Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

Целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмы мотивационных процессов, проследить становление мотивационной сферы человека. Другой важной целью нашей работы стало практическое применение психологических знаний о мотивации в формировании мотивов преступного поведения, проследить переход потребности в мотив противоправного поведения, разобраться в том, как изменяется структура личности правонарушителя.

Содержание работы

Введение …………..……………………… 1-2.
I. Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм
и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Механизмы формирования мотивации в психике человека.

II. Мотивация преступного поведения как детерминирующая система.
1. Понятие мотивации. ……………….………………….…… 2.
2.Мотивация и принятие решения. ….………………..….…… 5.
3.Понятие личности преступника. ……………………….…… 7.
4. Мотивационная сфера личности. …………………….……
III.Формирование мотивов преступного поведения…21.
1.Процесс возникновения и формирования мотивов……………21.
2.Появление потребности как источника активности личности..22.
3. Переход потребности в мотив противоправного поведения ….25.
4.Изменение мотивационной структуры личности правонарушителя…………………………………………………….31.
IV. Заключение………………………………...……….33.

Файлы: 1 файл

Мотивация реферат.rtf

— 770.65 Кб (Скачать файл)

Кому выгодно совершенное преступление (иначе: кто заинтересован в его результате?) -- вот по существу, практическое выражение этой задачи в кратко сформулированном вопросе, на который необходимо получить ответ в ходе следствия. Выявление интересов и потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью преступления, помогает, особенно на первоначальном этапе расследования, определить круг лиц, 'возможно причастных к его совершению, обоснованно наметить версии о подозреваемых. Вот почему преступник нередко стремится скрыть свои истинные потребности и то значение, личностный смыл, которые он придает им и своим действиям, направленным па их удовлетворение. Более того, нередко он не заинтересован раскрывать их даже и тогда, когда личность его известна органам следствия, понимая, что в противном случае могут быть доказаны такие низменные побуждения совершенного им преступления, как корысть, месть, я также подлинные цели преступных действий. Кроме того, раскрытие перед следователем, своими близкими, знакомыми истинного смысла побуждений, толкнувших виновного на преступление, во многом может дискредитировать его в глазах окружающих, сорвать с него покров особой исключительности, обнажить отрицательные побуждения.

Этим, по-видимому, во многом объясняются случаи когда, даже признавшись в совершенном преступлении, виновные упорно отказываются называть истинные побуждения и то значение, которое они имели для них, прикрывая их от общества и своего окружения менее порицаемыми побуждениями. Это своеобразная психологическая защита самооправдание, перенос ответственности за происшедшее на потерпевшего приписывание себе благородных мотивов, стремления к справедливости и пр. Например, при изучении группы расхитителей, совершивших преступления по корыстным мотивам, были получены данные, свидетельствующие о том, что они высоко оценивали себя по таким противоположным характеру их действий качествам, как “бескорыстный”, “щедрый”. Среди насильственных преступников, (хулиганы, убийцы) оказалась завышена самооценка по качествам, характеризующим “вежливое”, “предупредительное”, “доброжелательное” отношение к людям. Подобные завышенные самооценки, прикрывающие низменные побуждения (мотивы), были установлены и в других группах преступников,  приукрашивающих личностный смысл совершения корыстно-насильственных преступлений “борьбой за правду”, справедливость и т. п.

Эти исследования позволяют сделать вывод о том, что личностный смысл самооценок преступников имеет как бы две стороны: одну для себя (своеобразный “рабочий вариант”) и другую для окружающих, выполняющую тактическую (скрыть истинные побуждения от органов правосудия, чтобы смягчить меру наказания) и психологическую (оправдать свои поступки перед ближайшим окружением) функции.

Потребности, субъективная значимость которых для конкретного лица всегда индивидуальна, формируются под непосредственным воздействием ценностных ориентации, интересов, мировоззрения правонарушителя, находятся в общем русле антиобщественной направленности его личности. Поэтому всесторонне оценить мотивы преступления, личностный смысл, который придается истинным побуждениям преступника, можно, глубоко исследовав основные подструктуры его личности, а также результаты его противоправной деятельности (путем допросов свидетелей, проведения судебно-психологической экспертизы, изучения различных документов и т.д.).

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения, помимо того значения, которое имеет для субъекта данная потребность, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включается человек как субъект противоправной деятельности, стремящийся удовлетворить эту потребность. С этого момента потребность, ранее существовавшая в качестве “внутреннего условия деятельности”, преобразуется в мощный фактор, побуждающий субъекта совершить определенный поступок с учетом особенностей конкретных жизненных обстоятельств. Таким образом, в процессе формирования мотива мы видим своеобразный треугольник: потребность--личностный смысл--ситуация, которые постоянно взаимодействуют. Это взаимодействие потребности с ситуацией, ее “встреча” с ситуацией в своей основе имеют смыслообразующий механизм, действие которого распространяется не только на потребность, но и на ситуацию, о чем уже говорилось. В результате, взаимодействия, своеобразного “примеривания” потребности, ее субъективной значимости (личностного смысла) и ситуации, в которой оказывается лицо, возникает процесс мотивации, в ходе которого формируются те или иные мотивы деятельности, и в этом отношении совершенно справедливо говорят о “ситуационном развитии мотивации”.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации, как процесс формирования мотивов от появления потребностей, интересов до их реализации и достижения цели, имеет место и в преступном поведении. В этом контексте такую ситуацию называют криминогенной. Такой ее делают различные обстоятельства. Ими могут быть: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц. Экстремальность, быстротечность происходящих событии: альтернативность, побуждающая субъекта принять какое-либо одно решение из числа двух или нескольких исключающих друг друга личностно значимых вариантов; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т. д. При изучении влияния криминогенной ситуации на формирование мотивов преступного поведения обращает па себя внимание определенная валентность различных факторов, составляющих ее содержание, в соотношении их с индивидуальными социально-психологическими особенностями конкретной личности. Как справедливо отмечает     Ю.М. Антонян, “ситуация перед совершением преступления - это состояние морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой, моральной определенностью решения человека. В ситуации выбора объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены как элементы единой системы объективных и субъективных факторов” . Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, увлеченного работой, сам по себе факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако то же самое объективное условие, в котором оказывается субъект с антиобщественной направленностью, может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации при совершении хищения государственного имущества путем злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Поэтому каждый человек включается в жизненную ситуацию (или сам формирует ее), которая более всего соответствует структуре его личности. В противном случае он исключает себя из неблагоприятно складывающейся для него криминогенной ситуации, чтобы не оказаться её субъектом, в сфере её воздействия.

Определенное влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывает искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной. В соответствии с жизненным опытом, полученным воспитанием, интеллектом, характерологическими особенностями личности, эта ситуация в сознании правонарушителя может вовсе не отражаться в качестве криминогенной или будет оцениваться им таковой частично либо в полной мере. В последних двух случаях, принимая решение совершить преступление, индивид может переоценивать свои личностные качества, с помощью которых надеется удовлетворить свою потребность и избежать наказания.

Таким образом, недооценка криминогенности ситуации с сопутствующей этому переоценкой своих личностных качеств может явиться своеобразным “провоцирующим” фактором, влияющим на процесс мотивообразования.

Весьма важное место в процессе формирования мотивов имеют психологические механизмы целеобразования. “Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и цели” . Однако в последующем может происходить их совпадение, своеобразный “сдвиг мотивов на цель”. Появляются в качестве детерминанты поведения особые “мотивы-цели”. Поэтому значимые для человека цели могут приобретать большую побудительную силу к действиям и наряду с ранее существовавшими потребностями становиться мотивами поведения.

Этим объясняется тот факт, что конкретная цель как бы заслоняет собой ранее существовавшие в сознании (или подсознательно) мотивы, поскольку цель действий всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В ней как бы аккумулируются в сознании человека и потребности, и его стремления, интересы, и сами мотивы, которые смещаются на Цель. На это, в частности, обращает внимание следующий феномен: при изучении уголовных дел в показаниях обвиняемых (подсудимых) чаще встречаются выражения, в которых называются цели совершенных ими противоправных действий, чем высказывания, характеризующие истинные мотивы их поведения. Это наглядно иллюстрирует теоретическое положение, выдвинутое П. М. Якобсоном, о том, что “цели, превращенные в побуждения к действиям”, приобретают “качество мотивов поступков.”

Таким образом, в формировании мотивации личности правонарушителя важное значение приобретают динамические процессы, обусловленные взаимодействием ее потребностей, их субъективной значимостью для данного лица, криминогенной ситуацией и оценкой субъектом того, в какой мере достижение выдвинутых им целей в конкретной ситуации позволит удовлетворить значимую для него потребность.

4. Изменение мотивационной структуры личности правонарушителя (трансформация мотивов преступного поведения) . Появлением мотивов преступного поведения процесс формирования мотивационной сферы не заканчивается. В ходе “освоения” будущим правонарушителем криминогенной ситуации мотивы его деятельности претерпевают значительные изменения, особенно с содержательно-смысловой стороны, так как личность с ее потребностями не остается неизменной. “Включение действия в новый, более обширный контекст,-- писал С. Л, Рубинштейн,-- придает ему новый смысл и большую внутреннюю содержательность, а его мотивации--большую насыщенность”.

Общее принципиальное положение о том, что “нормальным состоянием человека является не состояние покоя, а состояние активной деятельности, не состояние пассивной удовлетворенности, а состояние активного стремления и мотивационной напряженности”, полностью и причем в не меньшей степени распространяется и на противоправную деятельность. В процессе подготовки преступления и входе его совершения, первоначально возникшие потребности, ставшие побудительной силой, могут видоизменяться.

 

 

 

Заключение.

 

Изучение мотивов полведения можно назвать актуальной проблемой современного общества. Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В сравнении с другими подходами, поведенческая интервенция, возможно, является одним из наиболее адекватных и эффективных способов воздействия на поведение личности. В то же время в современной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных методов, основанных на различной методологии, для решения конкретных практических задач. В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

Следует также признать, что современные знания о природе возникновения мотивов личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них. Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта практической работы, объединение усилий различных специалистов с усилиями отдельной личности - все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.

Таким образом, Мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма.

Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности  (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим - поисковой деятельности. Таким образом,  мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

Вопрос о месте потребностей в системе общественных отношений, их конкретной роли в деятельности людей, в развитии личности и общества еще не получил достаточной разработки в философской и психологической теории. Имеются большие разногласия и о месте потребностей в системе факторов, определяющих конкретное поведение человека. Некоторые ученые выступают против попыток объяснения активности человека его потребностями, так как это, по их мнению, “обедняет человеческую личность и ведет к восстановлению в правах  теории разумного эгоизма”. Другие считают, что все побуждения человека, являются в конечном счете потребностями с их различными модификациями в виде интересов, влечений, желаний и тому подобных факторов. Разнохарактерность суждений по одному и тому же вопросу вряд ли может быть использована в юридическом исследовании без их критической оценки.

Объяснить любое преступление одними потребностями или противоправными способами их удовлетворения невозможно. Связь между непосредственными потребностями и антиобщественным поведением прослеживается далеко не во всех случаях. Если бы мотивы преступления определялись только потребностями, то достаточно было бы изменить их содержание, чтобы ликвидировать основу преступности. Такой взгляд ведет к упрощенчеству в разрешении рассматриваемых вопросов, не оставляя места сознанию индивида, социальным свойствам и качествам личности, играющим ведущую роль в регуляции поведения и его избирательности. В качестве психологической основы преступного акта и его мотивации следует рассматривать не только потребности, но и неправильно сложившиеся взгляды, убеждения, интересы и другие факторы.

Информация о работе Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека