Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:58, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
психологии
Шульженко О.В.
Научный консультант:
доктор психологических наук
профессор
Янчук В.А.
Содержание
Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………
Выводы…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Общество
всегда уделяет особое
В последние
годы интерес к проблеме
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя»
(Б.А. Урванцев, 1991). Таким образом, девиантное поведение в различных формах традиционно считается свойством немногочисленных проблемных групп населения.
Следует в то
же время отметить, что все
большее распространение
Тема рискованного поведения является объектом научного интереса современной психологии. В течение длительного времени основное внимание уделялось естественному, технологическому и экономическому видам риска. Только недавно начали изучать рискованное поведение, которое возникает у индивидуума спонтанно. Индивидуальная склонность к рискованному поведению становится особенно заметной в подростковом возрасте.
Тенденция
к развитию у индивида
Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
3.Провести
эмпирическое исследование
Объектом исследования в данной дипломной работе выступает поведение подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь склонности к риску и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Общая гипотеза: существует взаимосвязь между склонностью подростка к риску и развитием тенденции к девиантному поведению.
Частная гипотеза: наблюдаются гендерные различия в развитии тенденции к девиантному поведению во взаимосвязи со склонностью к риску.
Используемые методы:
Теоретический анализ литературы; опрос; статистическая обработка полученных данных.
Настоящая
дипломная работа включает в
себя две главы. В первой
из них рассматриваются
1.Теоретические проблемы
изучения девиантного
1.1 Понятие о нормальном и девиантном поведении
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?
Проблема
отклоняющегося поведения
Тема отклоняющегося
поведения носит
Отклоняющееся поведение занима
В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение). Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [36, 257] девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [12, 7] оно является предметом социологии, права, социальной психологии. Мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.
При определении понятия
1.Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.
2.Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.
Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.
4.Рассматриваемое
поведение преимущественно
5.Чтобы
квалифицировать поведение как
отклоняющееся, его необходимо
согласовать с общей
6. Отклоняющееся поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».
7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.
8. В качестве последнего
Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
Другая
важная индивидуальная