Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 14:01, дипломная работа
Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими академическими достижениями.
Задачи дипломного исследования:
1.Проанализировать содержание понятия «академическая успешность».
2.Выявить детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся.
3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью ……………………………………………………………………………………………..7
1.1. Содержание понятия «академическая успешность» ………………………..........7
1.2. Детерминанты «академической успешности»……………………………………15
1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40
2.1.Общая характеристика организации эмпирического этапа исследования и психодиагностических методик………………………………………………………...40
2.2.Интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования……………50
Заключение……………………………………………………………………...............68
Список использованных источников………………………
Интересными, на наш взгляд, являются данные, полученные нами по параметру «Альтруистичность». Нами выявлены различия, находящиеся в диапазоне тенденции, между экспериментальной и контрольной группами. По сравнению средних показателей мы можем сделать вывод, что данная характеристика в большей степени выражена у школьников из контрольной группы. Можно предположить, что слабоуспевающие старшеклассники по сравнению с успешными в учебе сверстниками более склонны к деликатности, проявлению мягкости и доброты. Они чаще проявляют свое эмоциональное отношение к людям в сострадании, заботе, являются более бескорыстными и отзывчивыми. По нашему предположению, в реальной практике взаимодействия школьные отличники и хорошисты тоже часто демонстрируют альтруистичные проявления, такие, как отзывчивость, готовность прийти на помощь и так далее. Однако, если анализировать «пусковые» механизмы альтруистичных проявлений, то скорее всего разница между подростками из экспериментальной и контрольной групп заключается в том, что слабоуспевающие старшеклассники делают это «по велению сердца» и «по доброте душевной», а учащиеся с высокой академической успеваемостью делают это сознательно, поскольку понимают социальную «выгоду» такого поведения.
Таким образом, по итогам анализа результатов методики ДМО мы можем сделать вывод, что достоверно значимые различия и различия, находящиеся в диапазоне тенденции, нами выявлены по следующим параметрам:
По результатам методики ДМО Т.Лири нами оформлена дискограмма, позволяющая наглядно представить социально-психологический профиль старшеклассников в аспекте их академической успешности.
Дискограмма 1 – Профиль особенностей межличностных отношений старшеклассников в аспекте их академической успешности
Анализ выраженности особенностей межличностных отношений в группе старшеклассников с высоким уровнем академической успешности позволяет нам сделать вывод, что их межличностные отношения в большей степени характеризуются:
Менее всего представленной характеристикой их межличностных отношений является позиция зависимости (средний балл - 4,15).
Из дискограммы 1 видно, что наиболее выраженными особенностями межличностных отношений в группе слабоуспевающих учащихся, выступают:
Наименее всего выражена позиция зависимости (средний балл – 3,85), так же, как и в экспериментальной группе испытуемых.
Для проверки положения гипотезы о том, что у старшеклассников с высоким уровнем успеваемости преобладают конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, обратимся к анализу результатов, полученных по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
Результаты исследования («сырые» данные) по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) приведены в таблицах 1-2 Приложения Г.
Полученные данные в экспериментальной и контрольной группе по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» были сопоставлены нами с помощью t-критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.
Таблица № 4 - Результаты расчета t-критерия Стьюдента для показателей методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной)
Шкала |
X |
Y |
t эмп. |
Соперничество |
4,92 |
4,12 |
1,3 |
Компромисс |
6,85 |
5,73 |
1,9 тенд. |
Сотрудничество |
6,46 |
5,27 |
2* |
Избегание |
3,00 |
3,69 |
2,1* |
Приспособление |
4,58 |
4,92 |
0,7 |
Примечание: Х – старшеклассники с высоким уровнем академической успешности, а Y – учащиеся старших классов с низкой успеваемостью
при n=52
2,00 при р≤ 0,05*
t кр = 2,68 при р≤ 0,01**
Из таблицы 4 видно, что нами выявлены достоверно значимые различия по шкале «Сотрудничество». Сравнение средних значений свидетельствует, что данная стратегия поведения в конфликтной ситуации в большей степени свойственна старшеклассникам с высоким уровнем учебной успешности. Это значит, что «сильные» в учебе школьники склонны проявлять большую активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом свои интересы. Они предпочитают открытый обмен мнениями, поскольку заинтересованы в выработке общего решения. Такая стратегия позволяет школьникам, преуспевающим в учебе, всесторонне обсуждать с оппонентами интересующие вопросы и вырабатывать общие решения с соблюдением интересов всех участников.
Достоверно значимые различия выявлены нами также по такому параметру, как «Избегание». Сравнение средних значений позволяет сделать вывод о том, что данная стратегия более выражена в поведенческом репертуаре старшеклассников, испытывающих значительные трудности в учебной сфере. Это выражается в нежелании школьников отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздержании от высказывания своей позиции, уклонении от спора. Таким образом «отъявленные» двоечники» и «слабые» троечники стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». Получается, что при такой стратегии молодые люди не учитывают ни своих интересов, ни интересов других участников взаимодействия. В большинстве случаев взаимодействия данную стратегию трудно назвать продуктивной. Однако при некоторых обстоятельствах она может быть полезной: 1) когда предмет конфликта не очень важен; 2) когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения.
Старшеклассники с высоким уровнем академической успешности реже используют стратегию избегания, что является, на наш взгляд, достаточно конструктивным. Поскольку наиболее значимые конфликтные ситуации зачастую возникают между людьми, находящимися в долгосрочных отношениях, а это требует открытого обсуждения всех спорных вопросов. Стратегия избегания существующих трудностей приводит к накоплению неудовлетворенности и напряжения.
В диапазоне тенденции нами выявлены различия по шкале «Компромисс». Из таблицы 4 видно, что средние значения по этому параметру выше в экспериментальной группе. Соответственно, мы можем предположить, что стратегия - компромисс является более выраженной в поведенческом репертуаре «сильных» в учебе учащихся, чем у их слабоуспевающих сверстников. Старшеклассники с высоким уровнем академической успешности зачастую ориентированы хотя на частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Ведь для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения. Старшеклассники с высоким уровнем академической успешности, обладая достаточно развитым социальным интеллектом (что нами уже было описано ранее), возможно, предпочитают компромисс в качестве промежуточного этапа разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.
Таким образом, анализ результатов математической обработки данных методики К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) позволил нам выявить значимые различия между экспериментальной и контрольной выборками по параметрам: компромисс, сотрудничество и избегание.
На основании существующих теоретических и практических наработок по психологии конфликта можно сказать о том, что сотрудничество и компромисс в преобладающем большинстве случаев являются конструктивными стратегиями, что позволяет нам говорить о подтверждении той части нашей гипотезы, которая отражает специфику конфликтного взаимодействия.
Обратимся к анализу выраженности отдельных стратегий поведения в конфликтной ситуации у школьников из экспериментальной и контрольной групп.
Диаграмма 1 – Выраженность стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации у старшеклассников с высоким уровнем академической успешности (по результатам методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»)
Диаграмма 1 наглядно демонстрирует, что наиболее выраженными стратегиями взаимодействия в конфликте в поведенческом репертуаре старшеклассников с высоким уровнем академической активности являются компромисс и сотрудничество. В большинстве случаев данные стратегии являются эффективными и приводят к быстрому и конструктивному разрешению конфликта. Наименее выраженной стратегией конфликтного взаимодействия у данных школьников является стратегия избегания, зачастую относимая к неконструктивным моделям поведения.
Такая приоритетность стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации, на наш взгляд, является достаточно оптимальной, что является дополнительным подтверждением гипотезы нашего дипломного исследования.
Диаграмма 2 – Выраженность отдельных стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации в поведенческом репертуаре старшеклассников с низким уровнем академической успешности
Диаграмма 2, представляющая приоритетность выбора стратегий в конфликтной ситуации у слабоуспевающих старшеклассников, демонстрирует, что у них так же, как и у их «сильных» в учебе сверстников, основными моделями поведения выступают компромисс и сотрудничество. Однако процентные доли этих стратегий несколько ниже, чем у школьников с высоким уровнем успеваемости. Наименее предпочтительной выступает стратегия избегания, как и у школьников из экспериментальной группы. Отличием является только частота выбора данной стратегии.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II
На основании теоретического анализа заявленной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы сверстниками отличается более высоким уровнем развития социального интеллекта и коммуникативных способностей, большей уверенностью и независимостью в межличностных отношениях, преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Для проверки гипотезы было разработано и проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ СОШ № 9 и № 10 города Куйбышева. В исследовании приняло участие 52 старшеклассника, обучающихся в 10-11 классах.
Эмпирическое исследование основывалось на проведении таких психодиагностических методик, как: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) В.В.Синявского, В.А.Федорошина, опросник диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной), а также применения метода математической обработки диагностических данных – t- критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.
Анализ результатов вышеназванных диагностических методик с учетом применения t –критерия Стьюдента позволил нам сформулировать следующие выводы:
1. Социальный интеллект у старшеклассников с высоким уровнем академической успеваемости выше, чем у их сверстников, испытывающих значительные затруднения в учебной деятельности, по таким параметрам, как:
2. Респонденты экспериментальной
группы отличаются более
3. Учащиеся старших классов, преуспевающие
в учебной деятельности, отличаются
от своих менее успешных в
учебе сверстников более
4. Испытуемые из
На основании данных выводов, мы можем заключить, что выдвинутая нами гипотеза исследования нашла свое диагностическое подтверждение по следующим положениям: