Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Харкевич - дплом Рискованное и девиантное поведение.doc

— 4.51 Мб (Скачать файл)

      1) освобождение от родительской опеки;

       2) постепенное вхождение в группу  сверстников, становящуюся    каналом    социализации    и    требующую   установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

     Становление   идентичности.   В   течение   всего   подросткового   возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представление индивида о себе и другом.

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период называют «критическим», «переломным», хотя у временных подростков он не так остр, как принято считать [9, 156].

Существует много исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, «отцом подросткового возраста» принято считать С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904 году предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов Эдипова комплекса. К. Левин анализировал подростковый возраст через контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, «неприкаянным», что порождает особую подростковую субкультуру [33, 96].

       Школа и учение по-прежнему  занимают большое место в жизни  подростка, но на ведущие позиции выходит не учение, а социальная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, признание взрослыми его активности.

          Поскольку никакого места в  системе отношений с взрослыми  ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь и складывается новая социальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными.

Вступление  ребенка в подростковый возраст  знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Формирующая позиция взрослого еще не соответствует объективному положению подростка в жизни, но ее появление означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает их ценности, и они составляют новое содержание его сознания.

Смена деятельности, развитие общения перестраивает и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1) по отношению к учению - от ответственного до равнодушного; 2) по общему развитию - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3) по объему и прочности знаний; 4) по способам усвоения материала - от умения самостоятельно работать до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе; 6) по широте и глубине познавательных интересов [9, 89].

Но самые  существенные изменения происходят в личной сфере. Первое, что здесь бросается в глаза - это формирование черт взрослости, чувства взрослости.

В размышления  о себе подросток, прежде всего, обращен  к своим недостаткам и испытывает потребность в их устранении, а позже - к особенности личности в целом, к своей индивидуальности, своим достоинствам и возможностям. Но особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и в некоторых случаях даже нарастает. Большинство подростков одновременно равняется на взрослых людей, т.е. желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей. Часто носителями желаемых качеств являются сверстники, кажущиеся подростку старше. Взрослый - это образец, трудно достигаемый практически, а сверстник - это мерка, позволяющая подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого можно прямо, непосредственно равняться [21,185].

В подростковом возрасте представления о себе расширяются  и углубляются, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но дети очень различаются по степени знания себя и адекватной самооценки. У многих подростков она завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. Нередко на этой основе у подростков возникает ощущение несправедливого отношения к нему, непонятности. Поэтому они могут становиться обиженными, подозрительными, недоверчивыми, часто агрессивными и всегда - чрезвычайно чувствительными к оценочным суждениям в их адрес. Особенно подросток заботится о собственной самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, тем шире сфера претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить свое «я» в оценках, суждениях, поступках. В этом возрасте начинается формирование собственных позиций по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов, что свидетельствует о проявлении самовоспитания.

«Проблемное»  поведение подростков

В современном  мире среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к окружающим поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность: около 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них особой группой выделяются подростки. Подростковая преступность растет темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем проявляются все новые виды отклоняющегося поведения в подростковой среде: молодежь участвует в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей более чем на 40%. Эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи. [16, 4].

       В школах многих из таких  подростков относят к категории  «трудный». Однако нужно различать  понятия «трудный» с «неудобный».  «Трудный подросток» - подчас всего лишь неудобный для взрослых. Взрослые часто предрасположены к собственному психологическому удобству в отношениях с подростком.

       На основании анализа современной  научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные подростки», первым из которых является наличие у подростков отклоняющегося от норм поведения. [17, 7].

       Во-вторых, к категории трудных относятся такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные» и «педагогически запушенные» дети. Все трудные дети являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

В-третьих, трудные - это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Основные  причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, суицидальных тенденциях. Нарушение поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).

      Противоправное поведение подростков  чаще всего выражается в чрезмерной агрессивности. В целом такая модель поведения обнаруживается у 75% 12-14 летних подростков с асоциальным поведением. Можно выделить три основных фактора становления агрессивных форм поведения [1, 361]:

       1. Семья как фактор агрессивного поведения. Свои первые знания о моделях агрессивного   поведения   дети  приобретают   в   семье.    Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения а результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу [30, 217].

      2. Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Агрессивное поведение связано с положением подростка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

          3.   Еще одним фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются СМИ.

          Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая. Корыстные мотивы носят незавершенный, «детский» характер. Большинство правонарушений совершается из-за озорства или любопытства, желания «развлечься», показать силу, утвердить себя в глазах сверстников. На незрелость мотиваций указывает и тот факт, что большая часть правонарушений носит групповой характер. Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью.    Главное    в    структуре    побуждений    этой    мотивации    -   потребность к самоутверждению. Самоутверждение через насилие - типично подростковая мотивация. Нередко такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

      Наибольшей мотивирующей силой  девиантного поведения обладают  неформальные  группы сверстников  с асоциальными тенденциями. Правда, асоциальная группа лишь в то случае «находит» субъекта, если сам субъект «ищет» такую группу.

      Мотивом  девиантного поведения может  стать конфликт ролей, т.е. такая ситуация, когда одна из воспринятых социальных ролей как ожидаемое поведение вступает в противоречие с правилами поведения взятой на себя второй роли. Например, подросток, являясь членом семьи, учеником, может быть одновременно членом неформальной асоциальной группы [35, 92].

       Мотивообразующим фактором в  определенных условиях может  стать конкретная жизненная ситуация, которая способствует принятию решения о совершении того или иного поступка. Исследования последних лет показывают, что ситуация большей частью только актуализирует мотивы девиантного поведения, т.е. вызывает к жизни мотивы, уже имеющиеся у человека, и создает условия для их реализации. Поэтому асоциальные поступки подростков носят чаще всего не «случайный» ситуативный характер, а являются при всей их внезапности, импульсивности и эмоциональной охваченности логическим развитием всей предыдущей жизни [35, 93].

Нарушение поведения  некоторых подростков может также  выражаться в аутоагрессии, т.е. в покушении на целостность своего организма. Обычно это происходит у подростков однажды в жизни и чаще встречается в самоповреждении [25, 303].

В девяти случаях из десяти подростковые покушения на самоубийство - не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки часто говорят и предупреждают заранее: 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно говорить о суицидальном шантаже.

Как не различны формы девиантного поведения, они  взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок так, что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения и в другие виды девиантного поведения.

     Согласно  системным теориям взаимоотношений,  подростковый возраст сам по себе есть период большой уязвимости, во время которого необходимо, чтобы подросток построил социально интегрированную индивидуальность и стал компетентным в социальных отношениях. Поэтому необходимо выявить индикаторы риска во всех тех элементах, которые могут помешать получению компетенции социальных отношений. Если этого не происходит, подросток рискует не принять свою идентичность и не получить соответствующую социальную связь, которая позволит ему внедриться положительно в общество. В этом случае подростковый период может привести к встрече с наркотиками, правонарушениям и другим формам неблагополучного поведения.

      Подростку  необходима поддержка в социальных  отношениях, которая даст ему  возможность установить значимые  связи со своим социальным миром. Таким образом, модель риска должна рассматривать взаимозависимость всех социальных систем, к которым относится подросток, с целью определения показателей риска, то есть переменных, которые могут привести к неблагополучному и девиантному поведению.   Системный взгляд на подростковый риск позволяет выделить факторы риска на основании анализа условий жизни подростка: семьи, школы, группы сверстников – и подсказывает, как осуществить профилактическое вмешательство как раз внутри этих условий. Первичной целью профилактики должно быть, следовательно, получение подростком личных и социальных ресурсов, которые смогут защитить его от возможности обращения к девиантному поведению.

      На личностном  уровне необходимо стимулировать  самоуважение и самоконтроль, а также разрабатывать когнитивистские и бихевиористские стратегии, которые помогают противостоять различным состояниям тревоги. В социальном плане речь идет, напротив, об улучшении взаимодействия подростка, его семьи, школы и группы. 
1.4. Детерминанты девиантного поведения.  Склонность к риску.

Информация о работе Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению