Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в углублении и закреплении теоретических знаний по изучению речи дошкольников, приобретении навыков использования этих знаний в работе по исследованию речи детей дошкольного возраста. Результатом курсовой работы являются выводы и предложения в работе по увеличению и улучшению словаря детей дошкольного возраста.
I. Введение
3
II. Основная часть
5
1. Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками
5
1.1. Три стороны исследования речи, их связь между собой
5
2. Основные задачи развития речи дошкольников
12
3. Практическая часть
17
3. 1. Практическое овладение языком и осознание речи
17
3.2. Коррекционная работа по формированию общения детей со взрослыми и
сверстниками
29
III. Заключение
33
IV. Библиография
36
Содержание | С. |
I. Введение | 3 |
II. Основная часть | 5 |
1. Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками | 5 |
1.1. Три стороны исследования речи, их связь между собой | 5 |
2. Основные задачи развития речи дошкольников | 12 |
3. Практическая часть | 17 |
3. 1. Практическое овладение языком и осознание речи | 17 |
3.2. Коррекционная работа по формированию общения детей со взрослыми и сверстниками | 29 |
III. Заключение | 33 |
IV. Библиография | 36 |
V. Приложение | 37 |
I. Введение.
Исследование речи дошкольников очень актуально, так как одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и раскрываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Формирование произвольности речи, способности выбора языковых средств является важным условием не только развития связности речи, но и вообще усвоения языка, овладения тем, чего у ребенка пока еще нет в активной речи.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи—на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Диалог является основной формы речевого общения. Связность монологической речи начинает формироваться именно в нем. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух.
Цель курсовой работы состоит в углублении и закреплении теоретических знаний по изучению речи дошкольников, приобретении навыков использования этих знаний в работе по исследованию речи детей дошкольного возраста. Результатом курсовой работы являются выводы и предложения в работе по увеличению и улучшению словаря детей дошкольного возраста.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение теории исследования и развития речи дошкольников;
- описание проблемы исследование речи;
- предложение практических рекомендаций по изучению и совершенствованию речи детей дошкольного возраста.
Методика исследования речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию связной речи уже должна начинаться.
В разработке этой методики принимали участие известные ученые и практические работники – педагоги, методисты: Тихеева Е. И., Щелованов Н. М., Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф., Каверина Е. К., Розенгарт-Пупко Г.Л., Лямина Г. М., Петрова, Соловьева О.И. и др. По словам психолога Соловьевой О. И., перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительной детской речи. А начальный период обучения грамоте – это формирование нового отношения к речи. Российский языковед и методист Пешковский А. М. считал сознательное пользование языковыми средствами основным отличием литературной речи от речи обыденной.
II. Основная часть
1. Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками
1.1. Три стороны исследования речи, их связь между собой
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».
В исследовании речи необходимо различать три стороны — психофизиологическую, психологическую и логическую. Речь является прежде всего системой звуков, производимых нашим голосовым аппаратом; это производство звука, его артикуляция есть физиологический, точнее говоря — психофизиологический процесс, который мы можем изучать отдельно. Однако, речь в психофизиологической своей стороне не развивается отдельно от того, для чего она существует. Самое развитие речи связано с тем, что она имеет «значение», т. е. служит средством выражения внутреннего мира — чувств, желаний, мысли. Вначале речь обслуживает эмоциональную сферу души, выражает чувства и желания; постепенно затем она начинает обслуживать и интеллектуальную сферу, что и становится впоследствии главной задачей речи. В этой своей функции, в выражении наших мыслей, речь становится орудием мышления и неизбежно подчинена логическим законам, точнее говоря — в развитии речи можно с известным правом говорить о логической стороне этого развития. То, что называется грамматической стороной речи, частью и является носителем логической стороны речи, хотя в полноте своей грамматическая сторона речи служит выражением не только логических, но и психологических моментов речи.
«Чистая» мысль, как таковая, подчинена логическим законам и только им. Но «чистая» мысль, свободная от всякого психического своего выражения, может быть констатирована лишь как один из переходящих моментов в развитии нашего мышления. Самостоятельное бытие «чистой» мысли, совершенно свободной и в себе и в своих связях с другой работой мысли от психического выражения, для нас неосуществимо. «Чистая» мысль осуществима для нас лишь как момент, включенный в психическую ткань. Отсюда становится для нас ясным, что действие мысли, как таковой, т. е. в ее чисто логической стороне, на речь только потому и возможно, что между логическими и психофизиологическими процессами стоят еще психические. Эти психические процессы делают возможный взаимное влияние мышления и речи, так как если мышление есть одновременно логический и психический процесс, то речь является психофизиологическим процессом. Как ни один звук, который мы издаем, не стоит вне связи с психическим миром, так и наша мысль, будучи в своем существе внепсихической — как акт чистого понимания реализуется в нас в системе психических процессов, включена в психическую ткань. Через психическую эту среду логические и психофизиологические процессы могут иметь друг на друга влияние. Таким образом, говоря о наличности трех сторон в речи, мы имеем в виду не действительное отдельное существование их рядом друг с другом, а лишь различаем эти стороны, не отделяя их одну от другой. Фактически речь развивается как единый, хотя и сложный процесс; реальность языка представляет нам живое и органическое единство этих сторон, так что только в целях анализа и возможно их различать.
Подходя к речи с психофизиологической стороны, мы можем различить в развитии речи несколько фаз. Вслед за другими авторами мы будем различать три фазы:
1) крика
2) лепета
3) настоящей речи.
Однако при настоящем состоянии знаний о развитии речи это деление не вполне удовлетворительно, и мы будем им пользоваться лишь за отсутствием более точного.
В первой фазе мы находим у ребенка крик, плач и первые пробы артикуляции; некоторые наблюдатели различают, поэтому в первой стадии две ступени: первая ступень (первые 6 недель) — неартикулированный крик и вторая ступень (до конца первой половины года) — артикулированный крик. Это верно в том смысле, что зачатки артикуляции могут быть найдены уже в крике, как это впервые отметил, Прейер. Надо признать, что в процессе развития артикуляции известная роль должна быть отведена плачу, который, как мы уже говорили, музыкально богаче крика. Не следует забывать также, что в производстве звука огромное значение принадлежит дыханию; кто не знает общераспространенного мнения, что когда ребенок кричит — он «упражняет легкие»? И в самом деле, уже в крике, а тем более в плаче ребенок проделывает необходимую для развития голоса работу; в этом смысле было бы неправильно говорить, что в стадии крика ребенок издает звуки исключительно в целях выражения своих чувств или в силу рефлекторного механизма. Уже в этой стадии имеет место самоподражание — этот зачаток игры. Ребенок кричит или плачет иногда как бы в целях упражнения голоса, он просто повторяет одни и те же движения. Незаметно за этими движениями осуществляется очень важный процесс развития голосового аппарата.
Рядом с криком, плачем постепенно выступает новая форма производства звуков, которую принято характеризовать словом «лепет». Фаза лепета длится приблизительно от 3-го месяца до 9—12, а иногда и дольше; она обнимает все те формы производства звуков, которые предшествуют появлению настоящих слов, — и в этом смысле стадия лепета обнимает целый ряд разнообразных процессов. Писк и движение губами, начатки пения и повторение одних и тех же слогов, настоящая артикуляция и пробы новых звукосочетаний — все это обнимается понятием лепета. С одной стороны, здесь мы имеем дело с явлением самоподражания и настоящей игры звуками, с другой стороны, мы видим здесь пробы артикуляции, вовсе не связанные с установкой на игру. Было бы неправильно видеть в лепете только игру: игра является лишь одной из действующих здесь сил.
Хотя стадия лепета некоторое время уживается с криком и плачем, но постепенно вся голосовая эволюция как бы сосредоточивается в лепете. Это связано с тем фонетическим многообразием, которое мы находим в лепете: по уверению многих наблюдателей в фазу лепета ребенок овладевает почти всеми звуками языка. От следующей стадии лепет (с известным правом) может быть отличаем тем, что звукосочетания еще лишены «значения» — однако, не следует забывать, что уже в период лепета у ребенка имеются «слова», т. е. с известными звукосочетаниями соединяются те или иные «значения». Правда, это не «настоящие» слова в том смысле, что они не имеют определенного звукового контура: когда ребенок говорит: «мма — мма — мма» или «бба — бба — бба», то он может повторять один и тот же слог несколько раз, между тем «настоящее» слово имеет законченный контур («мама», «баба»). Однако, эти звуковые комплексы, не имеющие определенного контура, имеют свое «значение» — и это дает право говорить о «словах лепета». Все же прав и Селли, когда он видит в лепете «рудимент пения и музыки, а не артикулированного языка»; было бы точнее сказать, что в лепете гораздо большее значение принадлежит музыкальной стороне речи, чем артикуляции звуков. В течение стадии лепета ребенок постоянно упражняется в артикуляции, — но основной процесс лепета лежит не в артикуляции, а в развитии голоса вообще. Эта сторона еще мало изучена, но можно сказать, что ребенок прежде научается петь, чем говорить, Ритмика детского лепета, конечно, запутана: иногда в нем совершенно явственно выступает ритм, иногда он становится неясным. Во всяком случае, лепет гораздо больше связан с музыкальной стороной речи, с развитием детского голоса, чем с артикуляцией, как таковой. Слушая детский лепет, сплошь и рядом отмечаешь колебания в производстве звуков: один раз ребенок явственно и раздельно произносит какие-либо звуки, затем словно забывает их. Все это связано с тем, что главная работа лепета лежит не в артикуляции, которая является побочным результатом основного процесса. Можно думать, что самая артикуляция становится доступной, дифференцируется только потому, что ребенок в лепете занято развитием голоса, как такового, что и делает его гибким.
Информация о работе Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками