Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:24, реферат
Целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмы мотивационных процессов, проследить становление мотивационной сферы человека. Другой важной целью нашей работы стало практическое применение психологических знаний о мотивации в формировании мотивов преступного поведения, проследить переход потребности в мотив противоправного поведения, разобраться в том, как изменяется структура личности правонарушителя.
Введение …………..……………………… 1-2.
I. Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм
и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Механизмы формирования мотивации в психике человека.
II. Мотивация преступного поведения как детерминирующая система.
1. Понятие мотивации. ……………….………………….…… 2.
2.Мотивация и принятие решения. ….………………..….…… 5.
3.Понятие личности преступника. ……………………….…… 7.
4. Мотивационная сфера личности. …………………….……
III.Формирование мотивов преступного поведения…21.
1.Процесс возникновения и формирования мотивов……………21.
2.Появление потребности как источника активности личности..22.
3. Переход потребности в мотив противоправного поведения ….25.
4.Изменение мотивационной структуры личности правонарушителя…………………………………………………….31.
IV. Заключение………………………………...……….33.
Алгоритмами, направляющими и структурирующими поведение человека являются установки, которые закрепляют определенный тип реагирования на окружающие условия, ситуации, объекты мира в отношении удовлетворения потребности. Установки позволяют упорядочить и упростить поступающуюся информацию и, тем самым, выбрать оптимальный путь удовлетворению потребности.
Пристрастный взгляд на мир каждого субъекта имеет свою логику и структуру, в которых и проявляются особенности его мотивации. Для изучения мотивации необходимо найти способы реконструкции этого взгляда. Адекватной экспериментальной основой изучения логики и структуры пристрастного взгляда субъекта на мир является психосемантическое направление, в рамках которого была разработана методика построения модели мотивации.
Исследование мотивации мы полагаем возможным через построение содержательной его модели. Для этого необходимо как минимум построение двух пространств с общим элементом. Один тип пространства должен позволить выявить эмоционально-оценочный компонент пристрастного взгляда на мир, другой - деятельностно-функциональный, целевой компонент. Взаимосвязь этих компонентов и будет являться оценкой специфики мотивации субъекта - пристрастности его взгляда на мир.
Каждый из этих компонентов можно рассматривать как взаимосвязанные части предложения: подлежащее, сказуемое, определение. Построение такого предложения приблизит нас к моделированию структуры взгляда на мир и выявлению специфики мотивации. Тем самым, проводится аналогия между существованием реальности как знаковой системы, текста и структуры мотивации субъекта как построенной её семантической модели.
В новейших психологических
концепциях мотивации, претендующих на
объяснение поведения человека, преобладающим
в настоящее время является когнитивный
подход к мотивации, в русле которого особое
значение придаётся феноменам, связанным
с сознанием и знаниями человека. Наиболее
часто употребляемыми в соответствующих
теориях являются понятия когнитивного
диссонанса, ожидания успеха, ценности
(привлекательности) успеха, боязни возможной
неудачи, уровня притязаний.
Чаще всего эти когнитивные переменные
используются не в отдельности, а комплексно.
Между ними устанавливаются определенные
взаимосвязи, зависимости, выражаемые
при помощи разнообразных символических
записей с использованием элементарных
арифметических операций. Нередко подобная
символика и форма записей употребляется
в теориях мотивации, где центральным
психическим процессом, объясняющим поведение,
является принятие решения.
Побуждение к действию может возникать
у человека не только под влиянием эмоций,
но также под воздействием знаний (когниций),
в частности, согласованности или противоречивости.
Одним из первых обратил свое внимание
на данный фактор и исследовал его, разработав
соответствующую теорию, Л.Фестингер.
Основным постулатом его теории когнитивного
диссонанса является утверждение о том,
что система знаний человека о мире и о
себе стремится к согласованию. При возникновении
рассогласованности, или дисбаланса, индивид
стремится снять или уменьшить его, и такое
стремление само по себе может стать сильным
мотивом его поведения. Вместе с попытками
редуцировать уже возникший дисбаланс
субъект активно избегает ситуаций, способных
его породить.
Уменьшить возникший диссонанс можно
одним из трех способов:
1. изменить один из элементов системы
знаний таким образом, чтобы он не противоречил
другому;
2. добавить новые элементы в противоречивую
структуру знаний, сделав ее менее противоречивой
и более согласованной;
3. уменьшить значимость для человека не
согласующихся между
собой знаний.
Наиболее выраженное мотивационное влияние
на человека когнитивный диссонанс оказывает
в следующих жизненных ситуациях: при
принятии жизненно важных решений, преодоление
сопровождающих их конфликтов; при вынужденном
совершении неприятных, нравственно неприемлемых
поступков; при отборе информации; при
согласовании мнения индивида с мнением
членов значимой для него социальной группы;
при получении неожиданных результатов,
противоречивости их последствий.
Было установлено, что после принятия
решения диссонанс, сопровождающий процесс
его принятия, обычно редуцируется. Это
происходит за счет придания большой ценности
тому решению, которое принято, а не тому,
которое отвергнуто. В этом просматривается
действие своеобразного психологического
механизма оправдания человеком сделанного
им выбора уже после того, как он совершен.
Установлено также, что после принятия
решения человек невольно начинает искать
дополнительное, его оправдывающие аргументы
и тем самым искусственно повышает для
самого себя ценность избранной альтернативы.
Одновременно с этим он обнаруживает склонность
игнорировать неприятную для него информацию,
говорящую о том, что он принял не самое
лучшее из решений. Иногда происходит
и обратное: уже после осуществления выбора
и принятия решения повышается ценность
не той альтернативы, которая избрана,
а той, которая оказалась отвергнутой.
В результате диссонанс не уменьшается,
а еще большеувеличивается. Оказалось,
что в тех случаях, когда силой обстоятельств
человек бывает вынужден совершить действие,
повлекшее за собой нежелательный результат,
он стремиться задним числом повысить
ценность данного результата для того,
чтобы уменьшить возникший в результате
диссонанс. Во всех описанных случаях
в действие вступают психологические
защитные механизмы, которые были описаны
З.Фрейдом.
Замечено, что состояние когнитивного
диссонанса при наличии несогласованности
в знаниях возникает не всегда, а лишь
тогда, когда субъект воспринимает себя
самого в качестве наиболее вероятной
причины несогласованности, т.е. переживает
действия, приведшие к ней, как свои собственные,
за которые он несет персональную ответственность.
Таковы основные положения теории когнитивного
диссонанса Л.Фестингера.
Итак, к середине текущего столетия в психологии
мотивации выделились и до сих пор продолжают
разрабатываться, как относительно самостоятельные,
по меньшей мере 10 теорий. Только интеграция
всех теорий с глубоким анализом и вычленением
всего того положительного, что в них содержится,
способно дать нам более или менее полную
картину детерминации человеческого поведения.
Однако такое сближение серьезно затрудняется
из-за несогласованности исходных позиций,
различай в методах исследований, терминологии
и из-за недостатка твердо установленных
фактов о мотивации человека.
1.2 Понятие и сущность мотивации.
Механизмы формирования мотивации в психике
человека.
Термин «мотив» - русифицированное французское
слово «motif», в
буквальном смысле слова обозначает «побуждение»,
или от латинского слова «moveo» - двигаю.
Большая Советская Энциклопедия приводит
следующее определение данному понятию:
«Мотив в психологии - побудительная причина
действий и поступков человека. Исходным
побуждением человека к деятельности
являются его стремления удовлетворить
свои материальные и духовные потребности».
Мы видим, насколько различными могут
быть подходы к изучению данного феномена
человеческой психики, и на сколько сложной
является мотивационная сфера человека,
объединенная таким простым, на первый
взгляд понятием. Какова же природа механизма
мотивации в психике человека? Попытаемся
на доступном уровне, не вдаваясь в глубины
нейрофизиологии, проследить основу данного
механизма. В лабораторных условиях проводились
опыты над животными, в которых пытались
выявить, при помощи раздражения электрическим
током отдельных участков коры головного
мозга, те участки мозга, воздействие на
которые, приводило бы к активизации поведения
животного на удовлетворение своих биологических
потребностей.
С помощью прямого раздражения мозга электрическим
током, через заранее вживленные электроды,
были найдены структуры, ответственные
за эмоции, потребности и действия. В результате
подобного рода исследований было обнаружено,
что потребности (жажда, голод и т.п.), эмоции
(ярость, страх и т.д.) и действие, как сложно
организованные целенаправленные двигательные
акты, репрезентированы в головном мозге
тесно связанными между собой, но самостоятельными
нервными образованиями. Мотивационные
и подкрепляющие (эмоционально положительные)
системы разделены в мозге, хотя при самостимуляции
наблюдается их одновременное возбуждение.
Таким образом, существует различие механизмов
потребностей и эмоций (о чем так же свидетельствует
и фармологический анализ), хотя полный
комплекс морфофизиологической организации
поведения включает в себя помимо потребности
и мотивации также и эмоции.
Слабое раздражение током приводит к поисковому
беспокойству. Происходит актуализация
потребности. Система структур, необходимых
и достаточных для актуализации потребности
более проста, содержит в себе меньшее
число компонентов. Усиление интенсивности
тока ведет к началу действия у мотивированного
животного. Это происходит воздействие
на систему, обеспечивающую целенаправленное
мотивирование животного. Дальнейшее
усиление тока ведет к активизации структур
эмоционально положительного подкрепления
и животное переходит к самораздражению,
то есть произошло подключение и нервного
аппарата эмоций.
Такой опыт показывает не только тесную
взаимосвязь между структурами, отвечающими
за активизацию потребности и эмоционального
фона удовлетворения этой потребности,
но и то, а это наиболее важно для нас в
данной работе, что мотивация, как сложная
структура, представлена в коре головного
мозга самостоятельным нервным образованием.
Рассмотрим теперь структуру возникновения
потребности и её актуализацию через действие,
ведущее к её удовлетворению, то есть как
происходит мотивация человека посредством
следующей схемы: нужда - потребность -
действие.
Нужда, как свойство жизни, является не
усматриваемым, а реальным онтологическим
состоянием организма, выражающим необходимость
определенных изменений для своего носителя,
а не для наблюдателя, то есть она всегда
«нужда» для себя, а не только «нужда»
для другого.
Компонент нужды - благо - это то, в чем
организм нуждается, и что способно эту
нужду устранить.
Но не все нужды живого организма способны
привести его в состояние активности,
направленной на их устранение. Для того,
чтобы нужда была способной вызвать какие
бы то ни было активные процессы, должны
существовать специальные механизмы,
способные эту нужду обнаружить до того,
как наступают необратимые разрушительные
ее последствия, то есть организм должен
быть оснащен средствами выявления нужды.
Также организм должен быть оснащен еще
и механизмами, способными обеспечивать
его необходимыми благами.
Потребность - представляет собой такую
нужду живого организма, в отношении которой
он вооружен специальными механизмами
ее обнаружения и устранения. То есть потребность
- это не только нужда, но и определенный
закрепившийся (в фило-, и онтогенезе) способ
ее удовлетворения.
Собственно потребность - это всегда потребность
в чем-то, что на психологическом уровне
потребности опосредованы психическим
отражением, и при том двояко. С одной стороны
предметы, отвечающие потребностям субъекта,
выступают перед ним своими объективными
сигнальными признаками. С другой стороны
- сигнализируются, чувственно отражаются
субъектом и сами потребностные состояния,
в простейших случаях - в результате действия
интероцептивных раздражителей. При этом
важнейшее изменение, характеризующее
переход на психологический уровень, состоит
в возникновении подвижных связей потребностей
с отвечающими им предметами. Дело в том,
что в самом потребностном состоянии субъекта
предмет, который способен удовлетворить
потребность, жестко «не записан». До своего
первого удовлетворения потребность «не
знает» своего предмета, он еще должен
быть обнаружен. Только в результате такого
обнаружения потребность приобретает
свою предметность, а воспринимаемый предмет
- свою побудительную и направляющую деятельность
функции, то есть становится мотивом.
Животные любого уровня развития - от простейших
до человека, любого образа жизни в принципе
одинаково успешно удовлетворяют свои
биологические потребности, специфическими
для каждого из них средствами. Скажем,
образ жизни пчелы не требует повышения
ее психических возможностей. Более того,
это повышение было бы несовместимо с
ее образом жизни и неминуемо привело
бы ее к гибели. Необходимо было бы принципиально
перестроить образ жизни, поведение, питание
и т.д., причем, в процессе этой перестройки
биологические потребности, как правило,
страдают, а сам вид животного либо не
выдерживает перестройки и вымирает, либо
превращается в совершенно новый вид.
Принципиально новые мыслительные функциональные
возможности, которые возникают со становлением
человека, обслуживают те потребности,
которые оказываются в данный момент его
жизни наиболее актуальными. В условиях
первобытнообщинного строя эти способности
нередко направлялись в основном на удовлетворение
жизненно важных потребностей, прежде
всего потребности в пище. В этом случае
удовлетворение элементов высших потребностей
было как бы вплетено в единую деятельность;
эти потребности еще не выступали как
относительно самостоятельные. Но даже
в тот период улучшение условий жизнедеятельности,
связанное с высвобождением функциональных
возможностей и времени, превращало высшие
потребности из потенциальных, скрытых
в актуальные, имеющие собственное проявление
в деятельности.
Как это ни парадоксально звучит, на первый
взгляд, но новые психические возможности
никогда не возникают ради более высокого
удовлетворения прежних потребностей
животного -- они всегда возникали, как
средство удовлетворения существенно
иных, более тонких, более богатых потребностей.
Это касается и человека, у которого смысл
жизни и потребности далеко не сводятся
к чисто биологическим потребностям и
даже эти последние имеют и социальную
и эстетическую функции, т. е. не являются
только и чисто биологическими.
Таким образом, высшие потребности и соответствующие
функциональные возможности возникли
не как средство более совершенного удовлетворения
тех же биологических потребностей; скорее
наоборот, новые функциональные возможности
обусловили постепенное становление,
как новых потребностей высшего порядка,
так и новых уже человеческих биологических
потребностей.
Следует различать два аспекта вопроса
о «первичности» и «вторичности» биологических
и духовных потребностей: аспект временной
последовательности их оформления как
относительно самостоятельных в филогенезе
и онтогенезе и аспект их структурно-функционального
взаимоотношения. В первом аспекте биологические
потребности действительно первичны:
духовные окончательно оформляются несколько
позже. Но зато во втором, наоборот, духовные
потребности являются первичными, поскольку
выполняют важнейшую смыслообразующую
функцию человеческого сознания в регулировании
поведения, в управлении потребностями
(в том числе и биологическими), создавая
при определенных условиях принципиальную
возможность пр0едпочесть духовные высшие
потребности биологическим, пожертвовать
последними и даже жизнью ради той из высших
потребностей, которую человек считает
смыслом своей жизни.
И духовные, и биологические потребности
имеют как минимальный, жизненно необходимый
для человека уровень удовлетворения,
так и более высокие, жизненно не необходимые,
например «эстетические», уровни. Последние
являются, так сказать, роскошью для человека,
они возникают только при наиболее благоприятных
обстоятельствах жизни. Но было бы неверным
считать, что человек может позволить
удовлетворение духовных потребностей
только после значительного или полного
удовлетворения биологических. В минимальной
степени те и другие, по-видимому, являются
совершенно необходимыми для существования
человека. Но их содержательная роль, их
функция в жизни человека и в его деятельности
совершенно различны. Те и другие одинаково
важны в конечном счете, в масштабе всей
жизнедеятельности человека, но в зависимости
от конкретных обстоятельств, от ситуации
эти потенциально одинаково существенные
потребности актуально могут проявляться
совершенно по-разному: в одних случаях
духовные отодвигаются на задний план,
уступая место биологическим, в других
-- биологические уступают место духовным,
причем это может наблюдаться не только
в узких ситуативных рамках, но и в более
широких масштабах жизнедеятельности,
на протяжении длительного времени.
Неправомерно также умозаключение по
аналогии следующего вида: поскольку общественно-экономические
факторы являются первичными по отношению
к духовным, то и материально-биологические
потребности являются первичными и определяющими
по отношению к духовным. В этой формулировке
принижается регулирующая роль человеческого
сознания. Бытие человека, взятое в психологическом,
а не в общесоциальном аспекте, нельзя
приравнивать к одному из видов мотивации,
материально-биологическим потребностям,
и считать последние первичными и определяющими.
Было бы неверным абсолютизировать процессы
формирования «от внешнего к внутреннему»,
так же как и механизм «от внутреннего
к внешнему». Нельзя преувеличивать значение
внешне развернутой деятельности, принижая
роль внутренне развернутой, т. е. специфически
психической деятельности. Определенным
образом сложившаяся или специально организованная
структура внешне развернутой деятельности
способствует формированию тех или иных
психических образований (мыслительных,
мотивационных);
в этом плане такая структура деятельности
является мощным средством активного
формирования личности. Однако, она создает
лишь потенциальные условия формирования,
которые могут не превратиться в актуальные
без определенной внутренней организации,
без динамической и содержательно-смысловой
перестройки внутренних психических образований.
Внутреннее и внешнее идут вместе, в единстве,
и их роль в процессах формирования личности
в принципе равноценна, но функционально
различна. Процесс формирования идет по
уровням, в каждом из которых внешнее и
внутреннее проявляются во все более совершенной
форме. Одна из важнейших особенностей
детерминации развития личности состоит
в том, что примитивная внешняя деятельность
раннего этапа, регулируемая столь же
примитивным психическим механизмом,
уже содержит в себе нечто большее, чем
отраженное в этом механизме, поскольку
через деятельность осуществляется контакт
с действительностью; осмысление нового
материала, получаемого в процессе деятельности,
приводит к формированию нового психического
механизма, регулирующего деятельность
более высокого уровня и более широкой
сферы, и т.д.
Аналогично этому и перспективные в смысле
возможностей развития внутренние психические
образования, и человеческое мышление,
и мотивация и т. д. уже с самого начала
содержат в себе гораздо более богатое
потенциальное содержание по сравнению
с узко, избирательно отражаемыми ими
сторонами действительности и регулируемой
ими деятельностью. Именно благодаря этому
психические механизмы могут включать
в себя новый материал, сложившийся в действительности
(как побочный результат деятельности).
Сфера деятельности расширяется, она поднимается
на более высокий уровень, реализуются
потенциальные возможности развития благодаря
уже имеющимся внутренним психическим
механизмам или совершившейся их перестройке.
Ни внутренние, ни внешние образования
в этой диалектически противоречивой
и вместе с тем целостной детерминации
нельзя объявить первичными или вторичными,
хотя в отдельных отношениях то внутреннее,
то внешнее оказывается первичным (например,
в развитии ребенка содержательная сторона
психического формируется в основном
через внешнее, а динамическая -- через
внутреннее).
Мы подчеркиваем, что формирование личности
в содержательном плане определяется
окружающей действительностью. Однако
это иногда неверно понимается как результат
влияния только внешней по отношению к
человеку действительности, т. е. в него
не включается сам человек с его биологическими
и психическими, в том числе специфически
человеческими, особенностями, требованиями,
потенциями развития. Между тем при выяснении
истоков и детерминации процесса развития
человеческой мотивации эти два полюса
детерминации -- внутренний и внешний --
в принципе представляются двумя одинаково
необходимыми и важными моментами диалектически
единой структуры.
Многие считают, что у человека в отличие
от животных в связи с почти полным отсутствием
наследственных и вообще врожденных форм
поведения уменьшается роль внутренних
биопсихических факторов и в огромной
степени возрастает роль внешних, в частности
социальных. Такой вывод представляется
не совсем правильным. Расширение сферы
внешней, в особенности социальной, детерминации
стало возможным только благодаря соответствующему
усложнению физического строения человека
и столь же значительному совершенствованию
и расширению детерминирующего влияния
внутренних психических образований.
То, что ребенок в отличие от детеныша
животных рождается без готовых форм поведения,
вовсе не значит, что он появляется на
свет с функционально бедной, чистой, «пустой»
психикой и все должен усвоить в результате
внешних влияний. Напротив, он рождается
в отличие от животного с функционально
сложной и лишь постепенно развертывающейся
психической системой, которая как раз
и позволяет ему в избирательных взаимодействиях
с миром черпать из него во много раз больше,
чем любое животное.
Бедность психики животного объясняется
как генетической ограниченностью внутренних
факторов детерминации поведения, так
и узостью сферы внешней детерминации
развития и функционирования. Богатство
человеческой психики, человеческой мотивации
определяется сложностью и богатством
как внутренних функциональных потенций
развития и функционирования, так и сферы
внешних взаимодействий с действительностью
и в процессе развития, и в процессе зрелой
регуляции поведения.
Интересно отметить, что формирование
динамики человеческой мотивации начинается
как бы с двух полюсов, соответствующих
по степени обобщенности динамических
характеристик философским категориям
всеобщего и единичного. Дело в том, что
для детей раннего возраста основными
регулирующими, факторами динамики выступают,
с одной стороны, общие, высокогенерализованные
особенности нервной системы (например,
свойства темперамента), с другой -- ситуативно
складывающиеся динамические состояния,
определяемые одним или несколькими ведущими
факторами. Почему именно эти крайние
факторы являются генетически первичными
в детерминации динамики мотивации поведения?
В основном, по-видимому, потому, что оба
они относительно просты в том смысле,
что менее всего связаны с содержательной
характеристикой мотивации. Эти факторы
в «идеальном виде» представляются как
чисто динамические. Конечно, реально
они очень рано связываются с содержательной
стороной мотивации; темперамент никогда
не окрашивает в свой динамический «цвет»
все поведение, а ситуативные состояния
не меняются под влиянием любого внешнего
воздействия, но они сохраняют эти особенности
как преобладающие.
Темперамент и ситуативные изменения,
как «внешнего», так и «внутреннего» происхождения,
оказываются «внешними» по отношению
к формирующимся действительно «внутренним»
механизмам личности, как целостного образования,
как «я».
Таким образом, развитие динамической
стороны мотивации -- это, с одной стороны,
процесс «конкретизации» высокогенерализованных
динамических особенностей (свойств нервной
системы, темперамента);
с другой -- это обобщение и расширение
сферы временной действительности ситуативных,
процессуальных динамических состояний.
По-видимому, развитие содержательной
стороны мотивации приводит к конкретизации
динамики, к появлению ряда новых, более
конкретных уровней динамической регуляции
поведения. Развитие же динамической структуры
регуляции приводит к обобщению конкретных
содержательно-смысловых состояний в
более устойчивые образования на основе
учета энергетической стратегии. Но это
только одна из многих основ содержательно-смыслового
обобщения. Содержательная сторона имеет
и свои собственные механизмы и основы
обобщения ситуативных комплексов и создания
новых, более высоких уровней содержательно-смысловой
регуляции.
Оба этих исходных динамических образования
имеют общую особенность. Они заданы ребенку
в относительно готовом виде: особенности
нервной системы -- от врожденных факторов,
а ситуативные динамические характеристики
побуждений и соответствующих действий
-- от социальной среды. Однако по отношению
к собственно-личностной мотивационной
системе как активному механизму саморегуляции
поведения оба эти фактора выступают как
внешние, внешне заданные. Этих действительно
внутренних по отношению к личности механизмов
у ребенка раннего возраста еще нет или
почти нет -- они еще должны сформироваться,
в частности на основе как биологически,
так и ситуативно заданных динамических
характеристик мотивации.
Аналогично этому и содержательная сторона
человеческой мотивации также начинает
формироваться на основе двух первично
заданных полюсов -- источников конкретных
побуждений: биологических потребностей
и актуализируемых, воспитываемых взрослыми
специфически человеческих эмоциональных,
познавательных, моторных и рецепторных
потребностей. Содержание своих побуждений
ребенок также вначале «берет» из этих
двух готовых областей, истоков мотивации.
И лишь постепенно, хотя и с самого начала,
с первых недель жизни, у ребенка начинается
формирование собственно-личностных мотивационных
образований, содержательная сторона
которых уже не отражает прямо биологических
нужд организма или влияния непосредственной
социальной среды, а представляет собой
достаточно сложное преломление, опосредование,
смысловую переработку, интегративную
перестройку этих двух влияний.
Рефлекторная реакция у простейших (допсихических
организмов) связана с отражением лишь
раздражающего сигнала. Особенностью
психики является отражение совокупности
свойств и что в условиях необходимости
действовать в изменчивой среде ведет
к способности целенаправленного поведения.
Целеполагание, такая способность организма
активно преследовать цели средствами
гибкого приспособления к ситуации, стала
возможной благодаря наличию плана предвосхещаемого
будущего, так как иначе, чем в этом плане,
цель (в строгом смысле слова) просто не
может быть задана.
Таким образом, мотивационный аспект психического
отражения касается движущих сил и содержательной
направленности психических процессов.
Возникновение целей - есть основной феномен
мотивации.
Генетически исходным для человеческой
деятельности является несовпадение мотивов
и целей. Напротив, их совпадение есть
вторичное явление: либо результат приобретения
целью самостоятельно побудительной силы,
либо результат осознания мотивов, превращающего
их в мотивы-цели.
В отличие от целей, мотивы актуально не
осознаются субъектом: когда мы совершаем
те или иные действия, то в этот момент
мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах,
которые их побуждают. (Правда, нам не трудно
привести их мотивировку, но она вовсе
не всегда содержит в себе указание на
их действительный мотив).
Мотивы, однако, не отделены от сознания.
Даже когда мотивы не сознаются, то есть
когда человек не отдает себе отчета в
том, что побуждает совершать его те или
иные действия, они все же находят свое
психическое отражение, но особой форме
- в форме эмоциональной окраски действий.
Эта эмоциональная окраска, интенсивность,
ее знак и ее качественная характеристика
выполняет специфическую функцию, что
и требует различать понятие эмоции и
понятие личностного смысла. Их несовпадение
не является, однако, изначальным: по-видимому,
на более низких уровнях предметы потребности
как раз непосредственно «метятся» эмоцией.
Несовпадение это возникает лишь в результате
происходящего в ходе развития человеческой
деятельности раздвоения функций мотивов.
Такое раздвоение возникает вследствие
того, что деятельность необходимо становится
полимотивированной, т. е. одновременно
отвечающей двум или нескольким мотивам.
Ведь действия человека объективно всегда
реализуют некоторую совокупность отношений:
к предметному миру, к окружающим людям,
к обществу, к самому себе. Так, трудовая
деятельность общественно мотивирована,
но она управляется и такими мотивами,
как, скажем, материальное вознаграждение.
Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но
лежат как бы в разных плоскостях.
Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность,
вместе с тем придают ей личностный смысл;
мы будем называть их смыс-лообразующими
мотивами. Другие, сосуществующие с ними,
выполняя роль побудительных факторов
(положительных или отрицательных) -- порой
остро эмоциональных, аффективных, лишены
смыслообразующей функции; мы будем условно
называть такие мотивы метивами-стимулами.
Характерная черта: когда важная по своему
личностному смыслу для человека деятельность
сталкивается в ходе своего осуществления
с негативной стимуляцией, вызывающей
даже сильное эмоциональное переживание,
то личностный смысл ее от этого не меняется;
чаще происходит другое, а именно своеобразная,
быстро нарастающая психологическая дискредитация
возникшей эмоции. Это хорошо известное
явление заставляет еще раз задуматься
над вопросом об отношении эмоционального
переживания к личностному смыслу.
Распределение функций смыслообразования
и только побуждения между мотивами одной
и той же деятельности позволяет попять
главные отношения, характеризующие мотивационную
сферу личности: отношения иерархии мотивов.
Эти отношения определяются складывающимися
связями деятельности субъекта, их опосредствованиями
и поэтому являются релятивными. Это относится
и к главному соотношению-- к соотношению
смыслообразующнх мотивов и мотивов-стимулов.
В структуре одной деятельности данный
мотив может выполнять функцию смыслообразования,
в другой - функцию дополнительной стимуляции.
Однако смыслообразующие мотивы всегда
занимают более высокое иерархическое
место, даже если они не обладают прямой
аффектогенностью. Являясь ведущими в
жизни личности, для самого субъекта они
могут оставаться «за занавесом» - и со
стороны сознания, и со стороны своей непосредственной
аффективностн.
Факт существования актуально несознаваемых
мотивов вовсе не выражает собой особого
начала, таящегося в глубинах психики.
Несознаваемые мотивы имеют ту же детерминацию,
что и всякое психическое отражение: реальное
бытие, деятельность человека в объективном
мире. Несознаваемое и сознаваемое не
противостоят друг другу; это лишь разные
формы и уровни психического отражения,
находящегося в строгой соотнесенности
с тем местом, которое занимает отражаемое
в структуре деятельности, в движении
ее системы. Если цели и отвечающие им
действия необходимо сознаются, то иначе
обстоит дело с осознанием их мотива --
того, ради чего ставятся и достигаются
данные цели. Предметное содержание мотивов
всегда так или иначе воспринимается,
представляется. В этом отношении объект,
побуждающий действовать, и объект, выступающий
в качестве орудия или преграды, так сказать,
равноправны. Другое дело -- осознание
объекта в качестве мотива. Парадокс состоит
в том, что мотивы открываются сознанию
только объективно, путем анализа деятельности,
ее динамики. Субъективно же они выступают
только в своем косвенном выражении --
в форме переживания желания, хотения,
стремления к цели. Специфика мотивации
в структуре психики человека заключается
в опосредованности интеллектом, речью
и сознанием и в отличие от животных осуществляется
при помощи волевых процессов.
Итак, мотивационная структура человека
представлена в коре головного мозга отдельным
нервным образованием. Она имеет сложную
структуру и двойственную природу. С одной
стороны, выделяют биологические потребности,
с другой - социальные. Совокупность этих
двух уровней и составляет, собственно,
мотивационную сферу человека. Структура
мотивации человека имеет сложную систему,
которая характеризуется иерархической
соподчиненностью, полимотивированным
характером, поливолентностью мотивов
по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью.
Она складывается под влиянием как внутренних,
так и внешних факторов. И в целом, мотивационная
сфера индивида определяет общую направленность
личности.
I. МОТИВАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО
ПОВЕДЕНИЯ КАК ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
1. Понятие мотивации
Причинность преступного поведения - сложный объект изучения. Она не может быть всесторонне исследована в рамках какой-либо одной науки о человеке и обществе: социологии, социальной психологии, общей психологии, психофизиологии и биологии. Социологическое направление, например, охватывает главным образом связи преступного поведения с негативными сторонами социальных, экономических, демографических, идеологических, организационных явлений и процессов, протекающих в нашем обществе. На социально-психологическом уровне исследуются криминогенные свойства специфических явлений (социальных традиций, настроений, ценностных ориентации, правосознания) и механизмов (общественного мнения, межличностного общения, моды, психологического влияния, внушения, подражания, конформизма). Психологический аспект раскрывает связи психических состояний и процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), психических свойств и сложных образований личности (направленности, способностей, характера) с преступным поведением. На психофизиологическом и биологическом уровнях предпринимается попытка выявить влияния свойств нервной системы, темперамента, пограничных состояний и других явлений и процессов психофизиологического характера на преступное поведение.
Выражая "личностный смысл", мотив преступного поведения является субъективным отражением объективных причин преступления и непосредственной субъективной причиной преступного поведения.
Мотив - побуждение внутреннее, субъективное, идеальное; в конечном итоге он детерминирован внешней средой, т.е. социально обусловлен; его функцию в виде актуального желания выполняют потребности и связанные с ними интересы, чувства и другие детерминанты; в нем отражено единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств личности, взаимодействующих с социальной средой. Указанные признаки являются общими. Имея значение для понимания природы мотива и мотивации в целом, они не позволяют отличить мотив преступного поведения от мотивов правомерной деятельности. Для решения этой задачи необходимо попытаться выделить специфические признаки побуждения антиобщественных посягательств.
Такими особенностями мотивов преступного поведения, на наш взгляд, являются: а) их относительная антисоциальность, проявляющаяся в узколичностных побуждениях, противопоставленных в конкретной ситуации более высоким общественным интересам; б) преобладание материальных и витальных (естественные) побуждений над духовными; в) доминирование побуждений типа влечений, а не долга; г) господство побуждений с ближайшими целями, а не с жизненно важными перспективами; д) низкий уровень побуждений в иерархической системе социальных ценностей, официально принятых в обществе.
В юридической литературе нет единства мнений о социальной сущности мотивов преступного поведения. Одни считают все мотивы преступлений общественно опасными, другие, кроме общественно опасных, выделяют мотивы общественно нейтральные и общественно полезные, третьи находят, что мотивы преступного поведения в большинстве своем являются общественно нейтральными.
П.С. Дагель, занимавший твердую позицию в том, что преступления могут совершаться по положительным мотивам, считал, что авторы, отрицающие социально положительные мотивы преступлений, смешивают понятия мотива и мотивации. Действительно, как это было показано выше, объемы этих понятий неодинаковые. Мотив, хотя и является одним из основных элементов мотивации, но последняя не сводится к нему. Однако отрицание положительных мотивов преступлений представляется обусловленным не понятийной путаницей.
Реальное побуждение к антиобщественному посягательству практически не существует вне мотивации и вне преступления. Его можно вырвать из преступного поведения лишь условно, но нельзя оценить вне преступления, причем оценить, как это предлагал П.C. Дагель, раз и навсегда, зачислив то или иное побуждение в группу социально положительных, нейтральных или отрицательных мотивов.
В жизни по одному и тому же потенциальному побуждению (потребности) могут быть совершены преступление и благородный поступок.
Кроме того, ущербность прогностических выводов просматривается не только с позиций конкретного правонарушителя, но и с позиций его семьи, социальной группы, общества.
С мотивацией преступного поведения жестко связано прямое или косвенное нежелание правонарушителей прогнозировать свое будущее в пределах дозволенного, поскольку намерение совершить преступление и желание видеть свое будущее в рамках закона несовместимы в одном поведении. И если борьба мотивов заканчивается победой исходного побуждения, то субъект вынужден проектировать свое будущее поведение вне связи с требованиями законов. В ряде случаев такое нежелание дополняется еще и неумением соизмерять свои стремления с реальной действительностью и наличными средствами, прогнозировать удовлетворение своих потребностей через гармоничное сочетание личного и общественного, настоящего и отдаленного будущего.
Вопрос этот сложен и мало изучен в криминологическом плане. Он связан с необходимостью глубокого исследования интеллектуальных потенций правонарушителей и их прогностических способностей. Психологи установили, например, что в зависимости от уровня интеллектуальной активности человека изменяются его прогностические способности и диапазон этих изменений существен. Среди правонарушителей таких исследований не проводилось. Проведенное Игошевым выборочное изучение, построенное на сопоставлении фактических данных о преступном поведении осужденных и их показаний о нем на предварительном следствии и суде, дает достаточно оснований для гипотетического вывода: подавляющее большинство (5-7 из 10) правонарушителей обладают низкими способностями вероятностного прогнозирования своего поведения и его последствий. Эта особенность их личности усугубляется ограниченностью кругозора, отсутствием необходимых знаний социальной жизни, действующего законодательства, деятельности правоохранительных органов. Опираясь на высказывание Г.В. Плеханова "знать - это предвидеть", можно сказать: без соответствующих знаний не может быть в данном случае и адекватного предвидения. В этих ситуациях, например, один слух о существующей безнаказанности может оказаться достаточным для того, чтобы на нее рассчитывать, не говоря уже о действительных и хорошо известных субъекту фактах попустительства.