Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:23, курсовая работа
Объект исследования – особенности личностного развития детей подросткового возраста.
Предмет исследования – специфика проявления личностных качеств у подростков разной половой принадлежности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической и научно-практической литературы по проблеме исследования;
2. Провести изучение личностных особенностей развития испытуемых;
3. Провести сравнительный анализ особенностей личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение ............................................................................................................ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
личности в подростковом возрасте ................................................................. 5
1.1 Обзор исследований в области психологии личности ................. 5
1.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте ............ 11
1.3 Формирование Я - концепции подростка и его
половой идентичности ................................................................................... 15
1.4 Проявление чувства взрослости и
полоролевое развитие подростков ................................................................. 18
Глава II. Изучение особенностей формирования личности
подростка в зависимости от его полоролевого развития. ............................. 23
2.1 Организация экспериментального исследования ......................... 23
2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования ...... 27
Заключение ........................................................................................................ 32
Список литературы .......................................................
Низкие показатели по этой шкале являются признаком недобросовестности, безответственности. Такие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. Эта черта отражает то, как ребенок принял и выполняет нормы и правила поведения.
7. Смелость.
Высокие значения имеют смелые, решительные дети. Низкие значения имеют робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.
8. Практичность.
Высокие баллы свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, не реалистичности ребенка. Низкие баллы являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такие дети часто ведут себя как самостоятельные, независимые, в то время как дети, имеющие высокие баллы, выступают как слишком сентиментальные, доверчивые, нуждающиеся в поддержке, подвержены влияниям среды.
9. Оптимизм.
Ребенок с высоко оценкой легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. С низкой – обычно спокоен и редко расстраивается.
10. Самоконтроль.
Высокие баллы свидетельствуют о хорошей социальной приспособляемости и умении контролировать свое поведение. Низкие баллы являются признаком неумения контролировать свое поведение.
11. Невозмутимость.
Дети с высокими значениями отличаются повышенной нервной напряженностью. С низкой, как правило, спокоен и невозмутим.
Вопросник содержит 110 вопросов – суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. К каждому вопросу даются на выбор два альтернативных суждения, с одним из которых они должны согласиться, отклонив другое.
Вопросник разделен на две части по 55 суждений. Шкалы содержат по 10 суждений, значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных на каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводятся в оценки по 10 бальной системе (текст опросника помещен в приложение).
Психодиагностику по данной методике можно проводить как индивидуальным, так и групповым способом. Данные фиксируются на специальных бланках.
Статистический анализ полученных данных проводился с использованием метода сравнения средних значений двух совокупностей t-критерий Стьюдента.
2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования
Проводимое нами исследование предполагало, что полоролевые особенности накладывают отпечаток на формирование личностных качеств подростка. Это могла означать, что специфика формирования половой идентичности мальчиков и девочек в подростковом возрасте имеет свои особенности, которые сказываются на преобладание в структуре личности тех или иных качеств.
Полученные в результате экспериментального исследования данные позволили сделать вполне определенные выводы по данной проблеме.
На основе результатов проведения теста «16-факторый опросник Кеттела» была составлена гистограмма, которая наглядно демонстрирует выраженность тех или иных качеств в выборке испытуемых:
Данные показывают, что в совокупности в выборке испытуемых подростков наиболее выраженными оказались такие черты личности как: самоконтроль, смелость, независимость, уверенность в себе. Это означает, что подростки отмечают у себя такие способности как хорошая социальная приспособляемость, умение контролировать свое поведение, смелость, решительность. Также они признают, что они уверены в себе, не тревожны, независимы, настойчивы, стремятся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.
Кроме того, можно отметить среди преобладающих черт характера наличие повышенной нервной напряженности. Это предполагает, что подростков можно легко вывести из состояния душевного равновесия, они часто имеют пониженное настроение, нетерпеливы, легко возбудимы, реактивные.
Не выраженными оказались такие черты личности как благоразумие, практичность, добросовестность. Не очень высокие значения занимает экстраверсия.
Поскольку нашей задачей было выявление особенностей развития личностных качеств в зависимости от осознания своей половой принадлежности и особенностей полоролевого развития, мы провели сравнительный анализ указанных качеств в выборке мальчиков и девочек отдельно.
Данные помещены в таблицы (см. приложение, таб. №2, №3).
На основе данных была составлена гистограмма, из которой наглядно видно какие качества преобладают в той или иной выборке.
Таким образом, из анализа данной гистограммы видно, что у девочек в значительной степени преобладает такое качества личности как уверенность в себе. Это говорит о том, что девочки в подростковом возрасте демонстрируют большую уверенность в своих силах, оценивают себя как более способных по сравнению с большинством сверстников, хорошо контролируют свои эмоции, испытывают меньшие психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни, хорошо адаптируются.
Также отмечается такая закономерность, что у девочек такая черта как оптимизм выражена намного меньше чем у мальчиков. Это говорит о том, что наряду с высоким уровнем уверенности в себе, девочки легко выводятся из состояния душевного равновесия, часто имеют пониженное настроение.
Имеются значимые различия в проявлении черт характера по таким критериям как эмоциональная возбудимость, независимость.
В данном случае, у мальчиков преобладающей чертой характера оказалась независимость. Мальчики-подростки является более независимыми, настойчивыми, стремящимися доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им. У девочек данная черта характера оказалась менее значимой и актуальной.
Такая черта личности как эмоциональная возбудимость в ее отрицательной полярности преобладающей оказалась у мальчиков. Это отражает, что мальчики-подростки отличаются большей возбудимостью, чем девочки, характеризуются неустойчивостью внимания, повышенной двигательной активностью. Их можно охарактеризовать как нетерпеливых, легко возбудимых, реактивных.
Чуть большей выраженностью отличается у мальчиков такая черта личности как смелость. Что можно интерпретировать как преобладание решительности, упорства в достижении цели, склонности к рискованному поведению, необдуманным, смелым поступкам.
Проведенный статистический анализ подтвердил сделанные выше вводы.
Критерии различий между проявлениями личностных свойств в выборке мальчиков и девочек.
Четры личности у мальчиков | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
Черты личности у девочек |
1 |
0,2 |
||||||||||
2 |
2,54** |
|||||||||||
3 |
|
3,11** |
||||||||||
4 |
2,68** |
|||||||||||
5 |
0,24 |
|||||||||||
6 |
0,11 |
|||||||||||
7 |
2,07* |
|||||||||||
8 |
2,31* |
|||||||||||
9 |
2,47** |
|||||||||||
10 |
0,32 |
|||||||||||
11 |
0,21 | |||||||||||
** - различия достоверны на 1% уровне значимости;
* - различия достоверны на 5% уровне значимости.
Полученные критерии различия (t - критерий Стьюдента) свидетельствуют о том, что на достоверном уровне значимости различаются средние показатели по выраженности в выборке мальчиков и девочек таких черт личности как уверенность в себе, эмоциональная возбудимость, независимость, смелость, оптимизм.
Это говорит о том, что полоролевое развитие личности подростка накалывает отпечаток не только на поведение, систему отношений, но и на формирование определенных личностных качеств.
Так мальчики-подростки оказываются более смелыми, решительными, настойчивыми. Поведенчески это может выражаться в стремлении подростков-мальчиков доказать свою правоту, отстоять свою точку зрения, настоять на своем, в упорстве и может быть упрямстве.
Тем не менее, подростки-мальчики демонстрируют меньшую уверенность в себе чем девочки, что может наталкивать на мысли о реализации «смелого» поведения в качестве гиперкомпенсации внутренней неуверенности и тревожности.
Мальчики более склонный к проявлению такой черты личности как независимость, что выражается с стремлении быть самостоятельным, принимать решения и реализовывать их. Такое выражение может у мальчиков-подростков принимать чувство взрослости.
У девочек данная черта не оказалась значимой. Они проявляют свое чувство взрослости посредством реализации уверенного, эмоционально устойчивого поведения. Специфика полоролевого развития девочек выражается в проявлении таких черт личности как повышенная ранимость, сентиментальность, низкий уровень практичности, выражающейся в мечтательности, не реалистичности ожиданий. У мальчиков же поведение носит более практичный характер, более реалистично, мальчики умеют полагаться на себя и добиваться желаемого.
Между остальными чертами личности мальчиков и девочек значимых различий обнаружено не было.
Полученные данные носят весьма парадоксальный характер, что выражается, например, в том, что у девочек уверенность в себе выше, чем у мальчиков, но мальчики оказались более склонны к демонстрации уверенного поведения, упорства, целеустремленности и т.д. Даная проблема требует дальнейшего осмысления и решения.
Заключение
Подростковый возраст характеризуется интенсивным физическим и психическим ростом, появлением в структуре личности множества важных новооразований. Как уже отмечалось, это период бурного полового созревания, а половое созревание не может рассматриваться в отрыве от психического и социального развития. Повлоое созревание - явление не только биологическое, но и социальное. В связи с этим, сам процесс полового созревания влияет на поведение подростков, при чем чаще опосредовано, через установки, ролевые позиции, личностные особенности. Утверждая свою принадлежность к мужскому или женскому полу, подросток становится человеком-мужчиной или человеком- женщиной. Но как неоднократно указывается в литературе половое созревание и соответственно ее поведенческие выражения у мальчиков и девочек начинаются и протекают по разному. Поэтому исследования, касающиеся анализа полоролевых различий в данном возрасте становятся значимыми для развития отечественной гендерной и практической психологии.
Анализировать гендерную специфику проявлений полородевого развития подростков в данном исследовании предполагалось в виде соотношения выраженности некоторых качеств личности девочек и мальчиков. Гипотеза исследования указывала на возможное рассогласование в развитии личностных особенностей мальчик и девочек данной возрастной категории.
В результате оказалось, что действительно развитие некоторых качеств личности зависит от половой принадлежности подростков. Так становление подростка как мужчины связано с проявлением у него таких качеств личности как смелость, независимость, оптимизм. Тогда как у девочек это связано с проявлениям других качеств: уверенность в себе, сентиментальность, чувствительность, эмоциональная устойчивость.
Список литературы: