Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:58, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
Заключение
Актуальность изучения природы девиантного поведения подростков обусловлена недостаточным теоретическим осмыслением и эмпирической разработанностью данной проблемной области в отечественной социальной психологии. Широкое распространение девиантного поведения среди подростков требует особо внимательного, основанного на результатах научных исследований, подхода со стороны специалистов в области педагогики, социальной работы и психологической коррекции.
В новых подходах к девиациям, использующих концепцию риска, исследуется потребность поиска особо возбуждающих ощущений. Тема рискованного поведения является объектом научного интереса современной психологии, причем рискованное поведение, которое возникает спонтанно.
В
подростковом возрасте ребенок
является очень уязвимым, особенно
во время построения
Подростку
необходима поддержка в
Проведенное исследование показало, что существует позитивная корреляционная взаимосвязь между склонностью подростка к риску и развитием тенденции к аддиктивному, саморазрушающему и агрессивному поведению. У девочек-подростков с высокими показателями склонности к риску отмечено выраженное снижение принятия женской роли.
Таким образом, девиация в подростковом возрасте может рассматриваться как спонтанный поиск риска, который конкретизируется в антисоциальном, агрессивном, саморазрушительном и аддиктивном поведении. Все большее распространение перечисленных вариантов поведения среди подростков приводит к тому, что она уже не интерпретируется как специфическое поведение ограниченного количества девиантных субъектов. Напротив, можно предположить, что причины такого рода поведения следует искать в более общих аспектах образа жизни молодежи. В частности, использование наркотических средств, агрессия и саморазрушение может быть результатом особого рода взаимодействия индивидуума с его социальным окружением; а также потребности, типичной для некоторых индивидуумов – искать особо возбуждающих ощущений. Такая потребность конкретизируется у некоторых субъектов в социально приемлемых видах поведения и действиях, а у других, напротив, в антисоциальности и девиантности.
Модель риска должна рассматривать взаимозависимость всех социальных систем, к которым относится подросток, с целью определения ситуативных показателей риска, то есть переменных, которые могут увеличить вероятность обращения к девиантному поведению. Системный взгляд на подростковый риск позволяет выделить факторы риска на основании анализа условий жизни подростка: семья, школа, группа сверстников – и подсказывает, как осуществить профилактическое вмешательство как раз внутри этих условий. Первичной целью профилактики должно быть, следовательно, получение подростком личных и социальных ресурсов, которые смогут защитить его от возможности обращения к девиантному поведению. Под профилактикой понимается наблюдение за рискующими, в частности, за субъективным компонентом рискованного поведения, которое всегда имеет место, а также помощь человеку сопротивляться риску и управлять им. Таким образом, потребность экспериментировать с сильными ощущениями может быть направлена на опыт, который поможет человеку созреть личностно и поспособствует положительной социальной интеграции в большей степени, чем девиантному поведению, такому, например, как употребление наркотиков, которые являются абсолютно негативными как для самого человека, так и для социума, в котором он находится.
На личностном
уровне у подростков с
Литература