Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в углублении и закреплении теоретических знаний по изучению речи дошкольников, приобретении навыков использования этих знаний в работе по исследованию речи детей дошкольного возраста. Результатом курсовой работы являются выводы и предложения в работе по увеличению и улучшению словаря детей дошкольного возраста.

Содержание работы

I. Введение
3
II. Основная часть
5
1. Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками
5
1.1. Три стороны исследования речи, их связь между собой
5
2. Основные задачи развития речи дошкольников
12
3. Практическая часть
17
3. 1. Практическое овладение языком и осознание речи
17
3.2. Коррекционная работа по формированию общения детей со взрослыми и
сверстниками
29
III. Заключение
33
IV. Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

В ходе эксперимента я выявляла уровень сформированности всех сторон речи. Уровень речевого развития у детей с задержкой психического развития после констатирующего эксперимента показал, что: словарный запас детей состоит из 50% имен существительных и 50% остальных частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, местоимений).   Уровень речевого развития у этих же детей после контрольного эксперимента показал, что словарный запас детей обогатился за счет имен существительных, глаголов, прилагательных, числительных и других частей речи. Словарный запас детей составляют примерно  35% имена существительные, 35% глаголы, 20% прилагательные, 10% остальные части речи.

Из проведенного мною исследования можно сделать вывод о том, что после коррекционной работы, проводимой в течение первого года обучения в процессе игр, бытовой жизни и занятий, детей речь их в процессе формирования общения с взрослыми сверстниками  изменилась, наблюдается качественное отличий в овладение лексикой, грамматикой, связной речью. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Отличается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдается трудности в различении морфологических элементов, выражающих причинно-следственные отношения.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции употребляются редко. Необходимо дальнейшее специально организованное коррекционное обучение. К концу третьего года обучения дети с задержкой психического развития в принципе могут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что развитие речи и других психических процессов возможно при наличии специально организованной коррекционной работы, а следовательно, дошкольного обучения в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

 

В ходе написания курсовой работы были достигнуты цели и реализованы поставленные перед работой задачи.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Взрослые — хранители опы­та, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Пе­редать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».

В развитии речи, как таковой, необходимо различать три стороны — психофизиологическую, психологическую и логическую.

Формирование произвольности речи, способности выбора язы­ковых средств является важным условием не только развития связности речи, но и вообще усвоения языка, овладения тем, че­го у ребенка пока еще нет в активной речи.

Говоря о наличности трех сторон в речи, мы имеем в виду не действительное отдельное сущест­вование их рядом друг с другом, а лишь различаем эти стороны, не от­деляя их одну от другой. Фактически речь развивается как единый, хо­тя и сложный процесс; реальность языка представляет нам живое и ор­ганическое единство этих сторон, так что только в целях анализа и воз­можно их различать.

Нормально ребенок к 4 годам  выговаривает все звуки своего родного языка; однако, надо сказать, что та стадия в куль­туре голоса, на которой останавливается процесс развития речи, охва­тывает только умение ясно и правильно выговаривать звуки родного языка — но не больше.

Высшая форма связной монологической речи — письменная речь. Она является более произвольной и осознанной, более пла­нируемой («программируемой»), чем устная монологическая речь.

Основными задачами развития речи дошкольников являются: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связ­ной речи, воспитания интереса к художественному слову, подго­товки к обучению грамоте.

Формирование произвольности речи, способности выбора язы­ковых средств является важным условием не только развития связности речи, но и вообще усвоения языка, овладения тем, че­го у ребенка пока еще нет в активной речи

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким сло­варем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. развитие словаря у детей является одну из важных задач развития речи.

Связная речь, аккумулируя успехи, достиже­ния ребенка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой сис­темы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию стано­вится важным условием овладения языком — его звуковой сторо­ной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной вы­разительности речи.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для по­следующего овладения грамотой.

Произнесение звуков при инициативном обращении имеет осо­бенно важное значение для развития речевого общения: здесь за­рождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека. Столь же важно подражание звукам и зву­косочетаниям, которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, одна­ко, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, ког­да он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и граммати­ческую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше.

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий, приведенных в приложении.

Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процес­се ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и  явлений  окружающей , занятий, где словарная работа опи­рается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях, и занятий, решающих задачи словарной работы в про­цессе обобщений, формирования понятий.

В курсовой работе было проведено исследование речи дошкольников, в ходе которого проведены констатирующий и контрольный эксперименты. В экспериментах участвовали дети 3-4 лет  в количестве 10 человек с задержкой психического развития.

В ходе обучающих экспериментов обследовались использование словарного запаса, антонимических и синонимических конструкций, грамматических категорий, использование предлогов в предложении, уровень сформированности связной речи в процессе игры, бытовой жизни и занятий.

В ходе эксперимента был выявлен уровень сформированности всех сторон речи. Уровень речевого развития у детей с задержкой психического развития после констатирующего эксперимента показал, что: словарный запас детей состоит из 50% имен существительных и 50% остальных частей речи.   Уровень речевого развития у исследуемых детей после контрольного эксперимента показал, что словарный запас детей обогатился за счет имен существительных, глаголов, прилагательных, числительных и других частей речи. Словарный запас детей составляют примерно  35% имена существительные, 35% глаголы, 20% прилагательные, 10% остальные части речи.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что развитие речи и других психических процессов возможно при наличии специально организованной коррекционной работы, а, следовательно, дошкольного обучения в целом. 

Таким образом, проводя указанные занятия, воспитатель может не только расширить словарь нормально развивающихся детей, но и помочь детям с задержкой психического развития к концу третьего года обучения догнать своих нормально развивающихся сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Библиография

 

1.       Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 512 с.

2.       Безрукова В.С. Педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 344 с.

3.       Бордовская Н.В., Реан А.К. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

4.       Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студ-тов пед ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

5.       Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики: Учебник. -  М.: Просвещение, 1980. – 208 с.

6.       Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 374 с.

7.       Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

8.       Литвина Л.Н. Дошкольная педагогика. -  М.: Просвещение, 1989. – 378 с.

9.       Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

10.   Логинова В.И.  Дошкольная педагогика в двух частях. - . -  М.: Просвещение, 1988. – 328 с.

11.   Мухина В.С. Психология дошкольника: Учебное пособие для студ-тов пед ин-тов. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

12.   Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 278 с.

13.   Шустов А.И. Справочник по дошкольному воспитанию.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1980. – 412 с.

 

 

 



Информация о работе Исследование речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками