Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Конфликтность как фактор агрессивности подростков

 

2012 г., СГА, Брянский филиал

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6

1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6

1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14

1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22

2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28

2.1 Организация и методики  исследования……………………………………..28

2.2 Результаты исследования  и их анализ……………………………………….30

2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39

Заключение………………………………………………………………………..49

Глоссарий…………………………………………………………………………52

Список использованных источников……………………………………………55

Приложения……………………………………………………………………….59

 

Введение

 

В современном обществе резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте.

Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Конфликт – это  такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют  и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается  как результат внутренних и внешних  противоречий между обществом, микросредой  и самим человеком.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. В состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т.д.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковой среде.

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.

Объект исследования: агрессивность подростков.

Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.

Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.

Под разными социальными  условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.

 Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:

1. Теоретический анализ  проблемы агрессивности, конфликтности подростков.

2. Подбор диагностических методик для изучения конфликтности и агрессивности подростков.

3. Проведение экспериментального  исследования агрессивности и конфликтности, типов поведения в конфликтной ситуации подростков 14-15 лет.

4. Анализ полученных данных исследования, формулировка выводов.

Методики, используемые в эмпирическом исследовании:

1. Опросник «Личная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева.

2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

Выборка исследования включает 39 подростков 12-13 лет (ученики 7-8 классов). 21 подросток из общеобразовательной школы (группа А) и 18 подростков, находящихся в социальном приюте (группа Б).

 

1 Теоретические аспекты исследования  агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии

 

1.1 Агрессия и агрессивность в психологии

 

«Агрессия» как термин имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств [6, С. 67].

В подростковой жизни  нередко встречаются формы насильственного  поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

В литературе различными авторами предложено множество определений  агрессии. Бендер Л. под агрессией понимает сильную активность, стремление к самоутверждению; акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (Delgado H.).

Басс А. считает, что «агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы».

Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого множества  определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

Выявление негативных влияний  агрессии затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых  разнообразных факторов, действующих  с разным негативным вкладом в  развитие отклоняющегося поведения. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека [39, С. 46].

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

В психологической науке в настоящее время исследования агрессивности приобретают все более актуальный характер.

Психологическая теория нарушений поведения, агрессивности, негативизма объединяет в себе:

а) феноменологию нарушений  поведения, включающую характеристику, классификацию агрессивного поведения, негативных последствий нарушений поведения как для самого человека, так и для социальных групп и общества в целом, взаимосвязь между различными типами агрессивности и других видов нарушений поведения;

б) этиологию нарушений  поведения, объясняющую логическую, психологическую и социальную природу, конкретные причины и условия, способствующие возникновению и проявлению нарушений поведения в целом и агрессивности в частности; помимо того раскрывающую психологические механизмы формирования агрессивности в онтогенезе, а также индивидуально-психологические и личностные особенности агрессивных детей, подростков и взрослых, дифференциацию и эволюцию различных типов нарушений поведения в зависимости от объективных и субъективных причин;

в) профилактику и коррекцию  нарушений доведения, использующих формы и методы предупреждения агрессивного поведения асоциальной и деструктивной направленности, а также негативизма, предусматривающих фланирование и реализацию индивидуальных и групповых программ психологической коррекции и немедицинской психотерапии.

Многочисленные исследования показывают, что агрессивность и  негативизм как основа нарушений  поведения являются полимодальным  образованием в личности, детерминированным  многочисленными факторами [11, С. 94].

Исходя из этого, в  этиологии этих феноменов можно выделить две стороны. Первая детерминируется биогенетическими и психогенетическими факторами и представлена в человеке в его индивидуально-типологических, динамических свойствах. Вторая имеет онтогенетические и социогенетические корни и проявляется как способность к адаптации, связанная с условиями биологического, психического и социального развития, жизненного опыта ребенка.

Агрессивность надо рассматривать как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. В этом случае агрессия есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации).

В связи с этим можно  разделить агрессию на конструктивную, когда адаптация, удовлетворение потребности происходит социально приемлемым способом, и деструктивную (враждебную, асоциальную), когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающему миру или себе.

Нарушения поведения  могут быть причинно-обусловленными, т.е. вытекающими из внутренних и  внешних сложившихся условий, которые  являются непосредственно причинно порождающими. Они могут быть причинно сообразными, т.е. сообразующимися с кругом породивших их условий - причин, но уже не прямо и непосредственно вытекающих из них.

Исходя из этого, объяснение причин нарушений поведения должно строиться с точки зрения факторов как внутренней (состояние субъекта), так и внешней (окружение) ситуации и их динамического взаимодействия. С этой точки зрения агрессивная модель поведения может быть как мотивированной (в случае осознания источника депривации, фрустрации или неприятия условий удовлетворения потребности), так и немотивированной (при вытесненной агрессивности, состоянии аффекта и пр.).

Таким образом, всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка.

Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков