Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Понятие и причины возникновения стрессов……………………….....5
I.1. Понятие стресса, фрустрация………………………………………………...5
I.2. Признаки стрессового напряжения………………………………………….6
I.2.1. Признаки острого (кратковременного) стресса…………………………..7
I.2.2. Признаки затяжного (хронического) стресса……………………………..8
I.3. Основные причины возникновения стресса………………………………...9
I.3.1. Организационные факторы………………………………………………...9
I.3.2. Личностные факторы……………………………………………………...11
I.4. Стадии стресса……………………………………………………………….13
I.5. Профессиональный стресс у медицинских работников…………………..15
Глава II Современные исследования в области синдрома выгорания……….19
II.1. Феномен «выгорания» в аспекте профессионального стресса………….19
II.2. Профессиональные факторы выгорания………………………………….20
II.3. Методы выгорания…………………………………………………………21
II.4. Работники, подверженные профессиональному выгоранию……………24
II.5. Профессиональное «выгорание» в помогающих профессиях…………..29
II.6. Коррекция синдрома выгорания…………………………………………..33
Глава III. Собственные исследования………………………………………….35
III. 1. Исследования по выявлению поведения типа А и вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко……………….. .35
Выводы…………………………………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Нина.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

I.3. Основные причины возникновении стресса.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. [15]

I.3.1. Организационные факторы.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые  вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком  малая рабочая нагрузка, т.е. задание,  которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или  необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а  также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает  тогда, когда к работнику предъявляют  противоречивые требования. Например, продавец может получить задание  немедленно реагировать на просьбы  клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может  также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два  руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может  также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей  возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие  более интересную работу, проявляют  меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или  чрезмерного шума. Неправильные соотношения  между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

К факторам, связанным  с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего  питания, поддержание себя в форме  с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. [3]

I.3.2. Личностные факторы.

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием - эвстресс, отрицательные оставили как просто стресс. [25]

Некоторые жизненные  ситуации, вызывающие стресс можно  предвидеть. Например, смену фаз  развития и становления семьи  или же биологически обусловленные  изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные  способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм. [20]

1. Прежде всего необходима  достаточная информация о возможности  наступления подобных ситуаций.

2. Продумайте, как предупредить  конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

3. Не спешите делать  преждевременные скоропалительные  выводы, не принимайте решений  сгоряча, в состоянии нервозности  или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помните, что большую  часть вызывающих стресс ситуаций  вы способны решить сами, не  прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь  достаточный запас энергии и  силы воли для решения сложных  ситуаций - это одно из главных  условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.

7. Помните, что стрессовыми  ситуациями быстрее и лучше  овладевают те, кто умеет использовать  методы релаксации. Это самый  надежный способ подготовки борьбы  с ними.

8. Активный образ жизни  способствует созданию в организме  защитного фона против стресса,  улучшая тем самым деятельность  адаптационных организмов. Кроме  того, создаются благоприятные возможности  для развития способности к  контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

9. Для ослабления негативного  воздействия стрессовой ситуации  необходимы надежные эмоциональные  тылы, помогающие обрести чувство  уверенности в себе и обеспечивающие  вам эмоциональную и моральную  поддержку.

10. Преодолеть стрессовые  ситуации могут помочь некоторые  социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих  матерей, консультации для молодых  супругов и т.д.

I.4. Стадии стресса.

Изучение адаптационных  процессов тесно связано с  представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. [7]

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция  на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти  стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая  физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма,  его возникновение предполагает  взаимодействие между организмом  и средой;

2) стресс — более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное;  оно требует для своего возникновения  восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место  тогда, когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом  именно от восприятия угрозы, то его  возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы  не похожи друг на друга, от фактора  личности зависит очень много. К  примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности  нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

  • ощущение неопределенной угрозы;
  • чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
  • неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. [18]

Тревога может играть охранительную и мотивационную  роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают  усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога  — это сигнал опасности, которая  еще не реализована. Прогнозирование  этой ситуации носит вероятностный  характер, а в конечном итоге зависит  от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности  и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

I.5. Профессиональный стресс у медицинских работников.

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в  трудовой деятельности человека. В  настоящее время он выделен в  отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий, в частности медицинских работников, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. [12] Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень.Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей