Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:58, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
негативный жизненный опыт — отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.
В
случае отклоняющегося
В
целом, накопленные
В то же время можно предположить, что, зная об определенных индивидуально-личностных и ситуативных предпосылках возникновения девиантного поведения, специалисты смогут прогнозировать эти явления и в какой-то степени влиять на них. В частности, подростки – возрастная группа, относительно которой можно утверждать, что она находится в таких социальных условиях, которые являются благоприятными для проявления различных девиаций. Здесь могут быть упомянуты такие объективные факторы социальных девиаций, как различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение взаимных ожиданий; несоответствие между распределением благ и личными запросами людей; влияние норм девиантной субкультуры, к которой часто принадлежит подросток. В то же время не все подростки демонстрируют одинаковую тенденцию к развитию девиантного поведения.
Мы полагаем, что для ответа на вопрос о том, с чем связана такая тенденция, наблюдаемая у ряда индивидов в целом и в частности, среди подростков, следует обратиться к концепции риска, к потребности некоторых индивидуумов искать особо возбуждающих ощущений.
Тема риска
является объектом научного
В течение длительного времени
основное внимание уделялось
естественному,
Наряду
с когнитивным подходом, касающимся
исследования разных аспектов
выбора рискованного поведения,
Некоторые социологические
Психосоциальная модель Линга (Lyng, 1990) представляется более новаторской по сравнению с двумя предыдущими, потому что пытается объединить психологические факторы с социальным контекстом, используя концепцию "edge work". Данный термин имеет литературное значение "нахождение на лезвии, на грани" (англ.). Он использовался вначале для описания такого человеческого опыта, как употребление наркотиков, а впоследствии стал обозначать различные типы добровольного рискованного поведения.
Виды
деятельности, которые определяются
термином "edge work", имеют ряд
общих характеристик. Они
Особый интерес представляет модель Цукермана (Zukerman), который выделил в "sensation seeking" ("поиск ощущений") психологическую черту, которая выражается в потребности экспериментировать с различными сложными ощущениями, а также в желании сравнить как физические, так и социальные виды риска. Цукерман рассматривает "sensation seeking" как переменную, которая проявляется в тенденции поиска необычных стимулов и способности переносить эмоционально острые ситуации. Тот, кто ищет острых ощущений, являясь более открытым к различному опыту и имея большую терпимость, несмотря на угрозу смерти или серьезного вреда, последователи "edge work" обладают способностью держать ситуацию под контролем. Многие благодаря этому качеству считаются особенными. Парадоксально, что многие последователи "edge work" не любят опасности, а наоборот, доверяют своей способности уметь контролировать события. Опыт имеет импульсный характер и позволяет испытывать ощущение всемогущества и контроля над объектами. Добровольное рискованное поведение определяется, следовательно, как спонтанная деятельность по экспериментированию со своими собственными возможностями, как опыт, через который проходит индивидуум, чтобы найти самого себя.
Линг отмечает, что
парадоксальная динамика "edge work"
заключается в том, что чем
больше индивидуумы боятся внешних
социальных видов риска, тем больше
они стремятся попасть в ситуац
На основании
изучения литературы можно
Отклоняющееся поведение занимает свою собcтвенную нишу в ряду психических феноменов. Оно выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Девиантное
поведение личности имеет
- это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
- девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
- оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;
- рассматриваемое
поведение преимущественно
- отклоняющееся поведение рассматривается в пределах медицинской нормы;
- оно
сопровождается различными
- отклоняющееся
поведение имеет выраженное
Отклоняющееся
поведение личности
В период подросткового возраста трудности в воспитании и поведенческие девиации возникают достаточно часто. Основные причины трудностей в воспитании подростков заключаются в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от друзей, в средовой дезадаптации, в стремлении утвердиться любым способом и в любой группе. Подростки – возрастная группа, относительно которой можно утверждать, что она находится в такой социальной ситуации, которая является благоприятной для проявления различных девиаций. Здесь могут быть упомянуты такие ситуативные факторы, как разногласия между участниками социального взаимодействия и невыполнение взаимных ожиданий; влияние норм девиантной субкультуры, к которой часто принадлежит подросток и др. В то же время не все подростки демонстрируют одинаковую тенденцию к развитию девиантного поведения.
Мы полагаем,
что для ответа на вопрос
о том, с чем связана
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к риску и тенденцией развития девиантного поведения.
Объектом исследования в данной дипломной работе выступает поведение подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь склонности к риску и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Вопрос, которому посвящено
данное исследование, относится
к возможности прогнозирования
вероятности развития
Цель исследования – изучить взаимосвязь склонности к рискованному поведению и развитием тенденции к девиантному поведению у подростков.
На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между склонностью подростка к риску и развитием у него тенденции к девиантному поведению. Можно предположить, что у склонных к риску подростков тенденция к развитию девиантного поведения будет более выраженной.
Переменные исследования – склонность к риску; проявления девиантного поведения.
Для проверки основной
гипотезы было проведено
Выборка исследования состоит из 110 учеников старших классов в возрасте от 13 до 17 лет (из них: 32 девушки 8-ых классов, 21 девушка
10-ых классов, 38 юношей 8-ых классов,
19 юношей 10-ых классов) СШ №2
г. Толочина Витебской области.
N п\п |
Класс |
Коли чество учени ков |
Пол |
Возраст мальчиков |
Возраст девочек | |||||||||
М. |
Ж. |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 | |||
1 |
8 «А» |
23 |
12 |
11 |
1 |
11 |
- |
- |
- |
2 |
8 |
1 |
- |
- |
2 |
8 «Б» |
24 |
10 |
14 |
1 |
8 |
1 |
- |
- |
3 |
10 |
1 |
- |
- |
3 |
8 «В» |
23 |
16 |
7 |
4 |
11 |
1 |
- |
- |
2 |
4 |
1 |
- |
- |
4 |
10 «А» |
13 |
6 |
7 |
- |
- |
1 |
4 |
1 |
- |
- |
1 |
6 |
- |
5 |
10 «Б» |
12 |
5 |
8 |
- |
- |
1 |
4 |
- |
- |
- |
3 |
3 |
2 |
6 |
10 «В» |
14 |
8 |
6 |
- |
- |
1 |
7 |
- |
- |
- |
1 |
5 |
- |