Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: уточнить содержание и особенности развития личности в зрелом возрасте, выявить особенности общения в зрелом возрасте.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
2. Исследовать влияние направленности личности на общение в зрелом возрасте

Содержание работы

Введение ............................................................................................... стр.3
1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
1.1. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой
личности ................................................................................................... стр.6
1.2. Особенности общения в зрелом возрасте ….............................. стр.15
1.3. Стили общения в зрелом возрасте ............................................. стр. 23
Выводы по 1 главе .............................................................................. стр.30
2. Исследование влияния направленности личности на общение в зрелом возрасте
2.1. Методы и организация исследования………………….………. стр.32
2.2. Анализ результатов исследования …......................................... стр. 37
Выводы по 2 главе ............................................................................... стр. 39
Заключение ............................................................................................стр. 41
Список литературы .............................................................................. стр. 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения

 

 

Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

Курсовая работа по дисциплине «Психология развития»

по направлению «Психолого-педагогическое образование»

профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Выполнила студентка гр. ЗФ-211/097-4-1А

Черепанова Анжелика Юрьевна

 

Проверил:

Иванова Ирина Юрьевна

 

 

Дата сдачи:__________

Дата защиты:_________

Оценка:___________

Челябинск

2014

План

Введение ............................................................................................... стр.3

1. Теоретические подходы к исследованию  особенностей развития личности и общения  в зрелом возрасте

    1.1. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой

личности ................................................................................................... стр.6

1.2. Особенности общения в зрелом возрасте ….............................. стр.15

1.3. Стили общения в зрелом возрасте ............................................. стр. 23

Выводы по 1 главе .............................................................................. стр.30

2. Исследование влияния направленности личности на общение в зрелом возрасте

2.1. Методы и организация исследования………………….………. стр.32

2.2. Анализ результатов исследования …......................................... стр.  37

Выводы по 2 главе ............................................................................... стр. 39

Заключение ............................................................................................стр. 41

Список литературы .............................................................................. стр. 42

Приложения .......................................................................................... стр. 46

 

 

 

Введение

          Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско - литературный, клинический и собственно экспериментальный.

          В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

         Проблема развития индивида, становление его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости.

          Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Но конец периода зрелости колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

          Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой многогранный процесс, которой выступает и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания.

          Исследования, посвященные взрослости, уступают по объему исследованиям, посвященным дошкольному или подростковому возрасту. Недостаточно изученным является и влияние темперамента на стиль общения. Исследования в этой области в свете социально-экономических и политических событий в стране и в мире приобретают особую актуальность. Институализация науки сегодня приобретает масштабы интеграционного взаимодействия представителей различных стран. Общение на уровне научного интернационального сообщества ставит перед его отдельными представителями не просто языковые, конфессиональные и культурные проблемы, но и проблемы организации непосредственного общения, в котором существенными для адекватного взаимодействия и понимания являются способности собеседников варьировать коммуникативные программы или общая психическая активность, их быстрая речь или природная экспрессивность.

          Актуальность этого вопроса и определили выбор темы работы: Компетентность  в общении и развитие личности в зрелом возрасте.

          Объект исследования: люди зрелого возраста.

          Предмет исследования: особенности развития личности и общение  в зрелом возрасте.

        Цель исследования: уточнить содержание и особенности развития личности в зрелом возрасте, выявить особенности общения в зрелом возрасте.

        Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения  в зрелом возрасте

2. Исследовать влияние направленности личности на общение в зрелом возрасте

          Можно предположить, что потребность в общении в зрелом возрасте взаимосвязана с направленность личности в зрелом возрасте.

          В ходе исследования были использованы следующие методики:

 - Методика Ю.М. Орлова «Потребность в общении»,

 - Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского),

- Методика на определение направленности личности (Б. Басса).

         Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главам, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения  в зрелом возрасте

    1.1. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой личности

По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию. По мнению Л. А. Петровской, это связано с процессом социализации. Существенным основанием для переосмысления взрослым сложившегося опыта может быть стремление приблизиться к самому себе, в большей мере соответствовать изначальной собственной внутренней природе. Если не упрощать проблему личности и не сводить ее только к детерминации, принять тезис гуманистической психологии о существовании истинного стержня, сердцевины личности (А. Маслоу), следует признать, что социализация ребенка может быть связана с его подавлением, искаженным развитием в силу разных обстоятельств. В отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной, прежде всего вовне — на присвоение внешнего, социализация взрослого — это, прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание. В гуманистической психологии акцент на проблеме самопознания связан с тезисом о свободе человека, реализуемой в его выборах. Аутентичное (подлинное) бытие предполагает исследование возможностей, предоставляемых каждой ситуацией, и осуществление выбора, который выражает действительные ценности человека, его потребности, чувства и т. п.

Таким образом, продуктивный выбор принципиально предполагает более или менее продвинутую ориентацию человека в собственном потенциале [23 С. 29—32]. 
 
     В рамках данного подхода расширение сферы осознания самого себя — наиболее существенная предпосылка достижения самоактуализации. Открытие самого себя как особой реальности, значимой и достойной изучения не менее, чем мир окружающий, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей разрешения своих проблем — важный акцент этого подхода.

Таким образом, социализация взрослого субъектна по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов — кем быть, каким быть, с кем быть и т. д. То есть имеется в виду не только свобода выбора активности в конкретных частных ситуациях, но и выбор собственного психологического облика, здоровья или болезни — способа жизни в целом.

  Имеется в виду саморегуляция в самом широком смысле слова. Естественно, специальное подчеркивание субъективности социализации взрослого не означает отрицания субъектного характера социализации ребенка — и ребенку выбор доступен, однако полнота, степень субъектности первичной и вторичной социализации, конечно, различны [23 С. 29—32]. 
          Обращение взрослого к сложившемуся собственному психологическому потенциалу может быть связано и с устремленностью стать тем, кем он может стать в своей жизни. Например, П. Д. Успенский, стоящий у истоков гуманистической психологии, обосновывая идею возможной эволюции человека, понимает ее как «развитие определенных внутренних качеств и черт, которые без усилия со стороны человека обычно остаются неразвитыми и не в состоянии развиться сами по себе». Аналогичная или близкая идея представлена у А. Маслоу, Э. Шострома, Э. Фромма, А. Менегетти.

О развитии человека в направлении высшего человека писал Ф. Ницше. Его образ сверхчеловека во многом близок самоактуализирующейся личности А. Маслоу [23 С. 29—32]. 
         Обозначенные некоторые формы обращения взрослого к сложившемуся собственному психологическому потенциалу обычно в повседневной жизни представлены частично, стихийно, спорадически. Но они могут быть более или менее постоянными, систематичными, нацеленными. Принципиальную предпосылку этого можно определить как феномен «разбуженного сознания» (термин К. Юнга). В качестве основных средств на этом пути в самом общем плане могут быть названы культивирование рефлексии и установление гармоничного контакта с собственным бессознательным [23 С. 29—32]. 
 
         По мнению ряда авторов, развитие личности связано с процессом самоопределения личности, т. е. активностью, направленной на увеличение вероятности самореализации. Самореализация становится возможной только при наличии определенной степени актуального положительного (позитивного) личностного смысла Я. Именно смысл Я выполняет функцию «замыкания» процесса самоопределения, указывая на возможность и способность личности разработать и реализовать те или иные источники смысла, и через это - самореализоваться [28 С. 32-38].

Самоопределение включает два процесса: формирование достаточного уровня самоуважения на базе соответствующего уровня ожидаемой самоэффективности в отношении того или иного обретенного и спроектированного замысла или содержания жизни; осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых достижений. Последнее является не чем иным, как нахождением положительного личностного смысла Я [28 С. 32-38]. 
 
            Психологию развития интересуют не только процесс развития личности в зрелом возрасте, но и основные характеристики зрелой личности. 
            В психологии выделяют такие характеристики зрелой личности, как развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

  Очевидно, что социальная ситуация развития значительно определяет характерные черты зрелой личности. Так, М. В. Гамезо отмечает, что решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо — это личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая, прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни. И если в семье, под одной крышей, три поколения, то требуется серьезная перестройка жизни семьи. Эстафета ответственности передается зрелому поколению за все стороны жизни (духовной, материальной и др.) в семье, что делает взрослого человека главой семьи.

Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль и в жизни общества: зрелые люди могут утверждать свои вкусы, свой образ жизни, стиль деятельности и т. д.

В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства.

В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее активность (стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требования ситуации и ролевых предписаний); направленность личности (характеризующуюся устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов); глубинные смысловые структуры, которые обусловливают сознание и поведение личности; степень осознанности отношений к действительности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности.

Зрелая личность обладает развитым самосознанием и субъективно для индивида выступает как Я - концепция - система представлений о себе, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, уровне притязаний, уверенности в себе и т. п.

По мнению А. Н. Леонтьева, зрелая личность характеризуется широкой системой связей с миром, высокой степенью иерархизованности мотивов деятельности и общей структурой, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий. 
 
           Глубокая характеристика зрелой личности дана в трудах зарубежных психологов. Так, в соответствии с теорией Г. Олпорта, зрелая личность должна обладать свойством самопротяженности. Это означает, что жизнь не должна быть привязана к непосредственным потребностям и обязанностям. Человек должен быть способен участвовать в широком круге разнообразных деятельностей и радоваться им. Удовлетворения и фрустрации должны быть разнообразными и многообразными, а не ограниченными и стереотипными. Важная черта этой самопротяженности - это проекция в будущее: планы, надежды.

Информация о работе Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости