Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: уточнить содержание и особенности развития личности в зрелом возрасте, выявить особенности общения в зрелом возрасте.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
2. Исследовать влияние направленности личности на общение в зрелом возрасте

Содержание работы

Введение ............................................................................................... стр.3
1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития личности и общения в зрелом возрасте
1.1. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой
личности ................................................................................................... стр.6
1.2. Особенности общения в зрелом возрасте ….............................. стр.15
1.3. Стили общения в зрелом возрасте ............................................. стр. 23
Выводы по 1 главе .............................................................................. стр.30
2. Исследование влияния направленности личности на общение в зрелом возрасте
2.1. Методы и организация исследования………………….………. стр.32
2.2. Анализ результатов исследования …......................................... стр. 37
Выводы по 2 главе ............................................................................... стр. 39
Заключение ............................................................................................стр. 41
Список литературы .............................................................................. стр. 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

      Ролевое напряжение - это тревога, вызываемая избыточными требованиями в рамках какой-либо роли. Как писал Г. Крайг, ролевое напряжение связано с тем, что супругам приходится иметь дело одновременно с различными системами ролей: семейными и профессиональными. Возникает необходимость установления приоритетов расходования времени и энергии для их выполнения. Становится возможным появление ролевых конфликтов, вызванных противоречивыми требованиями к человеку для осуществления семейных и профессиональных ролей.

      Ю.Е. Алешина и Е.В. Лекторская отмечали, что у некоторых женщин возникает чувство вины перед семьей и домом. Оно полностью субъективно и выражается в различного рода самообвинениях из-за того, что работа отнимает много времени и сил. При этом объективная картина жизненной ситуации может быть во многом иной или даже противоположной. 
 
          Подытоживая рассмотрение динамики внутрисемейного общения в зрелости, можно заключить, что она определяется стадиями развития семьи в целом.

Принято выделять такие стадии:

- супружество до рождения детей;

- супружество с маленькими детьми;

- супружество с повзрослевшими детьми, которые нередко оставляют родительскую семью;

- супружество после отделения детей.

       Каждая стадия характеризуется своими задачами, типичными проблемами и требует от супругов перестройки, отказа от некоторых прежних принципов и моделей поведения. Непонимание того, что супружеские отношения не могут оставаться неизменными, может привести к серьезным трудностям и конфликтам.

1.3. Стили общения в зрелом возрасте.

          Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать [5]. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

          Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий.

           С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, если во временном промежутке жизни 15-23 года наблюдается значительный рост контактов, в основе которых лежала необходимость удовлетворения познавательной потребности, то затем имеет место их заметное уменьшение. Наиболее интенсивный период непосредственного общения приходится на возраст 23-30 лет. Чем старше человек становиться, тем круг общения его уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.

         Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой - отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения. Эти значимые в разной степени для человека отношения других людей к нему влияют не столько на его ведущие потребности, сколько на подчиненные им тенденции защиты своего «я», проявляющиеся в поисках и в осуществлении способов поведения, утверждающих это «я».

         Важно понять, как создать для человека такой круг общения, чтобы не только предметно-практическую деятельность, но и его взаимодействие с другими людьми можно было сознательно и целенаправленно использовать для оптимального развития его личности.

          Изучение стиля общения предпринималось преимущественно в отечественной психологии и, как правило, с позиции деятельностного подхода. Не удивительно, что первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в конце 60-х годов, было понятие индивидуального стиля деятельности. По мнению одного из первых его исследователей Е.А. Климова, индивидуальный стиль деятельности - это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей  индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». В этом определении подчеркивается инструментальная функция стиля, и двоякая его обусловленность индивидуальностью и средой [13, 9].

          В структуре индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлин выделял три основных компонента: стиль операций, стиль действий или реакций и стиль целеполаганий, однако в эмпирических исследованиях третий компонент практически не изучался, и основной акцент был сделан на первых двух. Особенно хорошо был проанализирован операциональный стиль, проявляющийся в различном соотношении ориентировочных, исполнительских и контрольных операций [13, 9].

         Следующим шагом в развитии стилевого подхода к индивидуальности было введение В.С. Мерлиным понятия индивидуального стиля общения [20, Т 3. 24].

          Стиль общения стал рассматриваться им как частный случай стиля деятельности с выделением тех же компонентов. Все характеристики стиля деятельности, описанные выше, были автоматически перенесены на стиль общения. Он также стал рассматриваться как системообразующий фактор индивидуальности, в котором находят свое отражение свойства всех ее уровней: от физиологического до социально - психологического.

          Стили общения можно рассматривать как самостоятельный феномен, имеющий свою специфику по сравнению со стилями деятельности, а также разграничить стили ролевого общения и межличностного общения, поскольку цели, форма и содержание этих двух видов общения очень различны [13 С. 9].

          Далее было бы целесообразным выделить в рамках каждого из этих стилей общения в соответствии с компонентами общения, предложенными Г.М. Андреевой [13 С. 9], коммуникативный, интерактивный и социально-перцептивный стили общения. Исследования данных стилей ведутся уже давно, правда, без использования этих названий.

          Примером изучения интерактивного стиля может служить работа И.Л.Руденко, которая в качестве основания для классификации стилей общения взяла направленность личности в трех вариантах (центрация на себе, на партнере и интеграция) и позицию, занимаемую субъектом в процессе общения (превосходство собственное, партнера и равенство). Возможные сочетания видов направленности и позиций дали девять стилей взаимодействия: власти, опеки, наставничества, жалоб, послушания, поиска поддержки, соперничества, самодискредитирования, межличностного единства [13 С. 9].

           Социально - перцептивный стиль, который можно определить как устойчивый способ восприятия и оценки себя и других людей, тоже стал объектом исследования в последнее десятилетие в отечественной психологии. И.П.Шкуратова предложила выделять в структуре самооценки и оценок других людей три стороны: 

- содержательную, характеризующую смысл оценки, ее позитивность и социальную желательность;

-  уровневую, показывающую ее адекватность и точность; 

- стилевую, представляющую оценочную стратегию индивида через такие характеристики, как вариативность, экстремальность, амбивалентность и т. п..

         Группа стилевых характеристик, в отличие от первых двух, мало зависит от объекта оценки и может претендовать на понятие оценочного стиля [13 С. 9].

         Исследования таких стилевых особенностей социальной перцепции, как стабильность оценок, их вариативность (которая определялась по разнообразию используемых градаций при оценке психологических свойств по шкалам) и величина идентификации себя с другими людьми и других людей между собой, показало, что существуют большие индивидуальные различия в степени их выраженности, причем они носят стабильный характер и проявляются при оценке разных людей в разное время.

         Коммуникативный стиль, под которым можно понимать устойчивые индивидуально - своеобразные приемы и способы передачи и восприятия информации в процессе общения, тоже исследуется социальной психологией.

      Одним из компонентов коммуникативного стиля является стиль языка, который определяется как «разновидность языка, используемая в какой - либо типичной социальной ситуации», манера говорить, предпочтения в выборе средств для определенной цели. Эти характеристики речи таят в себе большие диагностические возможности для психолога.

         В последнее время отечественные психологи пытаются систематизировать разные стилевые характеристики для лучшего их соотнесения.

          В.А. Либин, претендуя на построение единой концепции стиля человека, выстраивает стилевые уровни иерархически: от преимущественно биологически детерминированных к социально обусловленным:

1. Стиль жизни.

2. Стили поведения (стили общения и межличностного взаимодействия, мотивационные и эмоциональные, стили совладания); стили деятельности (индивидуальные стили, деятельности и руководства).

3. Когнитивные стили, стили мышления.

4. Моторные и перцептивные стили.

          По мере перехода с четвертого на первый уровень возрастает влияние социальных факторов в детерминации данных стилей и убывает влияние биологических. Эта схема очень напоминает структуру личности К.К.Платонова [17].

           Для нас здесь важными оказываются два обстоятельства: во-первых, то, что автор также разводит стили деятельности и общения, относя последние к стилям поведения, и, во-вторых, преимущественно социальная детерминация стилей общения, не исключающая, однако, некоторого влияния природных факторов (например, особенностей свойств нервной системы). Предлагается и другая картина соотношения между стилевыми характеристиками личности, основанная на трех видах направленности человеческого поведения: на других людей, на предметную деятельность и на самого себя.

          Каждый человек имеет дело с тремя мирами: миром предметов, в который для простоты суждения придется отнести также мир природы, миром людей и собственным внутренним миром. Взаимодействие с объектами в каждом из этих миров приводит к формированию устойчивых приемов и способов поведения разной степени обобщенности. Наиболее просто соотносятся стили деятельности с предметным миром и стили общения с миром людей.

          Что касается когнитивных и эмоциональных стилей принятия решения, то они включены во внешний контур регулирования отношений между внутренним и внешним мирами. Они являются неспецифическими и универсальными, поскольку обеспечивают пол информации из среды и подготовку ответных реакций. Но внутренний мир также требует отражения и воздействия на него со стороны личности. Поэтому данные стили имеют двустороннюю направленность извне и внутрь личности.

          Поскольку, общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом, отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно - на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе.

          Изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе  развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

          Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

     Вывод по 1 главе 

          В период  взрослости происходит усиление  социального развития личности, максимальное включение ее в  разные сферы общественных отношений  и деятельности, что требует мобилизации  всех ресурсов человека, в том  числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

          Период  взрослости является наиболее  благоприятным для формирования  основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения.

          Поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения.

         В зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, общение по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые происходят в людях под влиянием развертывающегося общения, в свою очередь, более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

Информация о работе Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости