Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:54, курсовая работа
Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Понятие и причины возникновения стрессов……………………….....5
I.1. Понятие стресса, фрустрация………………………………………………...5
I.2. Признаки стрессового напряжения………………………………………….6
I.2.1. Признаки острого (кратковременного) стресса…………………………..7
I.2.2. Признаки затяжного (хронического) стресса……………………………..8
I.3. Основные причины возникновения стресса………………………………...9
I.3.1. Организационные факторы………………………………………………...9
I.3.2. Личностные факторы……………………………………………………...11
I.4. Стадии стресса……………………………………………………………….13
I.5. Профессиональный стресс у медицинских работников…………………..15
Глава II Современные исследования в области синдрома выгорания……….19
II.1. Феномен «выгорания» в аспекте профессионального стресса………….19
II.2. Профессиональные факторы выгорания………………………………….20
II.3. Методы выгорания…………………………………………………………21
II.4. Работники, подверженные профессиональному выгоранию……………24
II.5. Профессиональное «выгорание» в помогающих профессиях…………..29
II.6. Коррекция синдрома выгорания…………………………………………..33
Глава III. Собственные исследования………………………………………….35
III. 1. Исследования по выявлению поведения типа А и вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко……………….. .35
Выводы…………………………………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..43
Специфика оказания экстренной психологической помощи задает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение для сотрудника Телефона Доверия:
—невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент с любой проблемой, консультант должен быть в состоянии готовности постоянно;
—ограниченное время работы с каждым абонентом:
—сложно полностью контролировать контакт: абонент может в любой момент положить трубку и больше не позвонить или не дозвониться;
—длительное время работы, большое количество обращений за смену;
—невозможность „выбора“ клиентов как, в очном консультировании;
—незащищенность сотрудника Телефона Доверия от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз и т.д.;
—если консультант работает один (без супервизора, один канал), достаточно сложно получить поддержку, консультацию в затруднительной для него ситуации.
Все эти дополнительные стрессовые факторы усиливают возможность появления „синдрома сгорания". [21]
II.6. Коррекция синдрома выгорания.
Одним из наиболее эффективных направлений коррекции синдрома выгорания является оказание помощи специалистам в восстановлении или активизации процессов саморегуляции.
Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (то есть на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно, с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой мы понимаем целенаправленное самовоздействие как на отдельные функции и поведение, так и психоэмоциональное состояние в целом, достигаемое путем специально организованной психической активности. Эта активность направлена на управление своим физическим и психическим состоянием.[5]
Управление физическим состоянием предполагает воздействие (изменение тонуса) на произвольную (поперечно-полосатые или скелетные мышцы) и непроизвольную (гладкую) мускулатуру тела и работу с дыханием.
Управление психическим состоянием может осуществляться посредством использования образов разной модальности (чаще визуальных и аудиальных); слов (самопрограммирование) и других логико-символических средств (в т. ч, музыки); энерго-информацнонной регуляции (чистки и активизации психических и энергетических структур) человека.
Управление осуществляется посредством восстановления естественных или применения специально сконструированных приемов и способов саморегуляции на фоне мышечной и психической релаксации, освоение которой является важным условием саморегуляции. [13]
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
1) успокоение (устранение
физической и нервно-
2) восстановление (ослабление
проявлений утомления,
3) активизация (повышение психофизиологической реактивности, энергетичности, интереса). [5]
Эти положения были положены в основу разработки образовательной программы коррекции (профилактики) синдрома выгорания. Целью данной программы является создание условий для овладения специалистами средствами управления своим психоэмоциональным состоянием и поведением, активизации скрытых резервных возможностей, повышения эффективности и оптимизации профессиональной деятельности. [5]
Для организации работы по профилактике и коррекции выгорания важно:
1) разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете;
2) осознать их;
3) перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;
4) попробовать различные
способы самовоздействия и
5) регулярно и целенаправленно
использовать способы из
Такая работа и будет составлять суть профилактики выгорания посредством саморегуляции. Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием, эмоционально-энергетической регуляции.
Глава III. Собственные исследования.
III. 1. Исследования по выявлению поведения типа А и вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у студентов 3 курса Воронежской медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.
Для исследования нами были выбраны три вида анкет по данным научной литературы (приложение №1,2,3) и проведено анкетирование 45 респондентов.
Анкета 1. Относитесь ли вы людям типа А.
Анкета 2. Методика определения вероятности развития стресса (по Т.А. Немчину и Тейлору).
Анкета 3. Методика определения вероятности развития стресса (по Т.А. Азарных и И.М. Тыртышникову).
Все респонденты - жители г. Воронежа и Воронежской области.
Среди опрошенных было 40 женщин и 5 мужчин (таблица №1, рисунок №1)
Таблица №1. Распределение респондентов по полу.
Пол |
Курс, количество человек | |
3 курс | ||
Абс. |
% | |
Женский |
40 |
88,9 |
Мужской |
5 |
11,1 |
Всего |
45 |
100,0 |
Рис.1 Распределение респондентов по полу.
Возрастной состав опрошенных показан в таблице №2. Наибольший удельный вес составляют лица 20-24года (53,3%).
Таблица №2. Распределение респондентов по возрасту.
Возраст |
Курс, количество человек | |
3 курс |
% | |
15-19 |
21 |
46,7 |
20-24 |
24 |
53,3 |
Всего |
45 |
100,0 |
Анкета №1. Относитесь ли вы к людям типа А.
Поведение типа А – это поведение, при котором у людей проявляется в ярко-выраженном свете переживания несправедливости. Это стрессогенный фактор, в большей степени, воздействует на людей, которым присуа высокая степень соревновательности, тем, у кого развивается острое чувство подавленности из-за неудачи в достижении желаемого.
По данной анкете проводили опрос студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко. Общее количество респондентов – 45.
Для иллюстрации тенденций к уменьшению или увеличению склонности опрошенных к поведению людей типа А приведены таблица (№3) и сравнительное графическое изображение (рис. 2).
Таблица №3.Распределение респондентов по отношению к людям типаА.
Курс, количество человек | ||
3 курс |
% | |
Тип А |
22 |
48,9 |
Не относятся к типу А |
23 |
51,1 |
Всего |
45 |
100,0 |
Рис.2 Распределение респондентов по отношению к людям типа А.
Таким образом, нами установлено, что у студентов 3 курса есть склонность к поведению типа А лишь у 48,9%.
Анкета №2. Методика определения вероятности развития стресса (Т.А. Азарных и И.М. Тыртышников).
По данной анкете проводили опрос студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н Бурденко. Общее количество респондентов – 45. Результаты представлены в таблице (№4) и на диаграмме (рис.3).
Таблица №4. Распределение респондентов по выявлению вероятности развития стресса.
Курс, количество человек | ||
3 курс |
% | |
Стресс не проблема |
10 |
22,2 |
Умеренный уровень стресса |
33 |
73,3 |
Стресс |
2 |
4,5 |
Всего |
45 |
100,0 |
Как видно из диаграммы и таблицы №4, умеренный уровень стресса выявлен у 73,3%.
Анкета №3. Методика определения вероятности развития стресса (по Т.А. Немчину и Тейлору).
По данной анкете проводили опрос студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко. Общее количество респондентов – 45.
Распределение респондентов в зависимости от степени стрессоустойчивости представлено в таблице №5 и на рисунке 4.
Таблица №5. Распределение респондентов в зависимости от степени стрессоустойчивости.
Курс, количество человек | ||
3 курс |
% | |
Высокая стрессоустойчивость |
6 |
13,3 |
Средняя стрессоустойчивость |
11 |
24,4 |
Низкая стрессоустойчивость |
28 |
62,3 |
Всего |
45 |
100,0 |
Рис. 5 Распределение респондентов в зависимости от степени стрессоустойчивости.
Как видно из диаграммы, низкая стрессоустойчивость выявлена у 62,3% студентов 3 курса.
Выводы.
Библиографический список.
Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей