Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Структурный метод Э. Б. Титченера оказал важное значение на становление основных течений своего времени. Функционализм появился как реакция на структурализм Э. Б. Тит-ченера (и В. Вундта), акцентировавших свое внимание на содержании сознания, но не на его функции и исключавших приспособление, личные отличия, психическое формирование, зоопсихологию и другие течения, с ними соединенные. Бихевиоризм начался как протест против исключительного интереса Э. Б. Титченера к содержанию сознания. Гештальтпсихология в какой-то степени тоже появилась как реакция на атомизм сторонников Э. Б. Титченера в Германии.
55 ВЮЦРБУРГСКАЯ ШКОЛА
Представляет собой группу ученых во главе сне-мецким психологом О. Кюльпе, исследовавших в начале XX в. в Вюрцбурском университете (Бавария) высшие психологические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции («экспериментальное самонаблюдение», при котором человек, проходивший испытание, тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им ощущений на каждой из стадий выполнения инструкций). К вюрцбургской школе (ВШ) принадлежали немецкие психологи К. Мар-бе, Н. А. Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др. ВШ ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера.
Было выявлено, что мышление является психический процессом, закономерности которого не сводятся ни к законам логики, ни к законам возникновения ассоциаций.
Своеобразие мыслительных процессов объяснялось тем, что ассоциации отбираются в сопоставлении с тенденциями, создаваемыми имеющейся у испытуемого задачей. Организующая роль оводилась предваряющей поиск решения установке, которую одни представители ВШ считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции).
В противовес общепринятым
в то время восприятиям ВШ пришла
к выводу, что в сознании содержатся
несенсорные составляющие (умственные
действия и независимые от чувственных
образов смыслы и значения). Поэтому
специфику концепции ВШ обычно рассматривают
в том, что она включила в психологию
понятие о безобразном
Работы психологов
ВШ поставили ряд важнейших
Идеалистическая методология ВШ, отразившая влияние немецких философов Ф. Брента-но и Э. Гуссерля, препятствовала раскрытию реальных причин психических процессов.
Данные, полученные ВШ, вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титчене-ра, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.
56 ФУНКЦИОНАЛИЗМ В АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Функционализм анализирует восприятие с позиции перцептивного процесса. Образ восприятия осознается как функция перцептивной системы.
Идеи функционализма получили свое развитие в теории неосознаваемых умозаключений Г. Гельмгольца. Его положение: первоначальных сенсорных данных мало, чтобы воспринимать подробные предметы.
Во-первых, они многозначны по природе (зрительное течение не связано строго с сетчаточ-ным принципом стимула и зависит как от положения глаза в пространстве, так и от позиции второго; проекция плоскостей предмета допускает разнообразные объемные толкования).
Во-вторых, они излишни, т. е. не всякое чувство может стать компонентом образа предмета.
У истоков функционализма
в Америке стоял У. Джемс. Функционализм
– одно из главных направлений
американской психологии. К функциональному
течению принадлежат
Представители чикагской школы: Д. Энджим, Г. Кэрр. В Чикагской школе использовали методы интроспекции; объективного наблюдения, анализа продуктов труда (язык, искусство). Чикагская школа являлась научно-образовательной, в ней готовили будущих ученых.
Функционализм старался анализировать все психические проявления с точки зрения их адаптивного характера. Это требовало обусловить их отношение к обстоятельствам среды, с одной стороны, и к потребностям организма – с другой.
Функционализм подвергает
анализу вопрос влияния его устремленности
на решение жизненно важных для человека
сложных ситуаций под углом зрения
его биологически-
В контрасте со структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер) функционализм требует анализа сознания с точки зрения его функции в поведении как оружия, с помощью которого организм адаптируется к обществу.
Психические функции
анализируются в связи с
57 БИХЕВИОРИЗМ
Основателем бихевиоризма (от англ. behaviour – «поведение») является Джон Уотсон (1878–1958), опубликовавший статью «Психология с точки зрения бихевиориста». По его мнению, достойно исследования не сознание, а поведение. Дж. Уотсон в отличие от ученых, полагающих главным в поведении метод интроспекции, предложил изучать внешние проявления, которые видимы без специальных приспособлений.
Дж. Уотсон предложил регистрировать зримые проявления в поведении человека, которые рождаются внешними влияниями сознательно. Согласно формуле «Sh» R» (стимул-реакция) ответные реакции субъекта могут быть генетическими (наследственными) и приобретенными. Под наследственными имелись в виду рефлексы, физиологические реакции и простые эмоции; приобретенные – это привычки личности, его поведение, степень развития когнитивных процессов, усложненные чувства. Механизм исследования протекает по следующей схеме: под влиянием абсолютного стимула появляется наследственная реакция, которая находится в непосредственной связи с новыми условными стимулами.
Дж. Уотсон проводил эксперимент: в качестве безусловного стимула выступал резкий звук (или другое внешнее воздействие), которое вызывало у маленького ребенка страх, в сочетании сус-ловным стимулом в виде кролика. Через некоторое время было замечено, что даже простой показ кролика ребенку вызывал у него возникновение чувства страха.
Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и прагматизма, согласно которым исследование должно строиться только на объективных фактах, знание о человеке должно быть достаточно полным.
К концу 1920-х – началу 1930-х гг. появилось такое направление бихевиоризма, как необихевиоризм. Оно обусловливалось тем, что между стимулом и реакцией существуют так называемые промежуточные переменные.
Первые исследования бихевиористы проводили на животных. И лишь тогда, когда с уверенностью можно было говорить о достаточно глубоких познаниях в области поведенческих реакций, предметом исследования выступил человек.
По мнению ученых, поведение человека можно было формировать под воздействием заведомо подготовленных внешних стимулов. Но бихевио-ристы не учитывали того, что поведение и вся деятельность человека обусловливается определенными мотивами и целями. Бихевиоризм возник на основе исследований Э. Торндайка, работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Предметом бихевиоризма
является поведение человека со всеми
его врожденными и
Дж. Уотсон выделял 4 типа возникающих учеловека реакций: наружные приобретенные и наружные наследственные, внутренние приобретенные и внутренние наследственные. Бихеви-ористическое учение оказалось далеким от идеала, так как в нем предъявлялись слишком большие требования к строгости и объективности.
58 ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Гештальтпсихология (от нем. gestalt – «образ, форма») – направление в западной психологии, которое возникло в Германии в первой трети XX в., выдвинувшее программу исследования психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтпсихология (Г.) выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер и др.) принципа разделения сознания на отдельные элементы и построения из них по основам законов ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Мысль о том, что внутренняя, системная организация целого обеспечивает свойства и функции составляющих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). С помощью этого можно изучить ряд важных составляющих восприятия: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его непосредственного окружения («фона») и др.
При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в составлении двигательных реакций. Построение этого образа трактовалось особым психическим актом постижения, быстрого схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения Г. противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, которые случайно приводили к удачному решению. При изучение процессов человеческого мышления основной акцент был сделан на преобразовании («реорганизации», новой «центрировки») познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, который отличает их от формально-логических манипуляций, алгоритмов и т. п. Хотя идеи Г. и полученные ею результаты способствовали развитию знания о психологических процессах (прежде всего категории психического образа), а также привели к утверждению системного подхода, ее идеалистическая методология (восходящая к феменологии) препятствовала научному, причинному анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности центральной нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма. Главные представители – немецкие психологи М. Вертхеймер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции принадлежали К. Левину и его школе, которые распространяли принцип системности и идею приоритета целого в меняющихся психических образованиях на мотивацию поведения человека.
Другие представители: К. Гольдштейн – сторонник «холизма» (целостности) в патопсихологии, Ф. Хайдер, который ввел понятие о гештальте в социальную психологию с целью трактования межличностного восприятия и др.
59 ПСИХОЛОГИЯ
В РОССИИ ПОСТСОВЕТСКОГО
Во времена советской власти психология формировалась главным образом как традиционная наука.
Парадигматические
трансформации, случившиеся в психологии
на рубеже 1980– 1990-х гг., в качестве
своего непосредственного результата
ориентировали ее на общественную практику.
От психологии ожидается, что она
может предложить векторы для
общественной практики, обнаружить то,
что недоступно другим областям знаний.
За последние годы резко выросло
число учреждений, в которых показана
прикладная психология. Публикуется
много журналов, в которых освещаются
итоги практико-ориенти-
Энергично формируется психология деятельности во всех областях (инженерной, военной, космической, эргономики – В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, В. М. Мунипов и др.).
Юридическая психология развивается в трудах М. М. Кочетова, А. Р. Ратинова.
Новой для психологии
в России явилась разработка вопросов
политической психологии, но это течение
приобретает все большую
С трансформацией экономического мировоззрения в стране отдельные области психологии утратили свою актуальность с точки зрения «прибыльности». В ситуации подражания западной практичности отдельные течения не переносят проверки практикой, и их формирование сильно замедляется этим явлением. Одним из таких «аутсайдеров» становится зоопсихология, изучаемая В. М. Боровским, В. А. Вагнером, И. П. Павловой, Г. З. Рагин-ским.
Идут усиленные
поиски, обеспечивающие коррекцию патологий
речи, мышления и сознания посредством
обращения к потенциалам
Нейропсихология и
психоневрология приобретают