Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Харкевич - дплом Рискованное и девиантное поведение.doc

— 4.51 Мб (Скачать файл)

      Современные исследования  биологических детерминант поведения  человека активно осуществляются  в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно — генетике.

      С именами выдающихся  ученых XIX в. Фрэнсиса Гальтона (1822 — 1911) и Грегора Менделя (1822 — 1884) связано начало развития психогенетики. В 1865 г. они опубликовали результаты первых исследований в области психогенетики, или евгеники. В последующие годы Ф. Гальтон провел систематическое изучение индивидуальных различий, впервые используя близнецовый и статистический методы [47]. Его работы положили начало многочисленным исследованиям наследственных детерминант интеллекта. Личностные характеристики и поведение изучались в гораздо меньшей степени.

      Поскольку нейротизм  и экстраверсия влияют на различные  виды поведения человека, постольку  можно считать отклоняющееся поведение генетически обусловленным (хотя и опосредованно). Например, Г. Айзенк, изучая связь поведения с индивидуально-типологическими особенностями заключенных, сделал вывод, что экстраверты более  чем интроверты, склонны к совершению преступлений, что, по его мнению, детерминировано биологически. Другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повышенная чувствительность и пониженная способность переносить стресс [31].

      В рамках биокриминологии предпринимались целенаправленные попытки установления связи между девиантным (преступным) поведением и наследственными особенностями человека. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведенные в середине 60-х гг. XX в. Его исследования привели к выводу, что наличие лишней 7-хромосомы у мужчин определяет их предрасположенность к криминальному поведению (среди заключенных такая аномалия проявляется в 15 раз чаще, чем обычно). В то же время критики данного подхода замечают, что девиантность носителей лишней 7-хромосомы может быть следствием не хромосомной аномалии, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких, как высокий рост, быстрое созревание, низкий интеллект [8, 231].

     Несмотря на то, что  ген, отвечающий за какой-либо  конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наследственностью и поведением признается многими специалистами. Среди других биологических детерминант отклоняющегося поведения называют влияние гормонов (в частности, тестостерона). Даббс и Моррис (1990) на примере 4 тыс. ветеранов войны пришли к выводу о наличие связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению [8, 235].

       Другими биологическими  факторами девиантного поведения  могут быть: повреждения головного  мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы.

     Мы приходим к следующим  выводам. Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.

      В целом отклоняющееся  поведение личности является  результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.

      Мы рассмотрели  социальные и биологические условия,  способствующие формированию поведенческих девиаций, и, наконец, подошли к вопросу о психологических механизмах отклоняющегося поведения личности. Почему при одних и тех же условиях люди демонстрируют различное поведение, в том числе генетически идентичные однояйцевые близнецы? Какие подструктуры и свойства личности несут ответственность за отклоняющееся поведение? Какие психологические механизмы запускают и поддерживают девиантность? Наконец, какие свойства личности препятствуют формированию поведенческих отклонений?

      Начнем обзор с  экзистенционально-гуманистического  подхода, рассматривающего личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Наибольший интерес в этом отношении, на наш взгляд, представляет концепция австрийского психиатра и психолога

В. Франкла (1905—1997). В его понимании специфические человеческие характеристики — это прежде всего духовность, свобода и ответственность [50].

      Фундаментальной  мотивационной силой в людях,  по мнению 

В. Франкла, является стремление к смыслу. Людям требуется обнаруживать смысл, то ради чего стоило бы жить, буквально во всем. «Смысл нельзя дать, его нужно найти» [50, 37], поскольку он уникален для каждого человека и может быть осуществлен только им самим. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Гиперрефлексия (чрезмерная саморефлексия) и гиперинтенция (чрезмерное внимание к удовлетворению своих желаний) — два главных способа, которые люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего Я. Найти смысл в чем-то вне себя можно тремя различными способами: 1) что-то делать, давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например при смертельном заболевании (ценности отношения).

      Экзистенциально-гуманистическая  психология делает акцент на  высших проявлениях человеческой  личности, таких, как ее духовное  бытие и самоактуализация. Духовное  бытие предполагает выход за  пределы своей личности. Оно связано  с самоопределением в человеческих ценностях, с признанием важности своей индивидуальности и самореализацией. В случае девиантности мы наблюдаем совершенно иную картину. Поэтому отклоняющееся поведение, безусловно, можно рассматривать как следствие экзистенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития.

      Психодинамические  теории, вышедшие из психоанализа 3. Фрейда (1856— 1939), раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения.

       Первоначально  фрейдовская теория развития  личности была биологически обоснованной и подчеркивала первичность инстинктивных процессов — внутренних требований. 3. Фрейд выделял два ведущих вида инстинктов: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Агрессивный инстинкт признавался производным и главным проявлением инстинкта смерти, а склонность к агрессии — исходной инстинктивной тенденцией, характерной для всех людей.

      3. Фрейд в психической  жизни человека выделил сознательное и бессознательное.

      Другим ключевым моментом явилось введение структуры психического аппарата. Структурная модель, предложенная 3. Фрейдом, включает три системы или силы: Ид, Эго и супер-Эго [51]. Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.

       Становление  личности рассматривалось 3. Фрейдом  как стадии психосексуального развития. Это последовательное прохождение стадий, на которых внимание оказывается направленным преимущественно на определенный участок тела — от оральной фазы через анальную и фаллическую к генитальной. Классическая теория драйвов (психических проявлений инстинктов) постулировала: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо стадии своего психосексуального развития, то он будет фиксирован на данной стадии.

      Представление  о том, что основной функцией Эго является защита собственного Я от тревоги, было развито Анной Фрейд (1895 — 1982) в классической работе «Психология Я и защитные механизмы» (1936). Защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями.

       То, какие защиты преобладают у  данного человека, зависит от  взаимодействия следующих факторов: 1) врожденный темперамент ребенка; 2) природа стрессов, пережитых в раннем детстве; 3) защитные стили родителей и других значимых людей; 4) опыт использования защит в жизни (подкрепления).

      Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации.

     Внутри  психоаналитического течения и  подходов, вышедших из психоанализа (неофрейдизм), существует еще несколько теорий, оказавших существенное влияние на современное понимание характера и поведение человека. Они включают идеи аналитической психологии Карла Юнга; индивидуальной психологии Альфреда Адлера; теории травмы рождения Отто Ранка; трансактного анализа Берна. Для объяснения отклонений поведения личности наиболее полезной оказалась теория Адлера.

       Индивидуальная  психология Альфреда Адлера (1878—1937) помогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А.Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде — это цель достижения превосходства над другими. Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, силе, известности, образованности и т.д.

      В норме  направленность на цель достижения  превосходства гармонично сочетается с направленностью на сотрудничество с другими людьми (на основе чувства общности), так что личные достижения человека служат улучшению общественной жизни людей в целом. Любому нормальному человеку не чужд внутренний конфликт между чувством неполноценности и порождаемым им стремлением к самоутверждению (совершенству, превосходству). Возможны два основных способа преодоления ощущения неполноценности: компенсация (уменьшение проявления нарушенных свойств за счет усиленного развития сохранных) и сверхкомпенсация недостатков (усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования). Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни пытаются подавлять других или используют насилие. Другие прибегают к «легальным» способам — успеху, власти, объединению в группы.

      При  недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности.

      Если  психоаналитический подход ориентирован  преимущественно на изучение внутренней динамики развития личности, то теории, вышедшие из бихевиоризма, изучают непосредственно наблюдаемое поведение.

      Бихевиоризм (поведенческая психология) в качестве самостоятельного направления выделился в начале XX в. Его основание связывают с такими именами, как Э.Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер.

      Основные положения поведенческой психологии можно сформулировать в следующих постулатах.

       1. Психология  должна заниматься предсказанием  реального (наблюдаемого) человеческого  поведения и его управлением.

       2.      Цель любого поведения — приспособление к среде.

       3.  Поведение — процесс взаимодействия  личности со средой, опосредованный  внутренней активностью и индивидуальными  особенностями, проявляющийся преимущественно  во внешних действиях. 

       4.    Данный процесс реализуется по  схеме: стимул — промежуточные переменные — реакция. Под промежуточными переменными в настоящее время понимают все, что может быть скрыто за реакцией. Это — эмоциональные процессы (особенно тревога), мотивация данной формы поведения (побудительные факторы), когнитивные процессы (особенности восприятия, понимания ситуации и т.д.), процессы саморегуляции.

        5.  Поведение формируется на  основе безусловных рефлексов  и инстинктивных программ (наследственные, шаблонные реакции организма  как целого).

        6. Основным механизмом формирования поведения человека является научение.

       Бихевиоральная  теория — это всеобъемлющая теория, описывающая на основе экспериментов законы или принципы человеческого поведения [31].

      Конкретизируя  психологические факторы и механизмы девиантного поведения, мы можем попытаться систематизировать его психологические составляющие.

      Итак, отклоняющееся   поведение характеризуют:

       духовные проблемы — отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации;

        деформации в ценностно-мотивационной  системе личности — девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

       эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;

      проблемы саморегуляции — нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности;

      когнитивные искажения — дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки;

Информация о работе Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению