Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Понятие и причины возникновения стрессов……………………….....5
I.1. Понятие стресса, фрустрация………………………………………………...5
I.2. Признаки стрессового напряжения………………………………………….6
I.2.1. Признаки острого (кратковременного) стресса…………………………..7
I.2.2. Признаки затяжного (хронического) стресса……………………………..8
I.3. Основные причины возникновения стресса………………………………...9
I.3.1. Организационные факторы………………………………………………...9
I.3.2. Личностные факторы……………………………………………………...11
I.4. Стадии стресса……………………………………………………………….13
I.5. Профессиональный стресс у медицинских работников…………………..15
Глава II Современные исследования в области синдрома выгорания……….19
II.1. Феномен «выгорания» в аспекте профессионального стресса………….19
II.2. Профессиональные факторы выгорания………………………………….20
II.3. Методы выгорания…………………………………………………………21
II.4. Работники, подверженные профессиональному выгоранию……………24
II.5. Профессиональное «выгорание» в помогающих профессиях…………..29
II.6. Коррекция синдрома выгорания…………………………………………..33
Глава III. Собственные исследования………………………………………….35
III. 1. Исследования по выявлению поведения типа А и вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко……………….. .35
Выводы…………………………………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Нина.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Анкета.

Методика определения  вероятности развития стресса  (по Т.А. Немчину и Тейлору).

Уважаемый респондент!

Просим ответить Вас на вопросы нашей анкеты. Анонимность  гарантируется.

 

Инструкция: в предлагаемом тесте перечисляется ряд утверждений с одним, вариантом ответа: либо «да», либо «нет». Отмечайте утверждения, с которыми вы согласны.

Текст опросника:

1. Обычно я спокоен,  и вывести меня из этого  состояния нелегко. «Нет».

2. Мои нервы расстроены  не более, чем у других людей. «Нет».

3. У меня редко бывают  запоры. «Нет».

4. У меня редко бывают  головные боли. «Нет».

5. Я редко устаю.  «Нет»;

6. Я почти всегда  чувствую себя счастливым. «Нет».

7. Я уверен в себе. «Нет».

8. Я практически никогда  не краснею. «Нет».

9. Я человек смелый. «Нет».

10. Я краснею не чаще, чем другие. «Нет».

11. Я редко ощущаю  сильное сердцебиение. «Нет».

12. Обычно: мои руки  теплые (не очень боятся холода). «Нет».

13. Я застеннив не  более, чем другие. «Нет».

14. Мне не хватает  чувства уверенности в своих силах. «Да».

15. Порою мне кажется., что я ни на что не годен.  «Да».

16. Бывают периоды беспокойства, не могу усидеть на месте.  «Да».

17. Меня часто беспокоит  желудок. «Да».

18. Не хватит духа  вынести предстоящие трудности.  «Да».

19. Хочется быть счастливым, как другие. «Да».

20. Кажется, передо  мной трудности, которые мне  не преодолеть. «Да».

21. Мне снятся кошмарные  сны. «Да».

22. Когда волнуюсь, дрожат  руки. «Да».

23. У меня беспокойный  сон, часто просыпаюсь. «Да».

24. Меня часто тревожат  возможные неудачи. «Да».

25. Иногда испытываю  страх, когда опасности нет.  «Да».

26. Мне трудно сосредоточиться  на одном задании. «Да».

27. Простую работу делаю  часто с напряжением. «Да».

28. Я легко прихожу  в замешательство. «Да».

29. Почти все время  испытываю неясную тревогу. «Да».

30. Я склонен принимать  всерьез даже пустяки. «Да».

31. Я часто переживаю  и плачу. «Да».

32. У меня бывают  приступы тошноты и рвоты. «Да».

33. Расстройство желудка  у меня почти каждый месяц.  «Да».

34. Я боюсь, что при  волнении сильно покраснею. «Да».

35. Мне обычно трудно  сосредоточиться на чем-то важном. «Да».

36. Меня постоянно беспокоит  желание улучшить свое материальное положение, хотя оно не хуже других. «Да».

37. Нередко думаю, о  чем не хотел бы поделиться  с другими, стыдно. «Да».

38. Иногда из-за переживаний  теряю сон. «Да»,

39. Когда волнуюсь, иногда  сильно потею. «Да».

40. Я иногда сильно  потею, даже в холодные дни.  «Да».

41. Временами из-за  волнений никак не могу заснуть.  «Да».

42. Я человек легко  возбудимый. «Да».

43. Иногда чувствую себя бесполезным человеком. «Да».

44. Нередко из-за волнения  могу легко выйти из себя. «Да».

45. Я часто ощущаю  смутную тревогу. «Да».

46. Я чувствительнее  многих своих товарищей. «Да».

47. Почти все время  испытываю чувство голода. «Да».

48. Часто кажется, что меня преследуют болезни. «Да».

49. Часто кажется, что  за мной кто-то наблюдает «Да».

50. Ожидание всегда  меня нервирует. «Да».

 

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

  1. Место жительства:

Город Воронеж                                                      Воронежская область


  1. Пол:

Мужской                                                          Женский


  1. Возраст:

15-19            20-24           25-29           30-34         35-39            40-44           45-49                    50-54            55-60


  1. Образование:

Высшее                Среднее               Студент           Учащийся                Прочее


  1. Профессия:

 

Обработка и  интерпретация результатов.

Подсчитывается количество утверждений, как «нет», так и  «да», с которыми вы согласны.

Если количество таких  утверждений достигает 40-50-человек  пребывает в состоянии стресса, резервы его организма близки к истощению – высокая вероятность  развития третьей стадии стресса.

До 25 – средняя стрессоустойчивость, при отсутствии адекватных мер (использование приемов саморегуляции и других «антистресс-технологий») существует вероятность развития негативных последствий стресса.

Не более 5-15- прогнозируется высокая стрессоустойчивость.

 

Благодарим  Вас за сотрудничество!

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Анкета.

Методика определения  вероятности развития стресса  (Т.А. Азарных и И.М. Тыртышников)

Уважаемый респондент!

Просим ответить Вас на вопросы нашей анкеты. Анонимность  гарантируется.

Инструкция: прочитайте предложения и выберите тот пункт, который наиболее подходит для вас. Долго не раздумывайте. Наиболее искренние ответы приходят первыми.

Текст опросника:

1. Два человека, хорошо вас знающие, обсуждают  вас. Какие из следующих утверждений  они, вероятнее всего, стали  бы использовать:

а) X -очень замкнутый человек, кажется, что ничто сильно его (ее) не беспокоит.

б) X - великолепный человек, но вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.

в) Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.

г) Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.

д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.

2. Присущи  ли вам в жизни некоторые  из следующих, наиболее распространенных  особенностей:

а) чувство, что вам  редко удается сделать что-либо правильно;

б) чувство, что вас  преследуют, загоняют в угол или в ловушку;

в) плохое пищеварение;

г) плохой аппетит;

д) бессонница по ночам;

е) кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение;

ж) чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и

з) паническое ощущение в  толпе или в закрытом помещении;

и) усталость и недостаток энергии;

к) чувство безнадежности («какая польза во всем этом»);

л) слабость или тошнота  без каких-либо внешних причин;

м) очень сильное раздражение  по поводу мелких событий;

н) неспособность расслабиться по вечерам;

о) регулярные пробуждения  среди ночи или ранним утром;

п) трудности в принятии решения;

р) невозможность перестать  обдумывать или переживать события  прошедшего дня;

с) слезливость;

т) убеждение, что вы ни с чем толком не можете справиться;

у) недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;

ф) нежелание встречаться  с новыми людьми и осваивать новый  опыт;

х) неспособность сказать  «нет», когда тебя просят что-то сделать;

ц) ответственность большая, чем та, с которой вы можете справиться.

3. Насколько  вы оптимистичны в настоящее  время:

а) больше, чем обычно;

б) как обычно;

в) меньше, чем обычно.

4. Нравится  ли вам смотреть спортивные  состязания?

5. Можете ли  вы позволить себе понежиться  в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?

6. Можете ли  вы в разумных пределах (профессиональных  и личностных) говорить откровенно;

а) с начальником;

6) с коллегами;

в) с членами семьи.

7. Кто обычно  несет ответственность за наиболее  важные решения в вашей жизни:

а) вы сами;

б) кто-то другой.

8. Когда вас  критикуют на работе руководители, как вы обычно чувствуете себя:

а) сильно огорченным;

6) умеренно огорченным;

в) слабо огорченным.                      

9.Вы заканчиваете  рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого:                                  

а) часто;      

б) иногда;   

в) только изредка.

10. Испытываете  ли вы большую часть времени  чувство, что у вас есть неулаженные  конфликты с коллегами?

11 Объем выполняемой  вами работы превышает отведенное для этого время:

а) постоянно;

б) иногда;

в) только изредка.

12. Часто ли  вы представляете себе, какие у вас профессиональные перспективы:

а) как правило, да;

б) иногда;   

в) лишь изредка.

13. Могли ли  бы вы сказать, что обычно  у вас достаточно времени, которое вы тратите на себя?

14. Если вы  хотите обсудить с кем-либо  свои проблемы, легко ли вам  обычно найти слушателя?

15. Находитесь  ли вы на пути, более или  менее обеспечивающем достижения  ваших главных жизненных целей?

16. Вы скучаете  на работе:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

17. Вы с удовольствием  собираетесь на работу:

а) в большинстве случаев;

б) в некоторые дни;

в) лишь изредка.

18. Чувствуете  ли вы, что на работе по достоинству  ценят ваши способности и дела?

19. Чувствуете  ли вы себя по достоинству вознагражденным на работе за ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?   

20. Есть ли  у вас чувство, что ваши руководители:

а) активно мешают вам  в работе;

б) активно помогают вам  в работе?

21. Если бы 10 лет назад вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким вы являетесь в настоящий момент, вы бы сочли себя:

а) превзошедшим собственные  ожидания;

б) соответствующим собственным  ожиданиям;

в) не достигнувшим собственных  ожиданий.

22. Если бы вы должны были оценить в баллах симпатии самому себе по шкале от 5 (максимум) до 1 (минимум), какой балл вы бы поставили сами себе?

 

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

  1. Место жительства:

Город Воронеж                                                   Воронежская область


  1. Пол:

Мужской                                                          Женский


  1. Возраст:

15-19            20-24           25-29           30-34         35-39            40-44           45-49                    50-54            55-60


  1. Образование:

Высшее                Среднее               Студент           Учащийся                Прочее


  1. Профессия:

Обработка и  интерпретация результатов.

Если вы получили:

от 0 до 15 баллов, то стресс не является проблемой вашей жизни;

от 16 до 30 баллов, то у  вас умеренный уровень стресса  для занятого и много работающего  профессионала. Тем не менее следует  проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить  стресс;

от 31 до 45 баллов, стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий;

от 46 до 60 баллов, на этом уровне стресс представляет собой главную  проблему, и что-то должно быть сделано  немедленно.

Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей