Изучение особенностей формирования личности подростка в зависимости от его полоролевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – особенности личностного развития детей подросткового возраста.
Предмет исследования – специфика проявления личностных качеств у подростков разной половой принадлежности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической и научно-практической литературы по проблеме исследования;
2. Провести изучение личностных особенностей развития испытуемых;
3. Провести сравнительный анализ особенностей личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
личности в подростковом возрасте ................................................................. 5
1.1 Обзор исследований в области психологии личности ................. 5
1.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте ............ 11
1.3 Формирование Я - концепции подростка и его
половой идентичности ................................................................................... 15
1.4 Проявление чувства взрослости и
полоролевое развитие подростков ................................................................. 18
Глава II. Изучение особенностей формирования личности
подростка в зависимости от его полоролевого развития. ............................. 23
2.1 Организация экспериментального исследования ......................... 23
2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования ...... 27
Заключение ........................................................................................................ 32
Список литературы .......................................................

Файлы: 1 файл

полоролевые особенности личностной сферы подростков 47 с практ.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

Для чувствительного и тревожного типа ведущей направленностью является общение. Психотравмирующая ситуация возникает в связи со школьной неудачей, трудностями во взаимоотношениях со взрослыми и одноклассниками. Эмоциональная реакция проявляется в виде тревоги и неуверенности в себе.

6. Интровертированный. Отличительной особенностью является направленность на познавательную деятельность. Высокий уровень развития интеллекта сочетается с пониженным контролем за окружающей действительностью. Они замкнуты, неуверенны в себе, проявляется социальная робость и низкий самоконтроль. В тоже время характерны такие особенности как возбудимость, тревожность, напряженность.

Обобщая имеющуюся информацию, можно сделать вывод о том, что в современной психологии нет единого подхода к пониманию такого феномена как личность, а значит рассматривать мы его можем в разных аспектах. Множество авторов работало над проблемой изучения личности и механизмов ее формирования (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Бодалев А.А., Адлер А., Юнг Г., и многие другие).  Исследования их касались определения роли деятельности, общения и других сторон  реальной действительности в формировании структуры личности.

Таким образом, многие авторы работали над созданием моделей личности, предлагали различные типологии и классификации (Леонгард, Кеттел, Ананьев, Лазурский и т.д.).  Работая в рамках единого системно - структурного подхода их типологии во многом похожи, но различия заключаются в составе элементов и характере взаимоотношений между ними.

 

1.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

 

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.  

«Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности».4

Хотя учение и остаётся главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно-полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина.

На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям.

Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.

«Подростки сами просят, чтобы написали о пубертатном периоде как можно страшнее, чтобы все поняли, как ужасно себя чувствует подросток в период полового созревания. Когда хочешь и не хочешь, когда можешь и не можешь, когда все время занят поиском ответа на дурацкий вопрос: «Взрослый ты или нет?».5

Д.И. Фельдштейн [17, С.43] установил, что процесс социального развития личности в подростковый период проходит через три пути (как и в другие периоды онтогенеза), закономерно чередующиеся стадии.

1-я стадия характеризуется появлением  новых тенденций развития деятельности, когда ранее накопленные смысловые  нагрузки вычленяют новые возможности  функционирования ребёнка, создавая соответствующее поле для его развёрнутой деятельности.

2-я стадия отличается максимальной  реализацией, кумуляцией развития ведущего типа деятельности.

3-я стадия - насыщением ведущего  типа деятельности при невозможности  дальнейшей реализации его потенциалов, что ведёт к актуализации другой стороны деятельности.

Социальное развитие идет от осознания подростком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собсвтвенной творческой деятельности.

По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень  их адекватности общественным потребностям.

Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача Личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования. Причём исследования Я.И. Фельдштейна показывают, что определённый уровень социальной зрелости опережает интеллектуальное развитие подростка.

Согласно концепции А.В. Петровского [2, С.57] развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека, его участие в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые активно осваивает, т.е. как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Мера стабильности этой среды различна, поэтому необходимо построить 2 модели развития личности. 1-я рассчитана на относительно стабильную социальную среду, 2-я — на становление личности в изменяющейся среде.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности.

Первая фаза – АДАПТАЦИЯ:  усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Например, подросток, попавший в новую для него компанию ребят, первоначально стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы  общения,  лексики, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы — адаптируется.

Вторая фаза – ИНДИВИУАЛИЗАЦИЯ: поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Справившись с трудностями адаптации, подросток начинает осознавать, что он как личность утрачивает себя, т.к. другие не могут в нём разглядеть индивидуальности.   И подросток ищет средства и способы для обозначения своей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении между полами, смелость и т.д.).

3 фаза – ИНТЕГРАЦИЯ: общность  одобряет и культивирует лишь  те индивидуальные особенности  личности, которые соответствуют  ее ценностям и т.д.     Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка, поддерживает лишь те, которые   способствуют успеху совместности деятельности. Происходит интеграция личности в общении.

Развитие личности подростка происходит в изменяющихся  условиях  развития группы (учителя-предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создаёт внутри класса две половозрастные группы.

Многообразие задач в различных видах деятельности ведёт к дифференциации школьников, образующих в одном случае просоциальные группы (как результат работы в общественных организациях, турпоходах, спортивных секциях и т.д.), а в другом — асоциальные группы, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности.

 

1.3 Формирование  Я - концепции подростка и его половой идентичности

 

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере  самосознания, которые имеют кардинальное значение для а его последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становит объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Ананьев Б. Г., 1948).                              

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построений поведения молодого человека.                                

Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.

В Я-концепции имеется констатирующий реальный образ Я в настоящее время, а также Я-перспективное, т. е. то, на что Я-реальное ориентировано.

Образ Я

— совокупность образов (чувственных ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Самооценка

— компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития.

Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка.

В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

По данным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда, прическа и выразительное поведение.

С возрастом увеличиваются объем и адекватность оценив признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется (гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки поражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость (Куницина В. Н., 1968).

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и  физические черты начинают сильно волновать подростка, да соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет, формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).                                                      

В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Информация о работе Изучение особенностей формирования личности подростка в зависимости от его полоролевого развития