Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Харкевич - дплом Рискованное и девиантное поведение.doc

— 4.51 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Актуальность изучения природы девиантного поведения  подростков обусловлена недостаточным  теоретическим осмыслением и эмпирической разработанностью данной проблемной области в отечественной социальной психологии. Широкое распространение девиантного поведения среди подростков требует  особо внимательного, основанного на результатах научных исследований, подхода со стороны специалистов в области педагогики, социальной работы  и психологической коррекции.

В новых подходах к  девиациям, использующих концепцию  риска, исследуется потребность  поиска особо возбуждающих ощущений. Тема рискованного поведения является объектом научного интереса современной психологии, причем рискованное поведение, которое возникает спонтанно.

       В  подростковом возрасте ребенок  является очень уязвимым, особенно  во время  построения социально  интегрированной индивидуальности.   Поэтому необходимо выявить индикаторы риска во всех тех элементах, которые могут помешать получению компетенции социальных отношений. Неотъемлемым условием положительной социальной интеграции является установление подростком значимого диалога со своим социальным контекстом и оценка подростка как носителя положительных ресурсов. Если этого не происходит, подросток рискует не принять свою идентичность и не получить соответствующую социальную связь, которая позволит ему внедриться положительно в общество. В этом случае подростковый период может привести к встрече с наркотиками, правонарушениям и другим формам неблагополучного поведения.

      Подростку  необходима поддержка в социальных  отношениях, которая даст ему  возможность установить значимые  связи со своим социальным миром. При этом необходимо учитывать, что имеются некоторые типы личности (нарциссические, экстравертные и нефобические), в большинстве своем, предрасположенные к проявлению рискованных действий. Также причины рискованных видов поведения могут зависеть от физиологических, психологических и невралгических факторов либо во взаимосвязи психологических факторов с социальным контекстом. 

Проведенное исследование показало, что существует позитивная корреляционная взаимосвязь между склонностью  подростка к риску и развитием тенденции к аддиктивному, саморазрушающему и агрессивному поведению. У девочек-подростков с высокими показателями склонности к риску отмечено выраженное снижение принятия женской роли.

Таким образом, девиация в подростковом возрасте может рассматриваться как спонтанный поиск риска, который конкретизируется в антисоциальном, агрессивном, саморазрушительном  и аддиктивном поведении. Все большее распространение перечисленных вариантов поведения среди подростков приводит к тому, что она уже не интерпретируется как специфическое поведение ограниченного количества девиантных субъектов. Напротив, можно предположить, что причины такого рода поведения следует искать в более общих аспектах образа жизни молодежи. В частности, использование наркотических средств, агрессия и саморазрушение может быть результатом особого рода взаимодействия индивидуума с его социальным окружением; а также потребности, типичной для некоторых индивидуумов – искать особо возбуждающих ощущений. Такая потребность конкретизируется у некоторых субъектов в социально приемлемых видах поведения и действиях, а у других, напротив, в антисоциальности и девиантности.

     Модель риска должна рассматривать взаимозависимость всех социальных систем, к которым относится подросток, с целью определения ситуативных показателей риска, то есть переменных, которые могут увеличить вероятность обращения к девиантному поведению.   Системный взгляд на подростковый риск позволяет выделить факторы риска на основании анализа условий жизни подростка: семья, школа, группа сверстников – и подсказывает, как осуществить профилактическое вмешательство как раз внутри этих условий. Первичной целью профилактики должно быть, следовательно, получение подростком личных и социальных ресурсов, которые смогут защитить его от возможности обращения к девиантному поведению. Под профилактикой понимается наблюдение за рискующими, в частности, за субъективным компонентом рискованного поведения, которое всегда имеет место, а также помощь человеку сопротивляться риску и управлять им. Таким образом, потребность экспериментировать с сильными ощущениями может быть направлена на опыт, который поможет человеку созреть личностно и поспособствует положительной социальной интеграции в большей степени, чем девиантному поведению, такому, например, как употребление наркотиков, которые являются абсолютно негативными как для самого человека, так и для социума, в котором он  находится.

      На личностном  уровне у подростков с отмеченными  особенностями необходимо стимулировать  самоуважение и самоконтроль, а также разрабатывать когнитивистские и бихевиористские стратегии, которые помогают противостоять различным состояниям тревоги. В социальном плане речь идет,  об улучшении взаимодействия подростка, его семьи, школы и группы.

 

 

Литература

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998.
  2. Айхорн А. Трудный подросток. — М., 2001.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник.- М., 1997.
  4. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  7. Буянов М.И., Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
  9. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2001.
  10. Выготский Л. С Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 5—243.
  11. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. — М., 1964.
  12. Гилинский Я.И., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.
  13. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  14. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.
  15. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга.- М.; Тверь, 1998.
  16. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина.- М., 1996.
  17. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Под ред. Ю.А. Клейберга. Тверь, 2000.
  18. Дюркгейм Э. Социология. — М., 1995.
  19. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  20. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
  21. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  22. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1996.
  23. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.
  24. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.
  25. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  26. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.
  27. Лабковская Е.Б. Юридическая психол<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style="

Информация о работе Изучение взаимосвязи между рискованным поведением в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению