Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Понятие и причины возникновения стрессов……………………….....5
I.1. Понятие стресса, фрустрация………………………………………………...5
I.2. Признаки стрессового напряжения………………………………………….6
I.2.1. Признаки острого (кратковременного) стресса…………………………..7
I.2.2. Признаки затяжного (хронического) стресса……………………………..8
I.3. Основные причины возникновения стресса………………………………...9
I.3.1. Организационные факторы………………………………………………...9
I.3.2. Личностные факторы……………………………………………………...11
I.4. Стадии стресса……………………………………………………………….13
I.5. Профессиональный стресс у медицинских работников…………………..15
Глава II Современные исследования в области синдрома выгорания……….19
II.1. Феномен «выгорания» в аспекте профессионального стресса………….19
II.2. Профессиональные факторы выгорания………………………………….20
II.3. Методы выгорания…………………………………………………………21
II.4. Работники, подверженные профессиональному выгоранию……………24
II.5. Профессиональное «выгорание» в помогающих профессиях…………..29
II.6. Коррекция синдрома выгорания…………………………………………..33
Глава III. Собственные исследования………………………………………….35
III. 1. Исследования по выявлению поведения типа А и вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у студентов 3 курса Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко……………….. .35
Выводы…………………………………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Нина.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)
  • ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
  • монотонность работы;
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • неудовлетворенность социальным статусом.

Профессиональное «выгорание»  сотрудников может быть обусловлено  структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечают:

  • неадекватный уровень требований к специалисту;
  • недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);
  • дефицит внешней поддержки;
  • ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную адаптацию;
  • заниженность профессиональной самооценки;
  • эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности;
  • деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу).

Существует тесная взаимосвязь  между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание  может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу. [2]

Им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая  особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений. В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. [1] Эта точка зрения выдающегося психолога G. Roberts находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома «выгорания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Современные исследования в области синдрома выгорания.

II.1. Феномен «выгорания» в аспекте профессионального стресса

Понятие и теория психологического стресса связана с именем Р.С. Лазаруса. Он одним из первых подчеркнул, что отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, оценивающимися как угрожающие. То есть, развитие психологического стресса возможно и без материального присутствия его источника. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. Между воздействующим стимулом и ответной реакцией находятся промежуточные звенья, имеющие психологическую природу. Одним из таких психологических процессов и является оценка угрозы, которая представляет собой предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации.

В последние годы в  России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников (далее будет применяться термин "профессиональное выгорание" как наиболее адекватный). [5]

Профессиональное выгорание  возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без "разрядки" или "освобождения" от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. По существу, профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения (по Г. Селье).

В 1981 г. Э. Moppoy  предложил  яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

Одним из важных аспектов, влияющих на развитие выгорания, является профессиональная коммуникативная  сфера человека, которую с эмоциональной точки зрения часто очень трудно поддерживать, но в силу своей деятельности работник просто обязан это выполнять. [5]

Более глубинное рассмотрение проблемы - выгорание как разочарование  в поиске смысла жизни. Здесь идет речь о следующих вариантах разочарования: первое - это подмена смысла жизни: чаще всего работой, социальными ролями; второе - это разочарование, связанное с несоответствием между идеальными представлениями и существующей должностью. [13] В последнем можно выделить сразу два фактора, которые по современным представлениям приводят к развитию выгорания, - ролевой и организационный. Результатом столкновения человека с осознанием этой проблемы будет ноогенный невроз - это потеря вкуса к жизни, что порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, который выражается в апатии, депрессии и утрате интереса к жизни.

 

II.2. Профессиональные факторы выгорания.

Давно признано, что работа с определенными группами больных является дополнительным психотравмирующим фактором для специалистов-психологов или психотерапевтов. К таким группам относятся люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением. Выгорание считают исключительно расстройством сверхпреданных и трудолюбивых работников, а эти группы «трудных» больных в целом имеют ряд общих особенностей, которые притягивают преданных идеалистов; некоторые из этих пациентов плохо поддаются лечению, заставляя медицинских работников переживать чувство бессилия от невозможности облегчить страдания других.

Результаты исследований по данному вопросу свидетельствуют  о необходимости специальных внутриорганизационных мероприятий, направленных на предупреждение негативных переживаний медицинского персонала. Таковыми, например, могут быть повышение культуры делового общения, снижение уровня напряженности в деловом общении, использование системы подкрепления позитивного отношения к выполняемой работе и привлекательности работы в данном медицинском учреждении, психологическая разгрузка во время дежурства пли после него. Важно также создание такой психологической атмосферы и организационной культуры, которая способствует балансу позитивных и негативных переживаний, сопровождающих работу медицинского персонала в конкретном учреждении. [8]

 

II.3. Модели выгорания.

Согласно первой модели синдром выгорания включает в  себя три основные составляющие: эмоциональную  истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе. [23]

Вторая модель. Выгорание  как пятиступенчатый прогрессирующий  процесс.

Первая стадия («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.

Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия синдрома выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. [16]

Следующая модель выгорания:

1. Первая стадия - напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс выгорания.

2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями. Многие ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии синдрома выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

4. Четвертая стадия представляет собой синдром выгорания как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива. [9]

В соответствии со следующей моделью развитие синдрома выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие синдрома выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

 

II.4. Работники, подверженные профессиональному выгоранию.

 

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро "выгорают" сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у студентов медицинских специальностей