Как по-настоящему научиться любить своего ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Как и у большинства родителей, у них было смутное представление о том, что необходимо ребенку: еда, дом, одежда, образование, любовь, руководство и пр. Все это они обеспечивают по мере возможностей; все, за исключением безоговорочной, безусловной любви. Хотя любовь и переполняет сердце почти каждого родителя, задача заключается в том, как выразить эту любовь. Домашний очаг держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях подросток, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию.

Файлы: 1 файл

Больше всего меня волнуют потребности самого ребенка и то.docx

— 77.28 Кб (Скачать файл)

Два ценных дара

При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с людьми. Ему будет легко общаться с другими, и следовательно, он будет пользоваться общей симпатией и у него будет хорошая самооценка. Соответствующий возрасту физический контакт и постоянный контакт глаз – это два наиболее драгоценных дара, которые мы можем передать нашим детям. Это наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

Родители Тома, к сожалению, не смогли сами раскрыть секрет этих двух ценных даров. Мы уже объясняли, как они  неправильно использовали контакт  глаз. Они считали, что ласковые прикосновения  годятся только для девочек, потому что им нужна показная любовь. Но родители Тома думали, что с мальчиками нужно обращаться сурово, как с  настоящими мужчинами. По их мнению, проявление нежных чувств превратит Тома в маменькиного сынка, изнежит его. Эти бедные родители понятия не имели, что истина как  раз в обратном, что чем больше будут удовлетворены эмоциональные  потребности Тома с помощью контакта глаз и физического прикосновения, особенно со стороны отца, тем больше он будет идентифицировать себя с  мужским полом и тем более  мужественным он вырастет.

Родители Тома были уверены, что  чем старше становится мальчик, тем  меньше у него потребность в эмоциональном  проявлении любви, особенно в физической ласке. На самом деле потребность  мальчика в физическом контакте никогда  не прекращается, изменяются только формы  его проявления. Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали, – все эти «телячьи нежности», как говорит мой 8-летний сын. Это физическое проявление любви принципиально важно для мальчика и является решающим с самого рождения до 7—8 лет, подчеркиваю, решающим в его развитии! Исследования показали, что девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики. Я уверен, что это – одна из главных причин, что с мальчиками до трех лет гораздо больше осложнений, чем с девочками. В психиатрических клиниках США мальчиков в 5—6 раз больше, чем девочек. И это соотношение резко (еще в несколько раз) возрастает у подростков.

Очевидно, мальчикам необходимо такое  же нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще  большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и  поцелуи, уменьшается, но потребность  в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская  линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и  ловкость и чувствовать мужскую  поддержку отца. Для мальчика все  эти «медвежьи шалости» – не менее  важное средство проявления внимания и физического контакта, чем «телячьи нежности» и девчачье сюсюканье. Не забывайте, что ребенок никогда не перерастет потребности в обоих типах проявления физического контакта.

По мере того как мои сыновья  растут, они все меньше склонны  терпеть родительские объятия и  поцелуи. Но иногда у них возникает  такое желание, и мне нужно  быть начеку, чтобы не упустить эту  возможность приласкать их. А такая  потребность в нежности возникает  обычно, когда они травмированы (физически  или эмоционально), очень устали, больны или когда наступают трудные  для них моменты: горе, болезни, страхи перед сном, трудности в школе  и т. п.

В эти минуты ваш ребенок вспомнит то время мучительного пубертатного периода, когда его раздирали  противоречия, характерные для подростка: стремление восстать против авторитетов  и вступающая в конфликт с этим привязанность к родителям. Чем  более трогательная эмоциональная  память о детстве у подростка, тем крепче он будет противостоять  буре и натиску тягостного периода  раздирающих противоречий возмужания. И этих драгоценных возможностей у нас, родителей, совсем немного. У  ребенка одна стадия развития сменяется  другой, и прежде чем мы осознаем это, возможность дать ребенку то, что необходимо для его эмоционального равновесия, приходит и уходит. Печальная  мысль, не правда ли?

Что касается физического проявления любви к мальчикам, я хотел  подчеркнуть еще одно. Когда малышу 12—18 месяцев, нет ничего проще, чем  проявлять нежность и ласку. Однако он растет и нам все труднее  проявлять свои чувства. Почему? Об одной из причин мы уже упоминали. Это ложное предубеждение, что «телячьи нежности» сделают его похожим  на девчонку. Кроме того, есть еще  одна причина: вырастая, мальчишки уже  не вызывают в нас внутреннего  умиления и желания приласкать их. Многих людей 7—8-летний мальчишка своей  буйной энергией и живостью раздражает, утомляет, действует на нервы, кажется  несносным. Для того чтобы дать ребенку  то, что ему необходимо в эмоциональном  плане, мы должны признать в себе эти  чувства, преодолеть их и стремиться к внутреннему душевному росту  и совершенствованию, чтобы как  можно лучше выполнять свои обязанности  родителей.

А теперь давайте обсудим, что важно  для удовлетворения эмоциональных  потребностей девочек. В течение  первых 7—8 лет девочки так прямо  и непосредственно не реагируют  на эмоциональную депривацию, как  мальчики. Другими словами, их эмоциональные  потребности не так очевидны. Я  встречал слишком много детей, страдающих от эмоциональной депривации, и обычно мальчишек легко вычислить –  их тяжелое состояние очевидно. Когда  глядишь на девочек до наступления  пубертатного периода, кажется, что  они лучше приспосабливаются  к окружающим обстоятельствам и  на них меньше действует недостаток эмоционального питания. Но не позволяйте себя одурачить! Хотя маленькие девочки  не проявляют свое горе в явном  виде, они тяжело страдают, если не имеют  достаточной эмоциональной поддержки. Это становится совершенно очевидным  по мере того, как они взрослеют, особенно в подростковом возрасте.

Одна из причин – физический контакт. Я подчеркивал выше, насколько  жизненно важны активные проявления нежности (обнять, поцеловать, погладить, побаюкать и пр.) для мальчиков  в раннем возрасте. Чем меньше мальчик, тем это важнее. При этом для  девочек физический контакт (особенно внешние проявления нежности) становится с годами важнее и достигает пика в возрасте 11 лет.

Подготовка  к юности.

Почему нежное проявление родительской любви так  существенно для девочек-подростков? Ответ: им необходима подготовка к юности. Каждая девочка вступает в юность с разной степенью готовности, одни подготовлены хорошо, другие – плохо.

Два наиболее важных момента подготовки девочек: это образ собственного «я» и  сексуальной идентичности со своим  полом. Давайте подробнее рассмотрим вопрос о сексуальной тождественности  у подрастающей девочки. Становясь  девушкой, она подсознательно или  интуитивно чувствует, что она выдержит бури юности, только если будет уверена  в себе. Для девушки жизненно важно  чувствовать себя «в порядке», быть девушкой «что надо», «первый сорт», «на все сто», вызывать одобрение  и восхищение, быть «о'кей». Если она  в возрасте 13—15 лет чувствует  себя уверенной маленькой женщиной, то ее юность пройдет относительно безболезненно и спокойно, минуя  пропасти и пики треволнений юности. Чем устойчивей и здоровей ее сексуальная  идентичность со своим полом, тем  лучше она сможет противостоять  давлению сверстников, в том числе  и сексуальным поползновениям мальчиков. Чем худшего она мнения о себе как о женщине «о'кей», тем менее  устойчивой она окажется к соблазнам  юности. Чем она больше недовольна собой, чем хуже она оценивает  себя как женщину, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников (особенно мальчиков) и тем меньше она способна сохранить ценности своих родителей.

Сексуальная идентичность – это и есть одобрение  себя самой как достойной представительницы  женского пола. В этом возрасте девочка  должна получать признание своей  значимости как будущей женщины  в основном от отца, если он жив и  особенно если он дома. Если отец умер или не общается со своей дочерью, девочке приходится искать других представителей мужского пола, подходящих для этой роли, чтобы удовлетворить эмоциональную  потребность в общении с отцом. Но когда у отца гармоничные отношения  с дочерью, он оказывается главным  действующим лицом, которое может  помочь своей дочери подготовиться  к юности в плане осознания  своей женской сути. Какая огромная ответственность ложится на плечи отца.

Отец помогает дочери выработать о себе хорошее  мнение тем, что он сам одобряет ее. И делает это он, применяя на практике те принципы, которые мы уже обсуждали: безусловную любовь, контакт глаза  в глаза, ласковое физическое прикосновение, пристальное внимание. Потребность  в этом возникает у девочки  в два года, но с возрастом она  усиливается и становится жизненно необходимой для полноценного эмоционального развития в 13—14 лет.

Но вот  в чем проблема: по мере того как  девочка растет, отец чувствует себя все более неловко, Пытаясь выразить ей свою любовь, особенно в возрасте 10—11 лет. Именно тогда, когда ей это  насущно необходимо, отцу все труднее  и мучительнее открыто проявлять  свои нежные чувства, особенно неуверенно он идет на физический контакт. Это  крайне печально.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Контакт глаза  в глаза и физический контакт  редко требуют подлинных жертв  от родителей. В то же время пристальное  внимание требует времени и иногда даже очень значительного. Это может  означать, что часто родители вынуждены  отказываться от дел и удовольствий, которые им больше по душе в данный момент. Любящим родителям придется столкнуться с тем, что в некоторых  случаях их ребенку отчаянно, больше всего на свете нужно их пристальное  внимание именно в ту минуту, когда  они меньше всего расположены  уделять его.

Ребенку необходимо дать почувствовать, что он – единственный в своем роде. Как мало детей  чувствуют это! Но если бы мы только понимали, как важно малышу ощущать, что он – совершенно особенный. Только пристальное внимание родителей  дает ему возможность почувствовать  и осознать это. Учтите, что такое  знание жизненно важно в развитии самооценки. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать  с другими людьми и любить их.

Почему же так трудно уделять  пристальное внимание детям? Да потому, что это требует времени! Мы должны понять, что является наиболее важным и первостепенным в нашей жизни  и определить на своей шкале ценностей, что существенно и чем мы можем  позволить себе пренебречь. Определив  вехи в иерархии ценностей, мы должны ставить определенные цели и планировать  их осуществление. Мы сами должны контролировать свое время, для того чтобы заботиться о самых важных в нашей жизни  вещах.

Что является наиболее важным и первостепенным в вашей жизни? Где на этой шкале  ценностей находится ваш ребенок? Занимает ли он первое место? Второе? Третье? Четвертое? Вы должны сами определить это

Я беседовал с многими людьми, которые искали удовлетворения в  таких ценностях, как деньги, власть, слава. Но прожив жизнь и обнаружив  истинные ценности, они с грустью  осознавали, что ставили на фальшивую  карту. Только теперь они осознали, что единственное стоящее в жизни  – это те, кто любит, и кому не безразлично, что с ними может  случиться

Мимолетные мгновения  быстротекущей жизни

Эта реальная история – пронзительная  иллюстрация, подчеркивающая, насколько  существенно пристальное внимание к ребенку. Представьте себе отца, сидящего в кресле. По случаю пятидесятилетия  он мрачен, в дурном расположении духа и ему все действует на нервы. Вдруг в комнату вбегает его 11-летний сын, залезает к нему на колени и начинает методично целовать его  в обе щеки по очереди, приговаривая: «Раз, два, три…» Мрачный отец раздраженно  спрашивает: «Что ты, собственно, делаешь?»  Ребенок отвечает: «Я хочу поцеловать тебя 50 раз, ведь у тебя сегодня день рождения!» Обычно отец был бы растроган таким нежным проявлением сыновней любви. Но к сожалению, из-за депрессии и плохого настроения он сердито отталкивает мальчика: «Отстань, в другой раз!». Мальчик, ошеломленный его резкостью, со слезами убегает, садится на велосипед и уезжает. Через несколько минут его сбивает машина. Вы только представьте себе горе, угрызения совести и чувство вины этого несчастного отца.

Многое можем мы извлечь из подобных историй. Во-первых, жизнь настолько  неопределенна и непредсказуема, что мы не можем знать или рассчитывать, сколько судьба еще предоставит  нам возможности заботиться о  своих детях. И много ли будет  случаев уделить им пристальное  внимание. Мы должны использовать преимущества тех возможностей, которые есть у  нас сейчас, потому что их меньше, чем мы осознаем. Дети наши растут очень  быстро.

Во-вторых. Эти моменты, когда мы имеем возможность сосредоточить  все свое внимание на наших детях, не случаются каждый день. Вспомните  те специфические моменты, впечатления  от которых остаются у ребенка  на всю жизнь. Может, момент, когда  Рик пытался поцеловать своего отца 50 раз, был как раз таким бесценным  мгновением. Если бы его отец положительно настроился и воспринял бы эти  несколько минут наедине со своим  сыном как праздник, Рик (останься он жить) вспоминал бы эти минуты нежности всю свою жизнь, особенно в  период подросткового противостояния, когда у него появился бы соблазн  восстать против ценностей родителей. Однако, если бы Рик не погиб, он наверняка  никогда не забыл бы боль, унижение и страдание той минуты.

Цель пристального внимания

Как ребенок  будет на себя смотреть, как оценивать, как его принимает окружающий его мир – все это определяется тем, как эта эмоциональная потребность  удовлетворяется его близкими. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что все на свете  важнее, чем он. В результате этого  ребенок не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное  и психическое развитие. Такого ребенка  можно легко выделить в детском  саду или школе. Он хуже развит, чем  дети, родители которых выкраивают время, чтобы удовлетворить их эмоциональные  потребности. Этот несчастный ребенок  обычно более замкнут, ему труднее  общаться со сверстниками. Он хуже справляется  с любой конфликтной ситуацией, плохо и медленно реагируя на непредсказуемые  события. Он полностью зависим от учителя или других взрослых, с  которыми он общается.

Некоторые дети, особенно девочки, лишенные пристального внимания своих отцов, кажутся совсем другими, Они весьма болтливы, умеют  ловко манипулировать людьми, выделяются своей живостью, часто по-детски обольстительны, обычно их считают  развитыми не по годам, опережающими своих сверстников, зрелыми для  своего возраста (детский сад и  первые классы школы). Но по мере того как  они растут, этот тип поведения  не изменяется и постепенно становится неадекватным. К третьему-четвертому классу они становятся несносными и  вызывают раздражение и у учителей, и у сверстников. Однако даже и на такой поздней стадии пристальное внимание, особенно со стороны отца, может в значительной степени скомпенсировать их саморазрушающее поведение, снизить уровень тревожности, освободить их для внутреннего роста и созревания.

Информация о работе Как по-настоящему научиться любить своего ребенка