Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: уточнить содержание и особенности развития личности в зрелом возрасте, выявить особенности общения в зрелом возрасте.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
2. Исследовать влияние направленности личности на общение в зрелом возрасте

Содержание работы

Введение ............................................................................................... стр.3
1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
1.1. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой
личности ................................................................................................... стр.6
1.2. Особенности общения в зрелом возрасте ….............................. стр.15
1.3. Стили общения в зрелом возрасте ............................................. стр. 23
Выводы по 1 главе .............................................................................. стр.30
2. Исследование влияния направленности личности на общение в зрелом возрасте
2.1. Методы и организация исследования………………….………. стр.32
2.2. Анализ результатов исследования …......................................... стр. 37
Выводы по 2 главе ............................................................................... стр. 39
Заключение ............................................................................................стр. 41
Список литературы .............................................................................. стр. 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

          Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

           С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми.

          Чем старше человек становиться, тем круг общения его уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.

         Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой - отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения. Эти значимые в разной степени для человека отношения других людей к нему влияют не столько на его ведущие потребности, сколько на подчиненные им тенденции защиты своего «я», проявляющиеся в поисках и в осуществлении способов поведения, утверждающих это «я».

           Можно охарактеризовать многообразие индивидуальных вариантов содержания потребности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.  
          Таким образом, по проделанному исследованию пришли к выводу, что общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом. 

 

Список литературы

    1. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. С. 180
    2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Просвещение, 1982. С. 335
    3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л: Лань, 1969 с.336
    4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. С.376
    5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
    6. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы
    7. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Просвещение, 1983. С. 96
    8. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. — М.: «Флинта»; «Наука», 1998
    9. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб.: Издательство НИИ им. Бехтерева, 2007.С.115
    10. Гамезо М. В. Возрастная психология / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. — М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999
    11. Григорьева Т. Г. "Основы конструктивного общения". Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 2007. С. 98
    12. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2003
    13. Журнал «Прикладная психология» № 6, 2001 г ст. « Стили общения», 9 с.
    14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство "Питер", 2000. С.365-366
    15. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. С. 21-22, 28-31
    16. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2000
    17. Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. – Волгоград, 2003.
    18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. С.464
    19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
    20. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. – 1982. – Т 3. С.24
    21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. Высш.учеб. заведение/В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп.-М.:Издательский центр «Академия» 2007. С. 608
    22. Немов Р.С. Психология, В 3 кн. – М., 2001, - Кн. 1. С.688
    23. Петровская Л. А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. — 1999. — № 2. С. 29-32
    24. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990
    25. Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Эмско, 2007. С. 653
    26. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. С. 115-116
    27. Рыбалко Е. Ф. Динамика основных характеристик человека в           различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной            психологии. - М.: ИПП, 1996.С. 283-295
    28. Семенов И. Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий // Мир психологии. - 1999. - № 2. С. 32-38
    29. Холл К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. — М.: «КСП+», 1997.
    1.  Хухлаева О. В.. Психология развития: молодость, зрелость, старость, учебное пособие для студентов высш.уч заведений. М.Издательский центр Академия,2006

    1.  Шкуратова И.П. Структура социально - перцептивных оценок // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. – Ростов н/Д, 1990
    2. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения - М. 000 Издательство АСТ. 2007. 584
    3. Эриксон Э. Г. Детство и общество. — СПб.: «Питер», 1996
    4. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов)

Текст опросника

1.                     Мне доставляет удовольствие участвовать в различных торжествах.

2.                     Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

3.                     Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.

4.                     Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

5.                     Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

6.                     Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.

7.                     Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.

8.                     Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

9.                     Мои друзья мне основательно надоели.

10.                 Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.

11.                 Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.

12.                 В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

13.                 Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.

14.                 Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.

15.                 Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

16.                 Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17.                 Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

18.                 В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.

19.                 Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

20.                 Мне жалко брошенных собак и кошек.

21.                 Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но, более мне близких.

22.                 Я люблю бывать среди друзей.

23.                 Я долго переживаю ссоры с близкими людьми.

24.                 У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

25.                 Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

26.                 Я больше доверяю собственным интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждению о них других людей.

27.                 Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

28.                 Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

29.                 По отношению ко мне люди часто неблагодарны.

30.                 Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

31.                 Ради друга я могу пожертвовать всем.

32.                 В детстве я входил в одну «тесную» компанию.

33.                 Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Бланк ответов (О.Б. Полякова)

+/-

+-

+/-

1

 

12

 

23

 

2

 

13

 

24

 

3

 

14

 

25

 

4

 

15

 

26

 

5

 

16

 

27

 

6

 

17

 

28

 

7

 

18

 

29

 

8

 

19

 

30

 

9

 

20

 

31

 

10

 

21

 

32

 

11

 

22

 

33

 

 

 

Обработка данных

Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; только при ответе «нет» - по пунктам: 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Интерпретация результатов

(модификация О.Б.Поляковой) 
0-10 баллов – низкая степень выраженности потребности в общении. 
11-22 балла – средняя степень выраженности потребности в общении. 
23-33 балла – высокая степень выраженности потребности в общении.

Приложение 2

Оценка уровня общительности

Стимульный материал (список вопросов)

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или ином мероприятии?
  3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Классификатор теста

30—31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.  

 

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.  

 

19—24 очка. Вы, в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.  

 

14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение. 

 

9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать. 

 

4—8 очков. Вы, должно быть, рубаха-парень. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллегиотносятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами. 

Информация о работе Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости