Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

Целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмы мотивационных процессов, проследить становление мотивационной сферы человека. Другой важной целью нашей работы стало практическое применение психологических знаний о мотивации в формировании мотивов преступного поведения, проследить переход потребности в мотив противоправного поведения, разобраться в том, как изменяется структура личности правонарушителя.

Содержание работы

Введение …………..……………………… 1-2.
I. Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм
и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Механизмы формирования мотивации в психике человека.

II. Мотивация преступного поведения как детерминирующая система.
1. Понятие мотивации. ……………….………………….…… 2.
2.Мотивация и принятие решения. ….………………..….…… 5.
3.Понятие личности преступника. ……………………….…… 7.
4. Мотивационная сфера личности. …………………….……
III.Формирование мотивов преступного поведения…21.
1.Процесс возникновения и формирования мотивов……………21.
2.Появление потребности как источника активности личности..22.
3. Переход потребности в мотив противоправного поведения ….25.
4.Изменение мотивационной структуры личности правонарушителя…………………………………………………….31.
IV. Заключение………………………………...……….33.

Файлы: 1 файл

Мотивация реферат.rtf

— 770.65 Кб (Скачать файл)

 

 

План.

 

 

Введение     …………..………………………                    1-2.

I. Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм

и структура в психике человека. 
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения. 
1.2 Механизмы формирования мотивации в психике человека. 
   

II. Мотивация преступного поведения как детерминирующая    система.

1. Понятие мотивации. ……………….………………….……    2.

2.Мотивация и принятие решения. ….………………..….……  5.

3.Понятие личности преступника. ……………………….……  7.

   4. Мотивационная сфера личности. …………………….……

 

III.Формирование мотивов преступного поведения…21.

1.Процесс возникновения и формирования мотивов……………21.

2.Появление потребности как источника активности личности..22.

3. Переход потребности в мотив противоправного поведения ….25.

4.Изменение мотивационной структуры личности правонарушителя…………………………………………………….31.

 

IV. Заключение………………………………...……….33.

 

 

 

Введение.

 
Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы заставляют человека действовать, и направляют его поступки?» 
На эти вопросы мы пытаемся ответить, объясняя поведение окружающих нас людей в процессе взаимодействия, эти вопросы люди задают сами себе, анализируя свое поведение в конкретной ситуации и свою жизнь в целом. Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей, а получив представление о том что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы. 
Мотивация - это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмы мотивационных процессов, проследить становление мотивационной сферы человека. Другой важной целью нашей работы стало практическое применение психологических знаний о мотивации в формировании мотивов преступного поведения, проследить переход потребности в мотив противоправного поведения, разобраться в том, как изменяется структура личности правонарушителя. В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия. Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния. Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности. Осознать явление,   значит увидеть его действительные связи в объективном мире. Сознательная регуляция основана на знании - понятийном отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия - его цели.  Целеобразование - важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов  поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу - мотивом. Отсюда, мотив - это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии предварительного действия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел). Отсутствие четкого понимания мотивов, их смешение с побуждениями создает трудности в реализации соответствующих правовых норм.     Преступное деяние может быть совершено на основе сложной системы побуждений (например, убийство на почве месте, озлобления или ревности).

Понятием «низменные побуждения», а тем более понятием «личные побуждения» нельзя исчерпать всю сложную систему действительных побуждений и мотивов преступного деяния. Например, «хулиганские побуждения». Диапазон этого рода побуждений очень широк - это может быть и озорство, бравада, баловство, с одной стороны, и ненависть к людям, мезантропство, с другой. И вообще, существует ли «хулиганский мотив»? Ведь в основе хулиганства лежит не само хулиганства, а пренебрежение интересами общества, честью и достоинством окружающих людей.   

Здесь следует отметить, что преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности. Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и недостойными, социально положительными и антисоциальными. Мотивы, также как и цели действия, - понятия психологические, но в преступном деянии они приобретают уголовно-правовое значение. Наша задача заключалась в том, чтобы отразить то влияние, которое оказывает мотивационная структура человека на его деятельность и на его личность, а также выявить социально-психологические  причины   и условия совершения правонарушений. Мы полагаем, что механизм мотивации имеет двойственный характер, и рассматривать его необходимо как с биологической, так и с социальной позиции для достижения максимально полного представления о структуре и особенностях мотивации человека. Мы предполагаем, что система мотивации человека носит подвижный, изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мотивационной сферы человека. Также нам кажется, что по-разному мотивированные индивиды требуют разного подхода со стороны заинтересованного в эффективном взаимодействии лица (будь то родитель или педагог). Мотивированность индивида проявляется в процессе его деятельности, взаимодействии с окружающим людьми и миром, в его стремлениях и планах на будущее, одним словом, в его поведении. Поэтому предметом нашего исследования явились причинно-следственные связи поведения человека, такие понятия как мотив и мотивация, структура и иерархия мотивов, целеполагание и стремления личности. Объектом же выступают проявления индивида в поведенческих актах, направленных на удовлетворение своих потребностей. Чтобы более полно осветить данную проблему, автор этой работы обратился к различным теориям мотивации человека, избегая критического анализа, и пытаясь вобрать наиболее прогрессивные направления в исследованиях. Усилия, сопряженные с попытками понимания преходящих, текущих аспектов поведения, привели к множеству теоретических находок. А.Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремиться уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремиться усилить напряжение, пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал. Хотя подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека, мы же в своей работе пытались учесть все грани научной мысли по данному вопросу. 

 

Глава 1. Изучение мотивации человека, понятие мотивации,  
её механизм и структура в психике человека. 
1.1 Психологические теории мотивации.

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения.  Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания.  
Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. 
В философии и теологии человек издавна рассматривался как существо, одаренное разумом и свободной волей. Эти качества не только отличают человека от животного, определяя его сущность, но и налагают на него ответственность за свои действия и решения. Проблема объяснения человеческого действия в этом случае крайне проста. Человек действует разумно по легко усматриваемым причинам и законным основаниям, поскольку обладает разумом, а раз он наделен свободной волей, излишне и бесплодно объяснять его действия внешними силами -- будь то влияние внешней среды или состояния собственного тела. Конечно, разумным действиям и проявлению свободной воли могут препятствовать вспышки эмоций и страстей. Подобное (пусть и не столь упрощенное) объяснение поведения в истории науки встречается неоднократно. Признается при этом зависимость человека, человеческих действий от материальных и физиологических данных организма или считается, что поведение человека подчинено гедонистическому принципу поиска удовольствия и избегания неудовольствия, значения не имеет. Ведь всякое такое объяснение не позволяет преодолеть пропасть между человеком и животными, поведение которых управляется не разумом, волей, а слепыми природными силами, инстинктами.

Этот дуализм декартовского типа, был окончательно отвергнут вышедшей в 1859 г. книгой Чарлза  Дарвина «Происхождение видов». Различия в строении тела и способах поведения живых существ Дарвин (1809--1862) объяснил действием двух принципов: наличием случайных изменений признаков и естественным отбором этих признаков в борьбе за выживание. Оба принципа оказались весьма перспективными для детерминистского объяснения человека, человеческих действий. На основе этого детерминистского мировоззрения, распространению которого на феномены человеческой мотивации долгое время препятствовали представления о кардинальном онтологическом различии между человеком и животными, сложились три наиболее авторитетные точки зрения на проблемы мотивации.

Первая точка зрения, исходившая из существования между человеком и животными ряда переходных форм и считавшая, что объяснение поведения животных может иметь общие черты с объяснением человеческого поведения, выявила инстинкты и побуждения, которые приводят в действие человеческое поведение. Мак-Дауголл, рассмотрев в вышедшей в 1908 г. работе в качестве главного объяснительного понятия инстинкты, заложил тем самым основы исследования мотивации в духе теории инстинкта. Это направление до сих пор представлено в работах современных этологов (Лоренц, Тинберген). Почти одновременно с Мак-Дауголлом. Фрейд попытался объяснить такие, казалось бы, иррациональные феномены, как- содержание сновидений (1900) и поведение невротиков (1915), динамикой скрытых потребностей и тем самым заложил основы исследования мотивации в теории личности. Вторая точка зрения, исходившая из развития вида как результата размножения и поддержания существования только тех живых существ, которые могли приспособиться к окружающей среде, утверждала, что человеческий интеллект--явление не исключительное, а продукт миллионнолетней истории его становления. Интеллект, способность делать выводы из приобретаемого опыта, позволял сохранить вид, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды. Однако если это так, то современные виды животных должны обладать зачатками интеллекта. Предпринятые в 80-е гг. прошлого столетия попытки установить характерные для тех или иных видов формы интеллекта и сравнить их между собой породили сравнительную психологию. Из фактологических описаний и чисто умозрительных сравнений постепенно сложились типы систематического экспериментального исследования научения. Первые работы в этом направлении осуществил Торндайк в подвале дома своего учителя Уильяма Джеймса. Сам Джеймс (1842--1910) как психолог занимал примечательную промежуточную позицию между старой и новой психологией. Обладая непревзойденным даром интроспекции, он проследил феномен сознания в волевых действиях, исходя, с одной стороны, из наличия свободной воли, а с другой-- из свойственных человеку инстинктов. Согласно Джеймсу, человеческое сознание есть результат развития «нервной системы, которая усложнилась настолько, что не может управлять собою сама». [см.: Е. G. Boring, 1929, р. 501]. Джеймс экспериментов не ставил, но разработанное им понятие «habit» («привычка») впоследствии стало центральным в ассоциативной теории научения: привычка-- это автоматически протекающее действие, которое, по Джеймсу, сначала управлялось сознательно.

Инстинкт как механизм приспособления, в котором особым образом проявляется естественный отбор, рассматривал и Дарвин, но он объяснял появление инстинктов как результат случайных изменений. Дарвин представлял инстинкты как накопление отдельных рефлекторных актов, а изменения и прогресс в таких накоплениях могли осуществляться согласно эволюционной теории только постепенно. Таким образом, инстинкты в поведении человека и животных уже не требовалось рассматривать как нечто цельное и неделимое, их можно было разложить на доступные наблюдению реакции на раздражители. Рефлекторная дуга стала рассматриваться в качестве основного элемента поведения. Русский физиолог Павлов (перевод его работ на английский язык появился в 1927 г.) и американец Торндайк в начале нашего столетия стали инициаторами экспериментальных исследований научения, до сих пор не потерявших своего значения как метода изучения мотивации.

Павлов и Торндайк заложили основы того, что можно назвать ассоциативным направлением в исследовании мотивации. Обоих ученых интересовало изменение ассоциаций между стимулом и реакцией. Торндайка-- замена реакций на более успешные (так называемое инструментальное, или оперантное, поведение), Павлова-- замена раздражителя, приводящего в действие рефлекс, первоначально нейтральным раздражителем (классическое поведение). В ассоциативном направлении изучения проблемы мотивации с именем Торндайка связывается линия психологии научения, а с именем Павлова--линия психологии активации.

Наконец, третья точка зрения. По Дарвину, особенности в строении тела и поведении, которые дают преимущества при естественном отборе, проявляются не только как специфичные видовые признаки. Внутри вида всегда имеются индивиды, особенности строения и поведения которых позволяют им в борьбе за существование лучше приспособиться к усложнившимся условиям. Этот вывод определил интерес ученых к выявлению и учету индивидуальных различий. Френсис Гальтон (1822--1911), двоюродный брат Дарвина, провел обширные наблюдения, проверяя предположение о наследовании психических черт и способностей (сравни с евгеникой). Наряду с французским исследователем Альфредом Бине (1857--1911), разработавшим в начале столетия первые тесты интеллекта, он заложил основы психологического тестирования. Это направление какое-то время, особенно в США, развивалось независимо от проблематики остальных областей психологии, и только в 30-е гг. Оллпорт  и  Мюррей.

 Г. Мюррей. и Р. Кеттелл  нашли ему применение в исследовании мотивации, осуществлявшемся в русле теории личности.

Среди плеяды пионеров можно, наконец, выделить ученых, на чьи взгляды учение Дарвина не оказало сильного влияния. Их представления формировались под воздействием работ основателей классической экспериментальной психологии -- Фехнера (1801 --1887) и особенно Вильгельма Вундта (1832--1920). Центральная тема исследований Вундта- психологическая природа мотивации, а именно волевых актов. В этих актах Вундт усматривал основную особенность действующего и ощущающего индивида и потому утверждал, что в качестве психологической причины эти акты должны быть резко отделены от физической причинности, исследуемой естественнонаучными методами.

Процессы переработки информации, как сказали бы мы сегодня, сопровождаются, по Вундту, волевыми актами. Сам Вундт пытался проиллюстрировать свое утверждение на феноменах внимания и апперцепции, а также восприятия, мышления и памяти (W. Wundt, 1874; 1896, современные данные: Т. Mischel, 1970). Все эмоциональные процессы, такие, как чувствования и представления, пронизаны волевым началом, которое есть результат синтеза чувствований, ощущений и представлений. Ведущие к волевому акту чувствования и представления Вундт называл мотивами, в которых представления как составная часть волевых действий играют роль побудительной причины, а чувствования-- роль движущей силы.

Информация о работе Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека