиты.

Нередко причиной такого рода  аномалий  является  неоднозначность  понимания

супругами семейных ролей,  завышенные  требования,  предъявляемые  супругами

друг к другу. Но  самыми,  пожалуй,  существенными  факторами,  отрицательно

сказывающимися  на воспитании детей,  является  несовместимость  нравственных

позиций  супругов,  рассогласование  их  точек  зрения  на  честь,   мораль,

совесть, долг, обязанности  перед семьёй, меру ответственности  за  состояние

дел в семье. 

      Основными путями и способами  практического  устранения  отрицательного

влияние перечисленных  факторов  на  воспитание  детей  являются  достижение

взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений  супругов. 

      Семейное счастье зависит от  обоих супругов. Если один идёт  на  встречу

другому, а тот  уклоняется от примирения, то супруги  могут  разминуться  раз,

другой… А затем  может наступить окончательный  разрыв.  Семейное  счастье  –

это постоянный творческий труд каждого из супругов,  напряжённая  ежедневная

деятельность. 

      Социологи изучали конфликтные  семьи и семьи на  грани   развода.  Самым

серьёзным для  судьбы брака  является  нарушение  (или  разрушение)  духовно-

нравственной  связи, главного в супружестве. Многие функции  в  таких  семьях

нарушаются, претерпевают значительные  изменения  психологические  установки

супругов  на  сохранение  брака.  Жизненные  планы  распадаются.   Нарушение

физической близости выражается в том, что  супруги  перестают  удовлетворять

друг друга  как  сексуальные  партнёры,  функция  деторождения  прекращается.

Экономическая сторона брачно-семейных отношений также изменяется. В ведении

домашнего  хозяйства  появляется  разобщённость:   муж   и   жена   начинают

«обслуживать»   каждый   сам   себя,   наблюдается    самостоятельность    в

финансировании.   Если   какой-либо   из    процессов,    характерных   для

дезорганизации  семьи, задерживается или прекращается,  разложение  семьи  не

будет окончательным. 

      Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё  счастье  построить   на

несчастье  другого  супруга.  Только   совместный   поиск   путей   создания

счастливой семьи  может привести к успеху. 
 
 

2. Изучение причин  семейных конфликтов. 
 

1 ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ  И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя. 

      ЦЕЛЬ РАБОТЫ – ИЗУчЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ. 

      Задачей является исследование  основных причин конфликтов в семье: 

      а) изучить при помощи теста  «Конфликтная ли Вы личность?»   имеется  ли

достаточная осведомлённость  друг о друге супругами; 

      б) определить уровень конфликтности  каждого из исследуемых; 

      в) исследовать супружеские пары на удовлетворённость браком; 

      г) определить представления супругов  о  значимости  в  семейной  жизни

сексуальных  отношений,  личностной  общности  мужа  и  жены,   родительских

обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов,  хозяйственно-

бытового  обслуживания,  моральной  и   эмоциональной   поддержки,   внешней

привлекательности партнёров; 

      д) изучить родительские отношения  супругов; 

      е) изучить влияние  уровня  конфликтности  на  развитие  и  воспитание

детей; 

      ж) изучить способы разрешения  конфликтных ситуаций у исследуемых  пар. 

      Гипотезы: 

      1. Недостаточная осведомлённость  друг о  друге  приводит  к  семейным

         конфликтам. 

      2.  Личностное  непонимание   является  основной  из  причин  семейных

         конфликтов. 

      3. Различные  взгляды  и   стереотипы  поведения  являются  важными  в

         возникновении  конфликтов,  а   также  представления   супругов   о

         значимости в семейной жизни   сексуальных  отношений,  родительских

         обязанностей, моральной и эмоциональной  поддержки и т. д. 

      Методы: 

     1. Тест «Конфликтная ли Вы личность» 

     2. Тест на уровень конфликтности 

     3. Методика «Удовлетворённость браком» 

     4. Тест родительских отношений 

     5. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» 

     6. Тест Томаса 

     7. Проективные методики: «Дом –  дерево – человек», «Моя семья» 
 

2.2. Обсуждение  результатов изучения основных  причин конфликтов в семье 
 

2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ

КОНФЛИКТНОСТИ 

      ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛА ПРИ ПОМОЩИ  ТЕСТА «КОНФЛИКТНАя ЛИ ВЫ ЛИчНОСТЬ?».

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУчЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ: 

|№  |Фамилия  семьи       |Жена         |Баллы  |Муж          |Баллы   |

|1  |Заикины             |Татьяна      |32     |Сергей       |32      |

|2  |Антоновы            |Наталья      |30     |Геннадий     |30      |

|3  |Скоблик             |Валентина    |36     |Виктор       |30      |

|4  |Ященко              |Оксана       |36     |Владимир     |24      |

|5  |Реутовы             |Светлана     |30     |Андрей       |26      |

|6  |Садошенко           |Светлана     |32     |Анатолий     |32      |

|7  |Щур                 |Анжела       |30     |Николай      |28      |

|8  |Дешевы             |Наталья      |28     |Александр    |32      | 
 

<

Информация о работе Исследование причин семейных конфликтов