Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 15:39, курсовая работа
Цель исследования: уточнить содержание и особенности развития личности в зрелом возрасте, выявить особенности общения в зрелом возрасте.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
2. Исследовать влияние направленности личности на общение в зрелом возрасте
Введение ............................................................................................... стр.3
1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
1.1. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой
личности ................................................................................................... стр.6
1.2. Особенности общения в зрелом возрасте ….............................. стр.15
1.3. Стили общения в зрелом возрасте ............................................. стр. 23
Выводы по 1 главе .............................................................................. стр.30
2. Исследование влияния направленности личности на общение в зрелом возрасте
2.1. Методы и организация исследования………………….………. стр.32
2.2. Анализ результатов исследования …......................................... стр. 37
Выводы по 2 главе ............................................................................... стр. 39
Заключение ............................................................................................стр. 41
Список литературы .............................................................................. стр. 42
Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.
Глава 2. Исследование влияния направленности личности на общение в зрелом возрасте
2.1. Методы и организация исследования
Исследование проходило на базе МКДОУ детский сад комбинированного вида № 22. Где основная часть сотрудников педагоги в возрасте от 25 до 53 лет. В исследовании принимали участие 25 педагогов.
Целью нашего исследования было изучить направленность личности сотрудников, оценить их потребность в общении и уровень общительности.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов),
- Методика на определение направленности личности (Б. Басса).
На первом этапе исследования применена методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова. [14 С. 365-366].
Данная методика была разработана Ю. М. Орловым в 1978 году и представляет собой тест-опросник, содержащий 33 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в общении. Кроме этого, с помощью данной методики, возможно, определить насколько человек чувствует себя одиноким, удовлетворенным в процессе общения с другими людьми, также возможно определить степень удовлетворенности от общения с другими людьми.
Все это дает основания использовать методику «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова как показатель отчужденности личности, с помощью ее основных проявлений и особенностей:
- низкий уровень знаний
об особенностях социально-
- отсутствие интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;
- менее логичное мышление, познавательная замкнутость;
- навязчивые состояния и ригидность;
- склонность печалиться, высокий уровень страхов;
- безразличие к групповому поведению.
- неадекватность и презрение к самому себе;
- экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;
- чувство вины, неуверенности,
неудовлетворенности жизнью; пессимизм,
чувство одиночества, фрустрированности;
другие воспринимаются как
- презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;
- отсутствие чувств
лояльности, принадлежности, враждебность,
экстремизм в этом состоянии
иногда предшествуют
Перед проведением данной методики испытуемых ознакомили с устной инструкцией: «Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «Да», если не согласны, напишите «Нет».
После прочтения инструкции испытуемым были зачитаны 33 утверждения, на которые они отвечали в соответствии со своими установками.
Затем высчитывалась сумма полученных баллов при ответах «Да» и «Нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.
Тест, оценивающий общий уровень общительности, разработан В. Ф. Ряховским и представляет собой тест-опросник, содержащий 16 положений (утверждений).
Тест дает возможность определить уровень
коммуникабельности человека. Отвечать
на вопросы следует, используя 3 варианта
ответов -«да», «иногда» и «нет».
Перед проведением
данной методики испытуемых ознакомили
с устной инструкцией: «Сейчас вам прочтут
ряд положений. Отвечайте быстро, однозначно: «да»,
«нет», «иногда».
После прочтения инструкции испытуемым были зачитаны 16 утверждений, на которые они отвечали в соответствии со своими установками.
Оценка ответов: - «да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко;
«нет» - 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору
определяется, к какой категории относится
испытуемый.
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.
Анкета
состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому
из которых возможны три варианта ответов,
соответствующие трем видам направленности
личности. Респондент должен выбрать один
ответ, который в наибольшей степени выражает
его мнение или соответствует реальности,
и еще один, который, наоборот, наиболее
далек от его мнения или же наименее соответствует
реальности. Ответ "наиболее" получает
2 балла, "наименее" - 0, оставшийся
невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные
по всем 27 пунктам, суммируются для каждого
вида направленности отдельно.
С помощью методики
выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация
на прямое вознаграждение и удовлетворение
безотносительно работы и сотрудников,
агрессивность в достижении статуса, властность,
склонность к соперничеству, раздражительность,
тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) - стремление
при любых условиях поддерживать отношения
с людьми, ориентация на совместную деятельность,
но часто в ущерб выполнению конкретных
заданий или оказанию искренней помощи
людям, ориентация на социальное одобрение,
зависимость от группы, потребность в
привязанности и эмоциональных отношениях
с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность
в решении деловых проблем, выполнение
работы как можно лучше, ориентация на
деловое сотрудничество, способность
отстаивать в интересах дела собственное
мнение, которое полезно для достижения
общей цели.
Перед
проведением данной методики испытуемых
ознакомили с устной инструкцией: Опросный
лист состоит из 27 пунктов. По каждому
из них возможны три варианта ответов:
А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите
тот, который лучше всего выражает Вашу
точку зрения по данному вопросу. Возможно,
что какие-то из вариантов ответов покажутся
Вам равноценными. Тем не менее, мы просим
Вас отобрать из них только один, а именно
тот, который в наибольшей степени отвечает
Вашему мнению и более всего ценен для
Вас. Букву, которой обозначен ответ (А,
Б, В), напишите на листе для записи ответов
рядом с номером соответствующего пункта
(1-27) под рубрикой "больше всего".
2. Затем из ответов на каждый из пунктов
выберите тот, который дальше всего стоит
от Вашей точки зрения, наименее для Вас
ценен. Букву, которой обозначен ответ,
вновь напишите на листе для записи ответов
рядом с номером соответствующего пункта,
в столбце под рубрикой "меньше всего".
3. Таким образом, для ответа на каждый
из вопросов Вы используете две буквы,
которые и запишите в соответствующие
столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым.
Среди вариантов ответа нет "хороших"
или "плохих", поэтому не старайтесь
угадать, какой из ответов является "правильным"
или "лучшим" для Вас.
2.2. Анализ результатов
Произведя обработку бланков ответов по методике «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова было выяснено, что больше половины испытуемых, а именно 18 человек, испытывают высокую степень выраженности потребности в общении (72%). Возраст педагогов испытывающих высокую степень потребности в общении от 25 до 43 лет.
Среднюю степень
выраженности потребности в
В ходе проведения теста «Оценка уровня общительности» получены следующие результаты:
2 педагога в возрасте от 50 лет и старше - замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, круг друзей ограничен;
10 педагогов в возрасте от 43 до 47 лет – общительны, и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. Но с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.
10 педагогов в возрасте от 35 до 43 лет обладают нормальной коммуникабельность. Достаточно терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
Трое испытуемых от 25 до 30 лет весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.
Следующим нашим шагом стала диагностика по определению направленности личности, для этих целей мы использовали разработанную методику Б. Басса. В ходе диагностики мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 4.
Показатели направленности личности испытуемых
Таблица 4
Тип личности |
Возраст |
% |
Направленность на себя |
43-53 |
11 |
Направленность на общение |
30-43 |
35 |
Направленность на дело |
25-30 |
54 |
Рассматривая и анализируя, полученные данные мы можем заключить, что большинству испытуемых (54 %), диагностирована общая направленность личности на дело. Подобные данные характеризуют респондентов, как заинтересованных в своей профессии, выполнение своей работы для них это, прежде всего ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое в первую очередь будет полезно для достижения общей цели.
Стоит также отметить, что имеется небольшой процент испытуемых (11 %), для которых на первом месте стоит ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы в достижении собственного статуса.
35% испытуемых напротив, стремятся поддерживать отношения с людьми, в их работе преобладает ориентация на совместную деятельность, но зачастую в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, подобное происходит из-за излишней направленности личности на общение.
Таким образом, с помощью методики «Определение направленности личности» Б. Басса нам удалось определить направленность личности испытуемых. Анализ данных позволяет сделать следующее заключение:
- испытуемым в возрасте от 25 до 30 лет характерна личная направленность на дело, подобная ориентация личности позволяет эффективно справляться со своими обязанностями;
- у испытуемых в возрасте 30-43 лет преобладает направленность на контакты и доверительные отношения;
- испытуемым в возрасте 43-53 лет характерна направленность на собственную личность.
В данной главе мы постарались экспериментально доказать, что потребность в общении в зрелом возрасте взаимосвязана с направленность личности в зрелом возрасте. Для этого мы использовали следующие методики:
- Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов),
- Методика на определение направленности личности (Б. Басса).
В результате можно отметить, что
- испытуемые в возрасте от 25 до 30 лет весьма общительны, испытывают высокую степень потребности в общении, на первом месте для них стоит личная направленность на дело.
- у испытуемых в возрасте 30-43 лет преобладает направленность на контакты и доверительные отношения, люди этого возраста коммуникабельны и терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Испытывают высокую степень потребности в общении.
- испытуемым в возрасте от 40 до 50 лет, испытывают среднюю степень потребности в общении. Им характерна направленность на собственную личность. Возможно, это объясняется преобладанием мотива собственного благополучия и спокойствия.
Итак, чем старше человек, тем потребность в общении менее выражена. Людям более старшего возраста характерна направленность на собственную личность.
В период
взрослости происходит
Период
взрослости является наиболее
благоприятным для
Поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения.
В зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, общение по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование личности в зрелом возрасте и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые происходят в людях под влиянием развертывающегося общения, в свою очередь, более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.
Информация о работе Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости