История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 183.88 Кб (Скачать файл)

Увеличивается круг проблем, с которыми люди обращаются за психологической помощью: вопросы  межличностных связей, сексуальные  аномалии, проблемы субъективного роста, детско-родительские конфликты, фобии, девиантное поведение.

Необходимость помощи в компетентной психологической  стимулирует формирование медицинской  психологии.

60 ГЛУБИННАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций  в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение  о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных, аффективно-эмоциональных, интуитивных процессов, а также  побуждений, стремлений, мотивов в  психической жизни, деятельности человека и оказывающих влияние на формирование его личностных особенностей. Глубинная  психология является направлением западной психологии. Наиболее известными направлениями  глубинной психологии являются: индивидуальная психология

A. Адлера, фрейдизм, аналитическая концепция К. Г.  Юнга, экзистенцинальный анализ Л. Бинсвангера, «гормическая» концепция B. Макдугалла, неофредизм.

З. Фрейд сформулировал  главные понятия в глубинной  психологии, такие как фиксация, регрессия, вытеснение и др. А. Адлер  определял в качестве одного из главных  мотивов стремление к самоутверждению. В дальнейшем система, разработанная  А. Адлером, стала источником «культурно-социологических» тенденций глубинной психологии. С другой стороны, К. Г. Юнг развернул  представление о функциях и структуре  бессознательного, включающее и коллективное бессознательное. Идеи глубинной психологии оказали значительное влияние на различные отрасли психологии, а также на медицину. Она повлияла на развитие отрасли медицины, которая рассматривает влияние психологических факторов на соматические заболевания. Патологические состояния психики определяются непросто как заболевания, а как психологические трудности психологические конфликты, которые приняли резко выраженную открытую форму. Отрицая интроспективное воззрение, которое отождествляло психику с ее «явленностью», открытостью сознанию субъекта, глубинная психология заняла определенную позицию, которая несовместима с научно-детерминантным подходом.

Главные, побудительные  причины действий человека изучаются  в качестве изначально заложенных в  его психологическом динамическом аппарате, который является бессознательным  по своей сущности. Л. С. Выготский, исходя из марксистской теории, противопоставил как «поверхностной» психологии, которая изучает различные феномены сознания интроспективным методом, т. е. методом самонаблюдения, так и глубинную психологию «вершинную», исследующую зависимость системы психологических функций (включая волю и аффекты) от исторически изменчивых форм культуры.

При оценке глубинной  психологии как сложного и неоднородного  комплекса возникает необходимость  отличать предложенные ею методы терапии, различные установленные новые  факты из раздела психологии бессознательного от имеющихся философско-теоретических  истолкований, которые часто имеют  механистический или иррационалистический характер.

61 ФРАНЦУЗСКАЯ  СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Главные представители  французской социологической школы: К. Сен-Симон, О. Конт, Э.Дюркгейм. Центральными составляющими учения К. Сен-Симона были такие положения:

1) история человеческого социума проходит три этапа, которым отвечают многообразные способы мышления: политеизм и рабство, теизм и феодализм, позитивизм и индустриализация;

2) используя методы научного позитивизма, можно обнаруживать законы общественного модифицирования и общественной организации;

3) объединение современного социума и управление должны находиться в руках исследователей и промышленников, так как чиновники, юристы и представители религиозных конфессий по своему происхождению непроизводительны и паразитичны;

4) кризис современного социума может быть разрешен с помощью новой веры, образованной на позитивизме и находящейся под контролем социологов.

О. Конт – философ, предложивший понятие «социология». С точки зрения О. Конта, социология, выступающая в роли апогея наук, должна формироваться как анализ, реализовываемый с точки зрения общественной динамики и общественной статики. О. Конт изучал деятельную роль социальных институтов в урегулировании общественного порядка.

Э. Дюркгейм полагал  сферой социологии изучение общественных явлений, а не индивидуумов. Он считал, что социум имеет свои реалии, не объединяемые с воздействиями и  мотивам субъектов, и что индивиды развиваются и ограничиваются окружающей средой.

В 1895 г. был опубликован его «Метод социологии». Э. Дюркгейм представил в данной работе, что закон является общественным явлением, олицетворенным в формальных зашифрованных правилах, и что он не зависит в своей жизни от конкретных личностей или какого-либо действия по его реализации.

Он писал о  том, что элементарные религии олицетворяли собой идею социума, а священные  предметы становились такими потому, что символизировали единство. Религиозная  культура включала в себя коллективные ценности, содержавшие в себе целостность  социума и его оригинальность. Культовые ритуалы выступали  за упрочение общественных ценностей  и поддержанию единства субъектов.

Э. Дюркгейм изучал универсальные функции культовых  систем в связи с цельностью социума  как такового. Он считал, что схемами  таких основополагающих категорий  человеческой идеи, как число, время  и пространство, послужили черты  общественной организации. По проблемам  политики он проявлял беспокойство из-за опасности для общества, идущей от людей, не ощущающих, что общественные нормы являются важными для них. Он полагал, что привлекательность  социализма для трудящегося класса связана с протестом против дезинтеграции  консервативных общественных связей и  ценностей, а не желанием уничтожать личное имущество как таковое.

62 ОПИСАТЕЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

В период кризиса  нового подхода к исследованию внутреннего  мира субъекта немецкий философ Вильгельм  Дильтей (1833–1911), представитель «философии жизни», выступил скритикой традиционных философских школ с претензиями на новое миропонимание, созданное в самой жизни, этой единственной действительности, изучаемой с помощью созидательных инстинктов и гениальной интуиции. Главный психологический трактат – «Описательная психология» (1894 г.).

Согласно В. Дильтею все науки о духе должны основываться на психологии. Естественнонаучная принадлежность психологии, в особенности во время ее становления как автономной науки, принимает у В. Дильтея негативную окраску. Критике подверглись позиции психологии, которую В. Дильтей называет пояснительной, ее предположения в изображении элементов – атомов и их ассоциациий и пр., которые нельзя аргументировать. Ее объектом не являлась всесторонность человеческой природы – объяснительная психология не может растолковать истинную жизнь души потому, что занимается мизерными явлениями и интерпретирует их ошибочно. Естественные науки имели в распоряжении факты, которые передаются извне, с помощью ощущений как единичные явления. В психологии факты выдвигаются изнутри как некая живая связь внутренней жизни, как нечто изначальное.

Антитеза понимания  и объяснения – основной методологический принцип описательной психологии. Это  противоположение явилось видом  критики натурализации в психологическом  изучении, которая присуща естественнонаучно  направленной психологии. Осмысление как метод постигающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Осмысление не идентично и целесообразному  знанию в терминах: описательная психология должна выявить неосуществимость того, чтобы волнения как абстрактная  категория были возведены в понятия. Объектами описательной психологии являются культурный человек и полнота  готовой внутренней жизни. Она должна быть описана, осмыслена и проанализирована во всем своем единстве.

Принципы В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрингера (1882–1963). Ее задачами стали изучение отношения персональной духовной структуры личности к структуре объективного духа и обнаружение видов смысловой устремленности, получивших название «формы жизни».

От общего утверждения  В. Дильтея о взаимодействии структуры внутренней жизни с культурой и о ценности как обусловливаемой экспансивным отношением личности Э. Шпрингер переходит к систематизации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, началу.

Э. Шпрингер выделяет шесть видов объективных ценностей: абстрактные, экономические, эстетические, общественные, политические, культовые.

63 ФРЕЙДИЗМ

Фрейдизм – это  названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее  развитие и структуру личности иррациональными, противоположными сознанию психическими принципами и применяющее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Образовавшись как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм (Ф.) в дальнейшем возвел свои положения в категорию общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. определяет представление об вечной скрытой войне между спрятанными в глубинах индивида бессознательными психическими возможностями и необходимостью выжить во враждебной данному индивиду социальной среде. Вето со стороны последней, нанося душевную травму, подавляет энергию бессознательных желаний, которая пробивается обходными путями в виде невротических симптомов, а также сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. д.

В структуре личности выделяют три компонента: ид («оно»), эго («я») и супер-эго («сверх-я»).

Ид – средоточение слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, которые стремятся к незамедлительному удовлетворению независимо от того, как относится субъект к внешней реальности. Способствует приспособлению к реальному окружению эго, которое считывает информацию об окружающей действительности и состоянии организма, запоминает ее и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго использует моральные стандарты, запреты и поощрения, которые усваиваются личностью в основном бессознательно в процессе воспитания, чаще всего от родителей. Возникая в результате механизма идентификации ребенка со взрослым, оно может проявляться в виде совести и способно вызывать чувства страха и вины. Так как требования, предъявляемые к эго со стороны ид, супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспособиться), несовместимы, человек неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это приводит к невыносимому напряжению, от которого индивид уходит при помощи «защитных механизмов» – вытеснения, сублимации, рационализации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводится детству, которое якобы однозначно определяет роли характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии рассматривается в том, чтобы определить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин, повлекших невротические симптомы. Для этого используется анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношение нормальных и патологических проявлений психики, ее защитных механизмов, влияния сексуального фактора, роли детских травм на поведение взрослого человека и др.

64 ЭВОЛЮЦИЯ  БИХЕВИОРИЗМА

Изначально бихевиоризм  занимался изучением непосредственных связей между стимулом и реакцией, которая необходима индивиду для  более быстрой адаптации к  окружающему миру. Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма  и прагматизма, согласно которым  исследование должно строиться только на объективных фактах, знание о  человеке должно быть достаточно полным.

К концу 1920 – началу 1930-х гг. появилось такое направление  бихевиоризма, как необихевиоризм. Оно ввело понятие о том, что между стимулом и реакцией существуют так называемые промежуточные переменные. Первые исследования бихевиористы проводили на животных. И лишь тогда, когда с уверенностью можно было говорить о достаточно глубоких познаниях в области поведенческих реакций, предметом исследования выступил человек. По мнению ученых, поведение человека можно формировать под воздействием заведомо подготовленных внешних стимулов. Но бихевиористы не учитывали то, что поведение и вся деятельность человека обусловливается определенными мотивами и целями. Поэтому это дает основание полагать, что в теоретическом и методологическом плане бихевиоризм несовершенен. Можно предположить и то, что он не ответил первоначальным замыслам исследователей. Большинство уче-ных-бихевиористов, продолживших изучение поведенческих реакций человека, не без основания указывали своим последователям на то, какие последствия могут возникнуть в результате воздействий на человека при помощи тех или иных стимулов.

Помимо Дж. Уотсона, исследованием поведения человека занимался К. Л. Халл, он вычленил из бихевиоризма операционализм.

Долгое время  он примерял формулу «стимул –  реакция» для различных исследований с целью ее проверки. Бихевиоризм  возник на основе исследований Э. Торндайка, работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Предметом бихевиоризма является поведение человека со всеми  его врожденными и приобретенными составляющими. Дж. Уотсон выделял 4 типа возникающих у человека реакций: наружные приобретенные и наружные наследственные, внутренние приобретенные  и внутренние наследственные.

Правда, в ходе дальнейших исследований были выделены инстинктивные  и эмоциональные реакции. По мнению Дж. Уотсона, особое внимание необходимо уделять усвоению новых навыков и научений. Согласно этому, навык приобретается путем проб и ошибок, поэтому проконтролировать этот процесс практически невозможно.

Дж. Уотсон сравнивал  поведение человека с поведением животных, поэтому в его исследованиях  человек рассматривался только лишь как реагирующее существо. Бихевиористичес-кое учение оказалось далеким от идеала, так как в нем предъявлялись слишком большие требования к строгости и объективности.

Информация о работе История психологии