Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:24, реферат
Целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмы мотивационных процессов, проследить становление мотивационной сферы человека. Другой важной целью нашей работы стало практическое применение психологических знаний о мотивации в формировании мотивов преступного поведения, проследить переход потребности в мотив противоправного поведения, разобраться в том, как изменяется структура личности правонарушителя.
Введение …………..……………………… 1-2.
I. Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм
и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Механизмы формирования мотивации в психике человека.
II. Мотивация преступного поведения как детерминирующая система.
1. Понятие мотивации. ……………….………………….…… 2.
2.Мотивация и принятие решения. ….………………..….…… 5.
3.Понятие личности преступника. ……………………….…… 7.
4. Мотивационная сфера личности. …………………….……
III.Формирование мотивов преступного поведения…21.
1.Процесс возникновения и формирования мотивов……………21.
2.Появление потребности как источника активности личности..22.
3. Переход потребности в мотив противоправного поведения ….25.
4.Изменение мотивационной структуры личности правонарушителя…………………………………………………….31.
IV. Заключение………………………………...……….33.
Анализ этих схем показывает, что все они включают в себя основные признаки мотивационной сферы личности преступника. Только в одном случае эти признаки выражены через "социальные проявления и нравственные свойства", в другом - через "потребности, интересы, отношения и ориентации", в третьем - через "особенности отношений, связей и духовного мира", в четвертом - через "ценностные ориентации, стремления, социальные позиции, интересы, потребности, наклонности, привычки" и т.д. Причем некоторые авторы рассматривают данный параметр главным. Не случайно в известном высказывании Марка Аврелия о том, что "каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", личность оценивается по ее мотивационной сфере. Ибо она, как наиболее важный параметр личности, является ее ядром, а точнее - ее кумулятивным зарядом.
Мотивационная сфера личности правонарушителя является своеобразным "пакетом" актуальных и потенциальных, сознаваемых и не осознаваемых, естественных и культурных, материальных и духовных побуждений (потребностей, интересов, привычек и других детерминантов), т.е. всего того, что желаемо им как в настоящее время и ближайшем будущем, так и в плане отдаленных перспектив. Противоречивая действительность формирует противоречивые мотивы и отношения личности, но их совокупность не расплывчата и не бесформенна.
У некоторых их большое множество и субъект еще сам хорошо не знает, какому из них следует отдать предпочтение. И в этом множестве иногда вообще нет стремлений, на базе которых могли бы сформироваться жизненные планы и цели. Мотивационная сфера в этих случаях является неустойчивой или "лоскутной". Разъединенность единиц жизни создает психологический образ человека, живущего отрывочно- то в одном "поле", то в другом”.
Непостоянство связей и отношений - база для моральной неустойчивости, которая, в свою очередь, является питательной почвой преступного поведения. Изучение лиц, отбывающих уголовное наказание в дисциплинарном батальоне, показало, что даже после осуждения многие из них не нашли себя, не определили курса своей жизни. На вопрос о планах дальнейшей жизни около половины осужденных ответили: "Не совершать преступлений", четверть - "Как получится", остальные уклонились от ответа. Нет сомнения в том, что уголовное наказание довлеет над ними, но такая мотивация "лишь побуждает субъекта выйти из своего настоящего положения без точного знания того, в какое другое состояние он хочет перейти".
Регистрируя невысокую степень иерархизации мотивов у осужденных, следует иметь в виду, что она, видимо, была более низкой в момент совершения преступных деяний. Поскольку, как бы ни относился осужденный к отбываемому наказанию, последнее не может не оказывать соответствующего влияния на систему его личных предпочтений и на иерархизацию положительных или отрицательных ценностей. Авторы убедительно показывают, что у лиц с отклоняющимся поведением снижена критичность и связывают это с отсутствием у них четкой иерархии положительных ценностей. «Полученные результаты, - пишут они, - подтверждают выдвинутое теоретическое положение о том, что всестороннее, полное раскрытие совокупности общественно выработанных значений в системе личностных смыслов,, их четкое иерархическое соподчинение и структурирование определяют достаточную устойчивость смысловой системы в состоянии эмоционального напряжения и являются тем внутренним условием, которое обеспечивает критичность и адаптивность поведения социально зрелой личности».
Эти данные проливают свет на истоки "короткой" мотивации многих преступлений, на порочность их прогностических выводов и ошибочность принятых решений о преступном поведении. Последние прямо связаны с недостаточным уровнем развития личности, для которой мотивы отдаленного морального будущего оказываются, как правило, слабее актуальных сиюминутных побуждений, даже если значимость "далекой" мотивации для субъекта огромна. Следование по пословице «лучше синица в руках, чем журавль в небе» представляется правонарушителю более предпочтительным не только из-за неуемной жажды скорых результатов, но из-за отсутствия у него более или менее надежных представлений о возможном развитии событий, необходимых прогностических способностей и навыков, элементарной дальновидности. Отдаленное будущее в данном случае принимается в расчет лишь тогда, когда оно согласуется с доминирующей мотивацией.
III. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Процесс возникновения и формирования мотивов поведения человека тесно связан с развитием и удовлетворением им потребностей, в целом--с формированием его личности. С одной стороны, нельзя не заметить изменений характера и модальности мотивов личности в ее онтогенезе. С другой стороны, мы отчетливо видим изменения в структуре личности, в ее мотивационной сфере, происходящие под влиянием различных жизненных ситуаций. Таким образом, личность с ее мотивационной сферой представлена как бы в двух плоскостях: на протяжении длительного периода ее развития и в постоянно окружающем ее социальном “пространстве”.
При изучении механизма различных преступлений нередко приходится сталкиваться с таким парадоксальным явлением: при внешней, казалось бы, очевидности преступных действий и их последствий от окружающих каким-то непонятным образом ускользают истоки преступления, те побудительные силы, скрытые в мотивационной сфере, которые толкнули субъекта на его совершение. Особенно очевиден этот парадокс, когда приходится иметь дело с тяжким по своим последствиям преступлением, в котором характер противоправных действий и внешний повод их совершения настолько не соответствуют друг другу, что образуют своеобразные “ножницы”. Скрытый характер побудительных сил и процессов их зарождения в структуре личности такого человека, попытка с позиций “житейской” психологии объяснить происшедшее приводят иногда к появлению сомнений в психической полноценности правонарушителя. И только кропотливым трудом следователя, в ходе всестороннего и глубокого рассмотрения дела в суде, с помощью экспертов--психиатров и психологов нередко устраняются возникшие предположения относительно болезненного состояния психики виновного и удается выявить побудительные силы в их сложном структурном единстве и взаимодействии с характерологическими особенностями личности субъекта, совершившего подобное деяние.
Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер и , может быть специально исследована в зависимости от вида преступления (корыстное, насильственное, насильственно-корыстное), от формы вины (умышленная или неосторожная), от ряда обстоятельств объективной стороны (является 'преступление одноактным действием или состоит из ряда однотипных, либо разнохарактерных действий; имеет ли оно подготовительный этап или это преступление заранее не планировалось субъектом), а также от того, совершено оно одним лицом или группой, подростком или взрослым преступником.
Наряду с частными особенностями процессов мотивации, во всех этих случаях особый интерес представляют наиболее общие закономерности возникновения и формирования мотивов преступления. С позиций материалистической диалектики мотивационные процессы следует рассматривать в постоянном развитии, в диалектическом единстве внутренне обусловленных факторов с воздействиями на личность окружающей социальной среды. При этом в мотивационных процессах можно выделить несколько наиболее важных этапов.
2.Появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности, Вначале это потребность может существовать безотносительно к том объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена. В последующем в процессе актуализации возникшей потребности субъектом, ее конкретизации им происходит “опредмечивание” данной потребности под воздействием тех объектов внешнего мира, которые воспринимаются лицом и отражаются в его сознании. “До своего первого удовлетворения,--писал А. Н. Леонтьев,--потребность “не знает” своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет--свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом”.
В результате переживания
возникшей потребности как своей, личностно-значимой,
начинающей в ряду других потребностей
прочно занимать одно из ведущих мест.
Появляется особое, актуальное для данного
субъекта потребностное состояние, которое все с большей
силой оказывает влияние на его отношение
к объектам (предметам), способным удовлетворить
эту потребность, что может служить основой
зарождения в дальнейшем “напряженного
мотивационного поля”, “функционально-
Ранняя диагностика потребностного состояния, сопоставление его с реальными условиями бытия человека или группы людей (например, определенной части молодежи, к которой он принадлежит как учащийся, рабочий и т. д.) могут создать, при хорошо продуманной системе мер воспитательного воздействия на различные социальные слои и группы населения, задолго до появления внутреннего конфликта личности, необходимые предпосылки формирования потребностей в социально приемлемом направлении. Это необходимо учитывать при использовании средств массовой информации, как демонстрирующих набор объектов, с помощью которых можно “опредмечивать” существующие потребности, так и формирующих способы их удовлетворения,
Недооценка процессов формирования потребностных состояний отдельных категорий лиц, создание определенных диспропорций между возникающими потребностями (особенно материального характера), и широко рекламируемыми предметами, которые в силу разных причин могут оказаться недоступными и вследствие этого будут не способны удовлетворять существующие потребности, может приводить к различным нежелательным последствиям, возникновению состояния фрустрации, вплоть до создания определенных предпосылок для совершения некоторых насильственно-корыстных преступлений.
Потребностное состояние не является чем-то застывшим, заранее запрограммированным. Под воздействием различных субъективных и внешних факторов потребности могут “изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь”, персонифицироваться в соответствии с основными структурами личности (мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.). В силу этого потребности в онтогенезе личности претерпевают внутреннюю перестройку, в ходе которой под влиянием мировоззренческой основы личности одни из ниx занимают доминирующее положение среди других, деформируются и даже деградируют от позитивно нейтрального до отрицательного качественного состояния. Анализ потребностей лиц молодого возраста, нарушивших закон, показывает, что в структуре их потребностной сферы ведущее положение занимают элементарные потребности, при отсутствии или крайней бедности высших, духовных потребностей. Значительный удельный вес в системе потребностей лиц, преступающих закон, имеют извращенные потребности, которые по своей интенсивности подавляют положительные побуждения. Так, в потребностной сфере правонарушителей обращают на себя внимание потребности в алкоголе, эгоистические потребности в обогащении за счет государства и других лиц. Понятно, что сама по себе потребность в материальном достатке, обеспечивающем хорошее питание, добротную одежду, не может оцениваться отрицательно. Более того в нишей стране много делается для того, чтобы эта потребность советских людей постоянно, наиболее полно и гармонично удовлетворялась.
Иное дело, когда та же потребность под воздействием антиобщественного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется в жажду накопительства. Такое мировоззрение оправдывает и удовлетворение потребности в накопительстве противозаконными методами. Интересные в этом отношении данные приводит М. Г. Миненок: 53% лиц, осужденных за хищения, считают, что подавляющее большинство людей живет на зарплату и доходы, добытые преступным путем, так как на одну зарплату, по их мнению, невозможно прожить (в группе законопослушных граждан такого мнения придерживались 7% опрошенных). Им также прослежена динамика потребности в накопительстве ценностей у расхитителей государственного имущества в зависимости от возраста. Среди расхитителей в возрасте до 30 лет лиц с доминированием этой потребности выявлено всего лишь 6,4%, а среди преступников данной группы старше 50 лет их оказалось значительно больше (42,1%) Представляется, что такое положение объясняется прежде всего существенным изменением структуры личности расхитителя (взгляды, интересы, ценностные ориентации и т. п.), а также системы её ролевого функционирования в общественных и внутригрупповых отношениях.
Таким образом, потребностная сфера большинства правонарушителей характеризуется: нарушением равновесия между различными видами потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, социально извращенных потребностей, которые “существенно превосходят нормальные потребности этих лиц и в случае борьбы мотивов могут “перевесить”, отрицательно повлияв на выбор целей и средств деятельности”".
3. Переход потребности в мотив противоправного поведения. В процессе формирования мотивов та или иная потребность в сознании человека приобретает различное субъективное значение, которое может и не совпадать с ее объективным значением. Вот почему одна и та же потребность, имеющая объективное значение в общественном сознании, в сознании различных людей оценивается по-разному. В зависимости от того значения, которое придает ей конкретный человек, она либо становится в определенной мере побудительной силой, либо просто остаётся в его сознании как факт, не имеющий актуального значения.
Именно в человеческой пристрастности, субъективной значимости той или иной потребности человека во многом кроется секрет понимания на первый взгляд “загадочных” мотивов некоторых преступлений. Установление смыслообразующей функции мотивов преступления, субъективной значимости противоправных поступков и других связанных с ними действий является важной задачей, стоящей перед следователем. Это особенно актуально в условиях, когда предварительное расследование начинается с неблагоприятной с точки зрения достижения целей расследования следственной ситуации.