Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:23, курсовая работа
Объект исследования – особенности личностного развития детей подросткового возраста.
Предмет исследования – специфика проявления личностных качеств у подростков разной половой принадлежности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической и научно-практической литературы по проблеме исследования;
2. Провести изучение личностных особенностей развития испытуемых;
3. Провести сравнительный анализ особенностей личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение ............................................................................................................ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
личности в подростковом возрасте ................................................................. 5
1.1 Обзор исследований в области психологии личности ................. 5
1.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте ............ 11
1.3 Формирование Я - концепции подростка и его
половой идентичности ................................................................................... 15
1.4 Проявление чувства взрослости и
полоролевое развитие подростков ................................................................. 18
Глава II. Изучение особенностей формирования личности
подростка в зависимости от его полоролевого развития. ............................. 23
2.1 Организация экспериментального исследования ......................... 23
2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования ...... 27
Заключение ........................................................................................................ 32
Список литературы .......................................................
Содержание
Введение ..............................
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
личности в подростковом возрасте
..............................
1.1 Обзор исследований в области психологии личности ................. 5
1.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте ............ 11
1.3 Формирование Я - концепции подростка и его
половой идентичности ........
1.4 Проявление чувства взрослости и
полоролевое развитие подростков ..............................
Глава II. Изучение особенностей формирования личности
подростка в зависимости от его полоролевого развития. ............................. 23
2.1 Организация
2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования ...... 27
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Приложение ……………………………………………………………………35
Введение
Современные исследования полоролевой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание и переживание индивидом позиции Я по отношению к неким образам-эталонам пола. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых приходится на 3 — 5 лет, а второй — на подростковый возраст. Однако при анализе литературы обращают на себя внимания тот факт, что большинство работ посвящено процессу половой идентификации дошкольника и младшего школьника; подростковый возраст в этом отношении оказывается значительно менее изученным;
В связи с этим нами было проведено исследование с целью изучения индивидуальных особенностей полоролевого развития личности у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях полового созревания, существенной перестройки организма. Этот период неравномерно протекает для мальчиков и девочек, разный темп развития создаёт внутри класса две половозрастные группы, в который реализуются разные стратегии поведения.
В связи с этим, в основу гипотезы исследования легло предположение о том, что особенности полоролевого развития подростка обуславливает свои специфические характеристики в развитии личности мальчиков и девочек данной возрастной группы.
Объект исследования – особенности личностного развития детей подросткового возраста.
Предмет исследования – специфика проявления личностных качеств у подростков разной половой принадлежности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической
и научно-практической
2. Провести изучение
личностных особенностей
3. Провести сравнительный анализ особенностей личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста.
Методы исследования:
1. Анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования.
2. Тестирование
3. Методы статистического анализа
Экспериментальная база исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» с 24.09.07 г. по 13.11.07 г. В эксперименте приняли участие 40 испытуемых подросткового возраста (учащиеся в возрасте 12-13 лет). Из них 20 девочек и 20 мальчиков.
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования личности в подростковом возрасте
1.1 Обзор исследований в области психологии личности
Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным. Он дает сильные смещения в возрастном аспекте, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Главное – он протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде.
«Для формирования личности как индивидуальности особое значение имеют индивидуальное восприятие общественных условий жизни, установки, индивидуальное жизненное самоопределение, индивидуальная биография, т.е. специфические личностные отношения к внешнему миру».1
Влияние на развитие ребенка оказывают материальные условия, социальные связи, идеологическая позиция родителей, особенно в их отношении к ребенку и к стилю воспитания. Также влияют внесемейные общественные факторы. Действие этих факторов на развитие личности проявляется сильней по мере взросления. Особое значение для развития личности имеет характер общественных отношений, дающий возможность каждому быть ответственной, самостоятельной и творческой личностью, активно формирующей общественные условия.
В отечественной психологии сложился ряд школ и направлений, в которой на базе единой марксисткой методологии, психологические свойства индивида как личности исследуются в различных аспектах. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом деятельности (А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн); в других, центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев и др.). Наметился подход, в русле которого личность исследуется в связи с общением (К.А. Альбуханова – Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов). В каждой школе система личностных свойств индивида трактуется по-разному.
Одним из теоретиков, занимающихся проблемой личности, является Адлер А., описывающий человека как единого, самосогласующегося и целостного. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума. «Жизненный стиль – это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели в результате использования творческой энергии» (Адлер А., 1977).
Аналитическая теория Юнга Г. описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психологических сил для поддержания психического здоровья.
Движущей силой развития личности является совокупность внешних влияний и возникающих у человека потребностей, которые дают возможность формирования различных типов непродуктивного и продуктивного характера, но только продуктивный влечет за собой не только развитие, но и перестройку общественной формации в целом.
В теории социального научения Дж. Роттера выделяются такие параметры дающие осознать многогранность процесса развития личности, это – соотнесение социальной ситуации с особенностями восприятия их наблюдателями; повторение поведения получившего положительное подкрепление, человек проявляет способность полагаться на свой прошлый опыт; соотнесение прогноза с целью, направлением поведения и поиском основных потребностей.
В.Н.Мясищев определяет личность как высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее в личности, ее отношение к людям, является одновременно взаимоотношениями.
В теории К. Роджера все мотивы человека включены в один – мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранить и интесифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. Люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как я – интенсифицирующие, и избегают тех, которые воспринимаются как я – отрицательное. Он утверждал, что единственной реальностью, с т.з. восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит я – концепции. Элементами определяющими развитие я – концепции, являются: потребность в позитивном внимании, условие ценности - безусловное позитивное внимание. Роджер подчеркивал, что для развития позитивной я – концепции, которая позволит стать полноценно функционирующим человеком, необходимо безусловное позитивное внимание. В тоже время, условные ценности заставляют жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственными организменными оценочными процессами.
Особенностью современной отечественной психологии личности является обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно – структурного подхода. Его сущность в том, что личность понимается не как совокупность отдельных психических процессов, а как целостное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов.
При структурном подходе личность представляется состоящей не только из элементов (свойств, состояний, процессов и т.д.), но и из отношений между ними. Эти отношения связывают элементы в единое целое, определяют структуру и законы ее функционирования.
В рамках единого системно-структурного подхода отечественными психологами предложено несколько различных моделей личности. Различие между ними заключается в составе элементов и характере взаимоотношений между ними.
Л.И. Божович выдвинула гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе этого лежит возникшая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Такая иерархия обеспечивает наивысшую устойчивость личности.
Она считает, ведущей потребностью является потребность в новых впечатлениях. Эта потребность имеет перспективный характер, ее сила заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности – общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности и т. д.
Наиболее существенное развитие структурная теория личности получила в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, С.В. Мерлина и К.К. Платонова.
К.К. Платонов выдвинул идею иерархического построения структуры. Он считает необходимым рассматривать признаки личности как ступени иерархической лестницы, у которой низкие ступени подчинены и управляются высшими …, переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления системных качеств». Он постулирует четыре основных подструктуры личности: 1) социально – детерминированная (направленность, морально-этические качества); 2) опыт (ЗУН, привычки); 3) индивидуальные особенности различных психических процессов; 4) биологически – детерминированная (конституциональные особенности и темперамент).
В работах Мерлина В.С. развит другой подход к пониманию структуры личности. Он считает, что …структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств: темперамента, характера, способностей и направленности. Свойства темперамента вообще не являются свойствами личности, а остальные представляют разные функции одних и тех же свойств личности.
Наиболее распространенной моделью исследования личности служит рассмотрение личности как совокупности черт (Р. Кеттел). «Черта, по мнению W.Allport (1960),- всегда есть единство мотивационных, познавательных и исполнительных компонентов. Формирование черт зависит как от развивающейся мотивационной сферы, так и от выработки обобщенных навыков общения, деятельности».2
Ярким представителем этого направления является американский психолог Р.Кэттел. Используя математический аппарат факторного анализа, он выделил основные свойства личности, которые охватывают широкий спектр личностных проявлений. В своей психологической основе выделенные Р. Кэттелом свойства отражают различные аспекты личности: черты характера, темперамент, особенности мотивации. Для более полной характеристики структуры личности он рассматривал и интеллект, преимущественно вербальный его компонент.
«Личность ребенка младшего школьного возраста находится на стадии формирования, в процессе развития она усложняется, отношения дифференцируются, переходят от внешних, случайных к внутренним, устойчивым».3
Типы личности: