Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:24, реферат
Целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмы мотивационных процессов, проследить становление мотивационной сферы человека. Другой важной целью нашей работы стало практическое применение психологических знаний о мотивации в формировании мотивов преступного поведения, проследить переход потребности в мотив противоправного поведения, разобраться в том, как изменяется структура личности правонарушителя.
Введение …………..……………………… 1-2.
I. Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм
и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Механизмы формирования мотивации в психике человека.
II. Мотивация преступного поведения как детерминирующая система.
1. Понятие мотивации. ……………….………………….…… 2.
2.Мотивация и принятие решения. ….………………..….…… 5.
3.Понятие личности преступника. ……………………….…… 7.
4. Мотивационная сфера личности. …………………….……
III.Формирование мотивов преступного поведения…21.
1.Процесс возникновения и формирования мотивов……………21.
2.Появление потребности как источника активности личности..22.
3. Переход потребности в мотив противоправного поведения ….25.
4.Изменение мотивационной структуры личности правонарушителя…………………………………………………….31.
IV. Заключение………………………………...……….33.
2. Мотивация и принятие решения
Принятие решения, представляя
собой "готовность лица совершить преступление"
или "модель его будущего поведения",
в которой опережаются события, является
переходным кульминационным этапом (элементом),
на котором в основном завершается формирование
мотивации преступного поведения и начинается
ее реализация. Принятие решения о преступном
поведении как мысленный образ состава
будущего преступления имеет криминологический
и уголовно-правовой аспекты.
Конечно, криминальный опыт детства и отрочества не фатален для дальнейшей биографии человека. Это не рок типа эдиповой судьбы (трагедия Софокла "Царь Эдип"), от которой человеку никуда не деться. Но криминальные "следы" юности существенны для последующей жизни. Они прочно удерживаются в ядре личности, хотя и претерпевают существенные изменения под влиянием последующих социальных наслоений.
А.М. Яковлев в одной из своих работ подверг серьезной критике объяснение преступного поведения внутренними субъективными причинами (мотивацией, потребностями, установками, личностными свойствами субъектов), поскольку, по его мнению, они оценочны, субъективны и не поддаются объективному научному познанию и анализу. Исходя из детерминистического постулата о том, что причина поступка человека лежит вне его, он предлагает изучать объективные причины и их следствие - реальное поведение преступника. Он пишет: "...то, что является внешним по отношению к организму и воздействует на него извне, это и есть та наблюдаемая социальная реальность, изучив которую, мы можем объяснить причины поведения, а следовательно, будем в состоянии предсказывать и регулировать его".
Конечно, было бы хорошо, если бы такой бихевиористский подход давал возможность глубоко и полно изучить причинность преступного поведения. Однако это невозможно. Поэтому, согласиться с предлагаемым подходом трудно. Дело в том, что в таком социально значимом поведении, как преступное, на правонарушителя действует огромное множество причин, каждая из которых и их взаимодействующие совокупности имеют различные "потенции" не только объективно, но и потому, как воспринимает их субъект. Их "отбор" осуществляется не организмом, а личностью, которая сформировалась под влиянием предшествующих внешних воздействий. Можно ли выявить и изучить все внешние причины без изучения социального содержания взаимодействующего с ними субъекта? Видимо, нет. Более того, не изучая личность и ее мотивацию, практически невозможно решать ни уголовно-правовые (квалификация, индивидуализация наказания, ресоциализация), ни криминологические (индивидуальная и социальная профилактика) задачи. Поэтому я больше склоняюсь к ранним работам А.М. Яковлева, где он обоснованно предлагал искать причины преступлений во взаимодействии личности со средой.
Социальную детерминацию преступного поведения нельзя рассматривать как единовременное, пусть комплексное воздействие, непосредственно связанное с ситуацией совершения преступления. Будучи растянутой, во времени и пространстве онтогенеза личности, социальная среда определяет преступное поведение не непосредственно, а через взаимодействие с личностью преступника, в котором личность играет активную роль. Поэтому она закономерно В.Н. Кудрявцевым рассматривается как центральное звено в причинной связи преступного поведения. Выступая активно взаимодействующим элементом, обеспечивающим избирательное усвоение информации и выбор варианта поведения, она формируется общественными отношениями в процессе жизни и деятельности индивида и сущностью ее является "ее социальное качество".
3.Понятие личности преступника
Все эти суждения относятся как к личности преступника, так и к личности правопослушного гражданина. Понятие личности преступника специфично, оно значительно уже понятия личности человека. Криминологическое изучение не идентично уголовно-правовому. Оно не формально, а сущностно. Причем криминологию интересует не содержание личности человека вообще, а лишь те ее свойства, которые: 1) в той или иной мере связаны с преступным поведением (обусловили или облегчили его совершение); 2) позволяют обнаружить сдвиги и деформации, отличающие личность преступника от личности граждан с правомерным поведением; 3) служат основой для криминологической классификации (типологии) преступников; 4) обеспечивают индивидуальное прогнозирование возможного преступного поведения; 5) более обоснованно помогают решить вопросы об освобождении от уголовной ответственности, индивидуализировать уголовные наказания и наметить пути перевоспитания правонарушителя.
Разработка понятия личности в плане указанных задач связана с двумя трудностями. Первая из них обусловлена "временными пределами" личности преступника, вторая - содержанием тех личностных криминальных свойств и особенностей, которые дают возможность как-то дифференцировать преступника от не преступника.
Преступником в уголовно-правовом плане можно назвать лишь человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом.
"Временные пределы" его относительно четко обозначены: фактические с момента совершения яйцом преступления до констатации его исправления и перевоспитания, а юридические с момента признания лица судом виновным в преступном поведении до снятия или погашения судимости. Однако в реальной жизни личность преступника формируется задолго до совершения преступления и далеко не всегда перестает быть таковой после юридической констатации его исправления и перевоспитания, о чем свидетельствуют рецидивные преступления, совершенные после снятия и погашения судимости. В криминологических целях прогнозирования и раннего предупреждения возможных первичных и рецидивных преступлений большое значение имеет изучение личности субъекта в допреступный и постпреступный периоды его жизни и деятельности. В этих случаях криминология вынуждена обращаться к более широкому социологическому понятию личности с отклоняющимся поведением, которая исследуется в плане ее приближения к характеристике личности преступника.
Исходя из сказанного, следует прийти к выводу с том, что, с одной стороны, криминологическое учение о личности преступника должно строиться на строгой уголовно-правовой основе, ибо какими бы антисоциальными качествами ни обладал тот или иной человек, он до совершения преступления не может быть отнесен к преступникам, с другой стороны, совокупность специфических свойств личности преступника может служить научно-практическим ориентиром при изучении лиц с отклоняющимся поведением, прогнозирования и предупреждения возможных преступлений этих девиантов, ориентиром для решения других криминологических вопросов, где научные данные о личности преступника используются в ретроспективе и перспективе, выходя за рамки вышеуказанных временных пределов. Без этого учение о личности преступника теряет и научный, и практический смысл.
Вторая трудность связана с содержательной стороной личности преступника. Обращение к ней ставит перед криминологией целый ряд вопросов. Есть ли какие-либо непреходящие личностные отличия преступников от непреступников? Существуют ли исторически конкретные различия между ними? В чем основная сущность предполагаемых различий и как они улавливаются современной наукой?
На первый вопрос ответить просто. Историчность уголовного законодательства предопределяет преходящий характер составов преступлений, а следовательно, и преступников. Поэтому никаких извечных признаков у последних не обнаружено. В то же время практически все школы и течения в криминологии "бьются" над выявлением специфических свойств, качеств, черт, особенностей, симптомов и синдромов у преступников по сравнению с остальными гражданами. Однако все выявленные признаки и механизмы не являются абсолютными, т.е. свойственными только субъектам преступлений. В той или иной мере они наблюдаются и у правопослушных людей. Более того, содержание и набор этих особенностей могут существенно отличаться у преступников разных групп и типов. Например, корыстные преступники имеют одни отклонения, насильственные - другие, первичные преступники - третьи, рецидивисты - четвертые и т.д. Эти различия могут быть еще более глубокими при анализе конкретных субъектов. Выход из этого ищется в плане соотношения различных признаков у преступников и непреступников. Однако большой разброс криминологически значимых характеристик у преступников различных типов и видов существенно затрудняет решение и этой задачи.
На современном уровне развития криминологии основанием для такого выделения личности преступника вообще и ее разновидностей служат статистически закономерные распределения удельных весов (коэффициентов или других относительных величин) криминологически значимых отклонений и их различных сочетаний. На статистическом уровне анализа улавливаются устойчивые отличия преступников от непреступников, преступников одних видов и типов от других. Указанные особенности могут иметь социальный, социально- психологический, а даже психофизиологический характер.
Исторически меняющийся статистический портрет личности преступника и ее разновидностей служит примерным "эталоном" для сравнительного криминологического изучения соответствующих субъектов. Степень приближения изучаемого лица к этому статистическому портрету и является фактической базой для диагностических, прогностических, профилактических, воспитательных выводов и предложений.
Статистических различий между личностью преступника и непреступника выявлено много. Какие из них отражают глубинную социальную сущность.
При детерминистическом подходе в структуре этих особенностей надо, видимо, выделять такие личностные характеристики, которые всегда включены в причинность преступного поведения, которые, аккумулируя криминогенную социальную среду, являются одновременно субъективными детерминантами преступного поведения. В этом плане наиболее продуктивным подходом в исследовании личности преступника может быть изучение мотивационной сферы, научная перспектива которого представляется особо значимой. Это обусловлено центральным положением, которое она занимает как в механизме преступного поведения, так и в структуре личности субъекта.
4. Мотивационная сфера личности
Мотивационная сфера является "центром" внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность как динамического целого. Через нее личность правонарушителя включена в механизм преступного поведения. Строго придерживаясь принципов системного подхода, нельзя не заметить, что мотивационная сфера является- побуждающей и направляющей подсистемой личности правонарушителя. Во всех этих системах мотивационная сфера имеет свое место. Оно обеспечивается реальными (прямыми и обратными) связями мотивационной сферы правонарушителя с мотивацией преступного поведения, его личностью и его деятельностью. Следовательно, рассмотрение мотивационной сферы личности правонарушителя в этом плане есть, с одной стороны, дальнейшее исследование мотивации конкретного деяния как системы, с другой - закономерный выход на новый, более высокий, интегрированный и общий уровень изучения детерминации преступного поведения.
Что же понимается под мотивационной сферой в современной науке о личности человека? Термин этот широко употребляется в психологической, социологической и философской литературе, хотя и не всеми авторами понимается однозначно. П.М. Якобсон, например, считает, что исследование мотивационной сферы предполагает "изучение динамической стороны личности, особенностей действий, актов, которые она совершает, руководствуясь различными задачами и целями..." В.Г. Асеев включает в мотивационную сферу личности ее потребности, интересы, мотивы, волевые качества и функциональные возможности. А.К. Маркова отождествляет мотивационную сферу с мотивацией, включая в нее такие многообразные компоненты, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, интересы, отдельные мотивы, цели и намерения, эмоции и аффекты. А.Н. Леонтьев, исследуя личность в плане деятельностного подхода, считает, что в ее основании "лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей...", за которыми "открывается соотношение мотивов". По его мнению, образуют как бы общий "психологический профиль личности", ее мотивационную сферу. В.Н. Мясищев рассматривает анализируемую сферу с позиций "психологии отношений", М.С. Коган - в плане ценностных ориентации, в других литературных источниках она идентифицируется с направленностью личности или доминирующими мотивами ее поведения.
За различием этих определений и подходов просматривается определенное единство: под мотивационной сферой личности человека, как правило, понимается соотношение основных субъективных детерминантов. “Мы понимаем под мотивационной сферой личности всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы (именно в них-то в первую очередь проявляется направленность личности)”, - пишет Б.Ф. Ломов. Такое представление о мотивационной сфере является наиболее распространенным, но не единственным. Мотивационная сфера личности человека пока остается недостаточно изученной проблемой. Как свидетельствует Б.Г. Ананьев, "мы еще далеки от понимания целостности мотивационной сферы, охватывающей различные уровни активности - от органических потребностей до ценностных ориентации. Все это задачи ближайшего будущего...".
В нашем исследовании в качестве рабочего понятия мотивационной сферы правонарушителей можно принять: а) относительно устойчивую иерархическую систему основных побуждений, отношений и связей личности;
б)отношение к труду, правопорядку, обязанностям, к другим людям и самому себе; в) социально-психологические свойства, процессы и особенности личности, влияющие на содержание и динамику мотивации преступного поведения, т.е. все то, что определяет и формирует мотивацию преступного поведения в пределах самой личности правонарушителя на момент совершения им уголовно наказуемого деяния.
Обрисовав в самом общем виде контуры мотивационной сферы личности правонарушителя, следует соотнести ее с объемом одного из центральных понятий в советской криминологии "личности преступника". Это соотнесение доступнее всего сделать путем сравнительного анализа структурных схем личности преступника и его мотивационной сферы. А поскольку структурирование "личности преступника" в советской криминологии еще не завершилось и в научной литературе существует множество внешне несходных схем, то для сравнения возьмем хотя бы некоторые из них. Авторы монографии "Личность преступника" включили в структуру личности преступника следующие характеристики: 1) социально-демографические и уголовно-правовые признаки; 2) социальные проявления в различных сферах общественной жизни; 3) нравственные свойства; 4) психологические особенности. Г.М. Миньковский предлагает иную структуру: 1) демографические признаки; 2) образовательно-культурный уровень; 3) потребности, интересы и отношения ведущей деятельности; 4) потребности, интересы и отношения быта и досуга; 5) эмоционально-волевая характеристика; б) ориентация (направленность) личности и система мотивации; 7) соматические и психические аномалии. К.Е. Игошев среди существенных компонентов личности преступника называет особенности: 1) духовного мира преступника как личности; 2) проявления (объективизации) черт духовного мира личности в преступной деятельности. Свои структурные схемы личности преступника предлагали А.Б. Сахаров, Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, П.С. Дагель, B.C. Волков , Н.С. Лейкина и др.