Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:54, курсовая работа
Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Понятие и причины возникновения стрессов……………………….....5
I.1. Понятие стресса, фрустрация………………………………………………...5
I.2. Признаки стрессового напряжения………………………………………….6
I.2.1. Признаки острого (кратковременного) стресса…………………………..7
I.2.2. Признаки затяжного (хронического) стресса……………………………..8
I.3. Основные причины возникновения стресса………………………………...9
I.3.1. Организационные факторы………………………………………………...9
I.3.2. Личностные факторы……………………………………………………...11
I.4. Стадии стресса……………………………………………………………….13
I.5. Профессиональный стресс у медицинских работников…………………..15
Глава II Современные исследования в области синдрома выгорания……….19
II.1. Феномен «выгорания» в аспекте профессионального стресса………….19
II.2. Профессиональные факторы выгорания………………………………….20
II.3. Методы выгорания…………………………………………………………21
II.4. Работники, подверженные профессиональному выгоранию……………24
II.5. Профессиональное «выгорание» в помогающих профессиях…………..29
II.6. Коррекция синдрома выгорания…………………………………………..33
Глава III. Собственные исследования………………………………………….35
III. 1. Исследования по выявлению поведения типа А и вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко……………….. .35
Выводы…………………………………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..43
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие и причины возникновения стрессов……………………….....5
I.1. Понятие стресса, фрустрация………………………………………………..
I.2. Признаки стрессового напряжения………………………………………….6
I.2.1. Признаки острого (кратковременного) стресса…………………………..7
I.2.2. Признаки затяжного (хронического) стресса……………………………..8
I.3. Основные причины возникновения стресса………………………………...9
I.3.1. Организационные факторы………………………………………………...9
I.3.2. Личностные факторы……………………………………………………...
I.4. Стадии стресса……………………………………………………………
I.5. Профессиональный стресс у медицинских работников…………………..15
Глава II Современные исследования в области синдрома выгорания……….19
II.1. Феномен «выгорания» в аспекте профессионального стресса………….19
II.2. Профессиональные факторы выгорания………………………………….20
II.3. Методы выгорания………………………………………………………
II.4. Работники, подверженные профессиональному выгоранию……………24
II.5. Профессиональное «выгорание» в помогающих профессиях…………..29
II.6. Коррекция синдрома выгорания…………………………………………..33
Глава III. Собственные исследования………………………………………….
III. 1. Исследования по выявлению поведения типа А и вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко……………….. .35
Выводы………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..43
Приложения……………………………………………………
Введение
В отечественной и зарубежной психологии проблема стресса занимает одно из ведущих мест. Стресс изучается с позиций физиологического, психологического и поведенческого уровней. Одним из наиболее актуальных направлений является изучение профессиональных стрессов. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность, качество, здоровье работника. Согласно концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности в целях сохранения профессионального долголетия специалистов необходимо знание общих и специальных факторов риска для конкретных видов профессий и категорий людей. На основе этих знаний может строиться поиск путей возможного устранения или снижения их негативного влияния на субъектов труда. Важным аспектом современных исследований должно стать выявление отдельных видов профессиональных стрессов и их последствий. Проблема последствий профессиональных стрессов, к сожалению, часто остается вне зоны рассмотрения.
В переходный период на рынке труда появилось много новых профессий (торговый агент, брокер, дилер, менеджер, дистрибьютор и т.п.). Освоение данных профессий связано не только с приобретением новых профессиональных знаний и умений, но также с перестройкой системы самоотношений и отношений к трудовой деятельности.
Исследователи в области профессиональных стрессов пришли к выводу о том, что интенсивные межличностные взаимодействия, свойственные коммуникативным профессиям, могут представлять собой риск развития синдрома профессионального «выгорания». Имеются данные о том, что «выгорание» является следствием переживания хронических стрессов в таких профессиях, как учителя, менеджеры, продавцы, социальные, медицинские работники и др. При этом «выгоранию» способствуют не столько экстремальные воздействия, сколько хронические рабочие стрессоры средней интенсивности. Специалисты в области стресса полагают, что пролонгированный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов, действует на человека тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры. Эмоциональные нагрузки и связанное с ними переутомление, свойственные коммуникативным профессиям, могут стать причиной развития «выгорания».
Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления.
Цель исследования: изучить подверженность стрессу студентов фармацевтического факультета Воронежского государственного медицинского университета.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести анализ данных литературы современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме синдрома выгорания и обозначить основные методологические и инструментальные подходы к его изучению;
- провести исследования по выявлению поведения типа А у студентов 3 курса фармацевтического факультета Воронежской государственной медицинской академии;
- провести исследования
по определению вероятности
- провести исследования
по определению вероятности
Объекты исследования: анкеты, студенты фармацевтического факультета.
Методы исследования: статистический, логический, графический, сравнения, социологический.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое".[7] Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.
Понятие стресса первоначально
возникло в физиологии для обозначения
неспецифической
Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”.
К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, ожидание, крушение планов. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. [20]
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.
Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека или объект.
Отступление и уход. В
некоторых случаях субъект
Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, но стресс – это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие специалисты и даже отдельные учёные склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Совсем недавно доктор Дж. Мейсон, бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, посвятил очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров активацию “физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом”.[38, стр. 42] У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор, и, конечно, такие стрессоры наблюдаются у пациентов психиатра. [12]
Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания...
Стресс не всегда результат повреждения. Стрессорный эффект стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность – игра в шахматы и даже ходьба – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют “дистресс”.
Слово стресс пришло в
английский язык из старофранцузского
и средневекового английского и
вначале произносилось как
Телесные проявления:
изменение частоты сердцебиения
Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения. [7]
Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.
К наиболее частым проявлениям относятся следующие:
Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей