Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:23, курсовая работа
Объект исследования – особенности личностного развития детей подросткового возраста.
Предмет исследования – специфика проявления личностных качеств у подростков разной половой принадлежности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической и научно-практической литературы по проблеме исследования;
2. Провести изучение личностных особенностей развития испытуемых;
3. Провести сравнительный анализ особенностей личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение ............................................................................................................ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
личности в подростковом возрасте ................................................................. 5
1.1 Обзор исследований в области психологии личности ................. 5
1.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте ............ 11
1.3 Формирование Я - концепции подростка и его
половой идентичности ................................................................................... 15
1.4 Проявление чувства взрослости и
полоролевое развитие подростков ................................................................. 18
Глава II. Изучение особенностей формирования личности
подростка в зависимости от его полоролевого развития. ............................. 23
2.1 Организация экспериментального исследования ......................... 23
2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования ...... 27
Заключение ........................................................................................................ 32
Список литературы .......................................................
Подростка волнует то, что красиво и некрасиво
во внешнем облике окружающих. В том, что
касается его собственного тела, можно
отметить, что степень удовлетворенности
или неудовлетворенности собой у подростка
во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере
влияет на его самооценку.
1.4 Чувства взрослости подростков и полоролевое развитие
В приобретении черт взрослости подросток ориентируется на ряд образцов, источников. В зависимости от ориентированности подростка на определённые образцы взрослости происходит формирование жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка. Т. В. Драгунова6 выделяет ряд образцов, на которые ориентируется подросток.
Подражание внешним проявлениям взрослости.
Для подростка зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых: одежда, причёска, косметика, украшения, лексикон, способы отдыха, приёмы ухаживания и т.д. Формы проявления симпатий не детские, а «взрослые», так делают все.
Для подростка приобретение подобных признаков мужской и женской взрослости — средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости. Здесь подражание — самый яркий способ ее достижения. Образцами для подражания являются окружающие взрослые, более зрелые одноклассники. Подражают увиденному в кино, по телевидению, на улице. Усваивается то, что модно, и соответствующие этому образцы становятся категориям оценки и самооценки.
Во всех сложностях человеческой жизни подростки еще плохо ориентируются. Многие правила взрослых кажутся им надуманными, скучными, противоестественными. «Почему нужно со всеми здороваться? Я здороваюсь только с теми, кто мне нравится», «Почему я не должна краситься? Ведь я имею право выглядеть привлекательной». Происходит перенятые прав взрослых, но не их обязанностей.
Стремление к самостоятельности часто выглядит неестественно. Наглость — как смелость. Распущенность — как независимость. Мальчики ходят вразвалку, приобщаются к сигаретам, употребляют арготические выражения. Ревностно сравнивают свою одежду и прическу с образцами журналов. Внешний вид подростка часто становится источником недоразумений, конфликтов в семье. Нет куртки — трагедия.
Часто подросток во многом по-детски понимает суть взрослого состояния. Вот подростки, копируя взрослых, устроили вечеринку с вином. В итоге — пьяная драка! В таких и подобных случаях взрослые слышат оправдание: «Я же этого не хотел. Разве я думал, что так получится?» Истинное взросление сочетается с игрой во взрослого.
Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах и в глазах окружающих, как им кажется. Это важно в плане развития самосознания. Может наблюдаться и подражание особому стилю «весёлой», «лёгкой» жизни. Бесцельное хождение по улицам, дискотеки, видеотеки, игры в карты, выпивки и т.п. В этом случае утрачиваются познавательные интересы, складывается установка на весёлое проведение времени.
Такое направление в развитии взрослости неблагополучно. Большинство несовершеннолетних правонарушителей — с низкой культурой досуга. Это прямой сигнал для воспитателей о необходимости создания правильных представлений о ценностях и содержании подлинной взрослости, об основах подлинного авторитета.
Другое направление в развитии взрослости связано с ориентацией мальчиков-подростков на определённое содержание мужского идеала — качеств «настоящего мужчины». Это, с одной стороны, — сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой — верность дружбе и товариществу. Поэтому подростки проявляют интерес к художественным произведениям, описывающим героев; к кинофильмам с героическим и детективным содержанием.
Образцами для подражания становятся, кроме героев кинофильмов, художественных произведений, также и взрослые, сверстники, выделяющиеся смелостью, ловкостью, спортивными
Средством самовоспитания становится спорт. Подростки желают у себя развивать силу и волевые качества. Может быть, чуткое отношение к своему физическому развитию. Но наблюдается и культ силы, и смелости вне зависимости от их социально-моральной направленности. Может быть, демонстрирование своей смелости в поступках рискованных. Может быть, значительное преувеличение степени собственной причастности к проявлениям качеств мужественности, о котором он рассказывает.
Женский идеал девочки-подростка наделяется красотой, симпатией, модной одеждой. Если мальчики-подростки, в основном, ориентируются на внешний облик, физические качества, то девочки-подростки, кроме того, выделяют и качества умственные. Содержание идеала девочек определяется и конкретными особенностями её воспитания и общения.
В результате неправильного воспитания в семье качества женственности могут быть непривлекательными. Часть девочек желает обладать мужскими качествами: волей, смелостью, настойчивостью и др.
Итак, образ идеального мужчины у подростков и их родителей характеризуется доминированием традиционно мужских качеств и является маскулинным, а образ идеальной женщины - сочетанием высокой выраженности традиционных — традиционно мужских и традиционно женских, что свидетельствует о его андрогенном характере.
Приписывание подростками маскулинных/феминных качеств связано с половой принадлежностью персонажа. Исследования Т.А. Араканцевой показали, что в образах идеального мужчины и отца высокий уровень выраженности маскулинных качеств соответствует низкому уровню феминности, а в образах матери и идеальной женщины уровни выраженности маскулинных и феминных качеств не связаны между собой.
Представления подростков о традиционно женских полоролевых характеристиках закреплены в образе матери, тогда как представления о традиционно мужских — в образе идеального мужчины.
Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют свою половую роль. Наряду с подлинными увлечениями во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй важны не только и не столько сами по себе как ответ на собственную внутреннюю потребность старшеклассника, сколько как определенные социальные символы, знаки повзресления. Как младший подросток нетерпеливо ждет появления вторичных половых признаков, так и юноша ждет, когда же он наконец полюбит. Если это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, иногда старается заменить подлинное увлечение придуманным и т. д.
Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден. Но и для старшеклассников собственные переживания, воспринимаемые в свете стереотипной половой роли, на первых порах иногда важнее, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности часто напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно. Объекты увлечений также нередко вызывают интерес многих, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный статус у сверстников. Даже интимная близость нередко бывает у юношей средством самоутверждения в глазах сверстников.
Таким образом, подростки разными путями входят в мир взрослых и усваивают его ценности: путём подражания внешним признакам взрослости, равнения на качества «настоящего мужчины» («настоящей женщины»), имея взрослого образцом деятельности, занимаясь познавательной деятельностью, усваивая искусство народа, его опыт.
Развитие взрослости может происходить однобоко или сразу в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: через построение отношений, подражание, прямое заимствование, самовоспитание и самообразование и усвоение знаний о взрослых и их жизни.
Подросток осваивает мир взрослых: нормы, ценности, общественные требования, способы поведения, на основе чего формируется система личностных ценностей. Это проявляется в целях, содержательной деятельности, критериях оценки и самооценки.
Непосредственные воспитатели — родители, учителя — должны помогать подростку осваивать ценности мира взрослых. Это обеспечит планомерное развитие разных сторон взрослости подростка. Иначе он будет входить в мир взрослых с помощью товарищей, друзей и других взрослых. В этом случае может быть однобокое освоение ценностей мира взрослых. Вследствие этого у воспитателей могут возникнуть трудности в отношениях со старшими подростками из-за расхождения во взглядах по разным вопросам.
Глава II. Изучение особенностей формирования личности подростка в зависимости от его полоролевого развития
2.1 Организация экспериментального исследования
Целью проводимого исследования выступает выявление закономерностей формирования личностных особенностей подростка в зависимости от его полоролевого развития.
Задачи экспериментального исследования:
1. Провести изучение личностного развития подростков вошедших в выборку.
2. Обработать и проанализировать полученные данные;
3. Провести сравнительный
анализ результатов полученных
при изучении личностных
Для решения первой поставленной задачи и выявления личностных характеристик была проведена методика Р. Кеттела «16 – факторный личностный опросник». Выбор обусловлен тем, что этот тест охватывает большой спектр личностных характеристик, что позволяет нам сделать эксперимент глубже и детальнее.
Данная методика является оригинальной и специально разработанной для детей младшего школьного и подросткового возраста, она представляет собой модификацию известного взрослого варианта 16 – факторного теста адаптированного к детям данного возраста.
Тест включает в себя 12 шкал соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта может быть как положительной, так и отрицательной.
Мы ограничимся описанием 11 шкал, поскольку изучение тендерных отличий в развитии интеллектуального развития подростков не преследуется данным исследованием. В методике принято выделять 3 уровня развития разных черт личности: низкий, средний, высокий. При описании выделяются только крайние полюса развития данных параметров. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале, и дается краткое качественное описание.
1.Экстраверсия.
Высокие баллы по соответствующей шкале характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, внимательного к людям
Низкие баллы представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим.
Ребенок с высокой оценкой характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. С низкой, представляется как недоверчивый, обидчивый, неспособный скрывать свои негативные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими на положительной основе. В его поведении часто проявляется эгоцентризм, упрямство.
2. Уверенность в себе.
Ребенок с высоким баллом по шкале – уверен в себе, не тревожен, а ребенок с низким баллом – неуверен в себе, легко раним.
Низкие значения данной черты личности отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свою неудачу, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения отмечаются у хорошо адаптированных детей.
Дети с высокой оценкой по данной шкале характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные.
Дети, имеющие сравнительно низкие оценки представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.
Дети с повышенной возбудимостью характеризуются неустойчивостью внимания, повышенной двигательной активностью. Низкая оценка рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.
Ребенок с высоким значением является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им. Ребенок, имеющий низкий показатель, склонен к риску, беспечен.
5. Благоразумие.
Высокие показатели говорят о рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности. Низкие показатели свидетельствуют о склонности к риску, беспечности. Такие дети отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом. Дети, имеющие высокую оценку по шкале, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.
6. Добросовестность.
Высокие значения свидетельствуют о целеустремленности, аккуратности, исполнительности. Это дети с высоко развитым чувством ответственности.