Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в углублении и закреплении теоретических знаний по изучению речи дошкольников, приобретении навыков использования этих знаний в работе по исследованию речи детей дошкольного возраста. Результатом курсовой работы являются выводы и предложения в работе по увеличению и улучшению словаря детей дошкольного возраста.

Содержание работы

I. Введение
3
II. Основная часть
5
1. Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками
5
1.1. Три стороны исследования речи, их связь между собой
5
2. Основные задачи развития речи дошкольников
12
3. Практическая часть
17
3. 1. Практическое овладение языком и осознание речи
17
3.2. Коррекционная работа по формированию общения детей со взрослыми и
сверстниками
29
III. Заключение
33
IV. Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

5) руководство познавательной и речевой деятельностью детей воспитатель осуществляет через указания, как надо действовать с предметами, и вопросы (указания и вопросы часто исходят как бы от игрового персонажа, участвующего в занятии). (Приложение 2).

Описанное в приложении 2 занятие по рассматриванию предмета имеет три части. Первая часть — постановка перед детьми учебной задачи. Но учебная задача — фор­мирование дифференцированного восприятия — опосредуется иг­рой: надо научить мишку узнавать варежки. Игровая ситуация доступна для трехлетнего ребенка и интересна.

Вторая часть основная. Воспитатель демонстрирует предмет, вычленяет его строение, связывает с назначением. Предметы, у которых отсутствуют те или иные части, очень наглядно для ребенка обнаруживают значимость каждой детали, невозможность использовать такую вещь по назначению и обеспечивают рас­члененное восприятие, а также освоение соответствующего слова­ря. Неожиданность ситуации вызывает у детей эмоциональный подъем, заинтересованность, повышает речевую активность.

Третья — выбор предметов всеми детьми. Здесь осуществля­ется закрепление новых знаний; полученные детьми знания ис­пользуются для воспитания умения выбирать предмет, руководст­вуясь представлениями о нем, давая объяснения непонятливому мишке.

Первая и третья части предполагают относительно свободную организацию: дети принимают игровое задание, самостоятельно его выполняют, свободно, непринужденно разъясняют игровому персонажу то, что освоили сами, радуются тому, что они знают и могут. Занятие проходит живо, эмоционально. В нем участву­ет вся группа детей одновременно.

Другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей, являются занятия по ознакомлению с качествами  и свойствами  предметов.

При проведении таких занятий воспитателю следует учиты­вать ряд положений:

1.   Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование.  Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

2.   Формирование способов обследования требует точных ука­заний воспитателя к использованию обследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству (например, надави —для выделения твердости, погладь — для выделения гладкости,
шероховатости поверхности, сомни — для выделения мягкости и т. п.).

Наглядный материал предоставляется для активных обследовательских действий   каждому   ребенку,   чтобы   обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов,   на основе их выделения и восприятия.

4.   Вычленение каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как твердый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый — с легким, прозрач­ный— с непрозрачным и т. п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т. д.

5.   Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т. е. включить в результативную,  содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.

6.   Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода  зависит и от подбора наглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества  были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яр­кая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занима­тельность и т. п.) было бы как можно меньше.

Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая диктуется логикой познания ребенка-дошкольника. (Приложение 3).

Завершающими в системе занятий, посвященных формиро­ванию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению пред­метов.

Так как они опираются   на   сформированные умения видеть части и детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в старшей группе.

Целью таких занятий в плане решения задач словарной работы является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Успех занятий, их эффективность зависят от ряда условий:

1)    подбора предметов для сравнения. Они должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и т. п.);

2)    плановости сравнения. Воспитатель направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей,  деталей,   сначала  в  плане  различия,  а  затем  сходства.
Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;

3)    отбора приемов обучения. Основными приемами обучения на таких занятиях являются вопросы и указания воспитателя, помогающие детям: а) последовательно строить сравнение; б) увидеть те особенности, которые дети сами не замечают; в) наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово;

4)    соотношения речевой активности воспитателя и детей. Максимум речевой активности здесь должны проявлять дети. Воспитатель скупыми, немногословными, точными вопросами, указани­ями возбуждает и направляет их умственную и речевую актив­ность. (Приложение 4).

Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качест­вами и свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предмета­ми, обследовательских действий), прилагательные (названия качеств).

Рассмотрим третью группу занятий, на которых задачи сло­варной работы решаются в процессе обобщений, формирования понятий.

Существуют понятия, различные по объему и степени отвле­ченности и обобщенности. В связи с особенностями познаватель­ной деятельности дети дошкольного возраста осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выра­жены и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образ­ного способа мышления.

В программу воспитания в детском саду включено требование формировать видовые  и родовые обобщения. И видовые, и родовые понятия требуют выделения существенных признаков и обобщения по ним, но характер этих признаков, их коли­чество различны.

Так, существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, ве­личина и т. п. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников; гольф, чулок, носок отличаются длиной; шарф, платок, косынка — формой и т. д.

Для родовых понятий существенными могут быть как внеш­ние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их.

Например, в основе таких родовых понятий, как «игрушка», «одежда», лежит способ использования различных по внешним признакам предметов; в основе понятий «овощи», «фрукты» ле­жит несколько признаков: способ использования, место произрастания, выращивание их человеком и т. д. (Приложение 5)

В процессе формирования видовых и родовых понятий осу­ществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов, благодаря чему обеспечивается точное словоупотреб­ление, точное называние предметов. Это обеспечивает краткость, точность и взаимопонимание в речевом общении.

Занятия, посвященные формированию понятий и соответству­ющего им словаря, требуют от детей умения видеть особенности предметов: части, форму, величину, назначение и др. Поэтому они опираются на умения, полученные дошкольниками на занятиях, где осуществлялось углубление знаний о предметах. Таким обра­зом, эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря и тесно связаны с другими видами занятий.

Несмотря на значительную общность, занятия по формиро­ванию видовых и родовых понятий имеют свои методические осо­бенности, которые объясняются содержанием понятий и возрастом детей. Занятия по формированию видовых понятий прово­дятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их ме­тодике учитывается следующее:

1. Занятие строится на наглядном материале. Наборы пред­метов должны включать предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, на­пример: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан, бокал и т. п., от которых дети должны отличать чашки.

2. Под видовым понятием имеется в виду понятие, узкое по объему, входящее как составная часть в родовое понятие, например: стул, стол, чашка, ботинки и т. п. Эти понятия объединяют один вид предметов.

3. Под родовым понятием имеется в виду понятие большего объема, включающее как составные части   видовые понятия.   Родовое   понятие «одежда» включает ряд видовых: платье, пальто, куртка и т. п.; родовое понятие «мебель» включает видовые понятия: шкаф, стол, стул, кресло и др.

4. Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, вы­делив признак, положенный в основу выбора.

5. Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую.

Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой. (Приложение 6).

Методика занятий, посвященных формированию родовых об­общений и соответствующего словаря, также направлена на выделение из группы признаков существенных. Но поскольку в этом случае обобщается группа предметов различных видов, то такое занятие будет иметь особую структуру.

Первая часть его посвящается выделению всего набора уже известных детям по предыдущим занятиям признаков предметов.

Вторая часть имеет целью отделить существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщить группу предметов по существенным признакам и ввести слово, обозначающее эту группу (работа над понятием).

Третья часть занятия посвящается упражнению детей в под­ведении видов предметов под понятие на основе учета сущест­венных признаков.

Свою специфику здесь будет иметь и подбор наглядного ма­териала для разных частей занятия. Для первой и второй частей отбираются три-четыре вида предметов, ярко различающихся по несущественным признакам.

Для третьей части занятия набор предметов дополняется дру­гими видами, входящими в данное понятие, и видами, в чем-то близкими, но входящими в другие понятия. Так, например, для первых двух частей занятия по формированию понятия «овощи» могут быть взяты морковь, лук, огурец, различающиеся по фор­ме, цвету, вкусу. Для третьей части дополнительно берутся капуста, редис, свекла, помидор, репа и т. д. и для отличия даются яблоко, груша, грибы, ягоды  и т. п. (Приложение 5).

Приведем пример такого занятия.

Программное содержание. Учить детей выделять существенные признаки в группе предметов и обобщать их по существенным признакам. Ввести в словарь детей слово транспорт. Продолжать работу по формирова­нию навыков учебной деятельности.

I часть. На доске — картинки с изображением парохода, грузовой ма­шины, самолета.

Воспитатель предлагает назвать, что нарисовано, затем рассказать о каж­дом из нарисованных предметов, направляя описание вопросами: «Для чего нужна грузовая машина? Какие части есть у грузовой машины? Кто управля­ет грузовой машиной?» и т. д.

II часть. После описания всех предметов воспитатель предлагает отве­тить на вопрос: что разного у всех трех предметов? Задает направляющие вопросы о скорости, среде передвижения, внешнем виде и т. д. А затем, обоб­щив ответы детей, просит ответить: «Что у них общего?»

Если дети затрудняются, задает наводящий вопрос: «Для чего они нужны людям?» Затем обобщает ответы детей, подводя их к обобщению: «И пароход, и самолет, и грузовая машина нужны, чтобы перевозить людей и грузы». За­тем вводится новое слово, обозначающее данное обобщение: «Все, что служит для перевозки людей и грузов, можно назвать транспортом». Затем детям предлагается повторить, как можно эти предметы назвать одним словом. Что­бы акцентировать внимание детей на существенном для понятия признаке, их просят ответить на вопрос, как можно узнать, что это транспорт.

В III части занятия организуются упражнения в подведении под поня­тие. С этой целью воспитатель предлагает поставить картинки с изображением предметов, относящихся к транспорту, на одну подставку, а на другую — то, что к нему не относится, и мотивировать решение, т. е. выделить существенный для понятия признак.

В набор входят следующие картинки: автобус, пассажирский и товарный поезда, вертолет, лодка,  легковая машина, велосипед, а также   корова,   комбайн,   швейная   машина, кресло, платяной шкаф, пушка. Задания выполняют дети, вызываемые пооче­редно. Остальные привлекаются к контролю и помощи в случаях затруднений или ошибок. В случае ошибок всем детям задаются вопросы: «Правильно ли выполнено  задание?   Почему  неправильно?  Как  нужно сделать правильно? Почему так?» Эти вопросы направлены на закрепление знания существенного признака, умения опираться на него при подведении предмета под понятие.

На занятиях, посвященных закреплению понятий и соответ­ствующих слов, первая часть может быть опущена. Работа про­водится   сразу  с  двумя   ранее   сформированными   понятиями (например, овощи и фрукты, одежда и обувь, мебель и посуда и т. п.). Здесь используются не только картинки и предметы, но и словесные игровые упражнения по типу «летает — не летает» и т. п.

Информация о работе Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками