Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Харкевич - дплом Рискованное и девиантное поведение.doc

— 4.51 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

ХАРКЕВИЧ Алла Васильевна

 

Изучение взаимосвязи  между  рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

преподаватель кафедры 

психологии 

Шульженко О.В.

 

 Научный консультант:

доктор психологических  наук

профессор

Янчук В.А.

 

 

 

МИНСК 2004

 

Содержание

 

                                                                                            Страницы   

                                 

                           

Введение

1.Теоретические проблемы  изучения девиантного

 поведения подростков……………………………………………

1.1.Понятие о нормальном  и девиантном поведении…………..

1.2.Виды девиантного  поведения………………………………..

1.3.Проявление девиантного  поведения у подростков…………

1.4.Детерминанты девиантного  поведения. Склонность

 к риску…………………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………….

2.Эмпирическое исследование  взаимосвязи склонности 

к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….

2.1.Описание процедуры  и методов исследования……………..

2.2.Анализ результатов……………………………………………

Выводы……………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………

Литература………………………………………………………….

Приложения………………………………………………………..

 

Введение

       Общество  всегда уделяет особое внимание  проблеме поведения людей, которое  не соответствует общепринятым  или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.

        В последние  годы  интерес к проблеме отклоняющегося  поведения значительно возрос, что  обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др.

        Девиантное поведение всегда  связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя»

(Б.А. Урванцев, 1991). Таким образом, девиантное поведение в различных формах традиционно считается свойством немногочисленных проблемных групп населения.

       Следует в то  же время отметить, что все  большее распространение правонарушений, употребления алкоголя и наркотиков среди подростков приводит к тому, что данные явления уже не интерпретируются как специфическое поведение ограниченного количества девиантных субъектов. Напротив, выдвигаются гипотезы о том, что причины девиаций следует искать в более общих аспектах образа жизни молодежи, и девиации являются результатом своего рода взаимодействия индивидуума с его социальным окружением. Девиации рассматриваются в современной науке как явления, тесно связанные с процессами социальной адаптации. В новых подходах к девиациям, в которых используется концепция риска, исследуется также потребность, типичная для некоторых индивидуумов – искать особо возбуждающих ощущений.

        Тема рискованного  поведения   является объектом  научного интереса современной  психологии. В течение длительного времени основное внимание уделялось естественному, технологическому и экономическому видам риска. Только недавно начали изучать рискованное поведение, которое возникает у индивидуума спонтанно. Индивидуальная склонность к рискованному поведению становится особенно заметной в подростковом возрасте.

       Тенденция  к развитию у индивида девиантного  поведения также может возникать  достаточно рано, но по отдельным  отклоняющимся поступкам в детском  и подростковом возрасте еще  трудно судить о том, закрепится ли данная особенность, станет ли она свойством личности. Для продуктивной педагогической и психокоррекционной работы  важно понять, с чем связаны девиантные  поступки в подростковом возрасте, какова их природа и возможная динамика?

      Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

      Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося  и рискованного поведения.
  2. Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску,  как черту личности.

     3.Провести  эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

      Объектом исследования в данной дипломной работе выступает поведение подростков.

      Предмет исследования: взаимосвязь склонности к риску и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

      Общая гипотеза: существует взаимосвязь между склонностью подростка к риску и развитием тенденции к девиантному поведению.

      Частная гипотеза: наблюдаются гендерные различия в развитии тенденции к девиантному поведению во взаимосвязи со склонностью к риску.

Используемые  методы:

 Теоретический анализ  литературы; опрос; статистическая обработка полученных данных.

      Настоящая  дипломная работа включает в  себя две главы. В первой  из них рассматриваются теоретические  проблемы девиантного поведения;  психологические особенности   подростков и понятие склонности  к риску. Во второй главе  приводится отчет о проведенном исследовании.

 

1.Теоретические проблемы  изучения девиантного поведения  подростков.

 

1.1 Понятие о нормальном и  девиантном поведении

 

      Каждый  из нас ежедневно сталкивается  с разнообразными проявлениями  социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?

      Проблема  отклоняющегося поведения вызывает  горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я. И. Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое» [12,с. 6].

       Тема отклоняющегося  поведения носит междисциплинарный  и дискуссионный характер. Сопряженность  термина с понятием «социальная  норма» многократно усложняет  проблему, поскольку границы нормы  весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.

           Отклоняющееся поведение занимает свою собcтвенную нишу в ряду психических феноменов. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».

          В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение). Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [36, 257] девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [12, 7] оно является предметом социологии, права, социальной психологии. Мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.

        При определении понятия целесообразно  выделить те специфические особенности  отклоняющегося  поведения  личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

      1.Отклоняющееся  поведение личности —  это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.      

      2.Девиантное  поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

     3.  Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является  страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

      Данный признак  означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

       4.Рассматриваемое  поведение преимущественно можно  охарактеризовать как стойко повторяющееся.

       5.Чтобы  квалифицировать поведение как  отклоняющееся, его необходимо  согласовать с общей направленностью  личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, следствием кризисной ситуации  или следствием самообороны .

       6. Отклоняющееся  поведение рассматривается в  пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое.  Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

         7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

        8. В качестве последнего признака  отклоняющегося поведения можно  отметить его выраженное индивидуальное  и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение, прежде всего, отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте [19,12-14].

          Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.

           Другая  важная индивидуальная особенность  касается того, как человек переживает  отклоняющееся поведение — как  нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.

Информация о работе Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению