Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Сотрудничество: когда участники  ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Для выявления различий в группах подростков будет использоваться статистический анализ - φ-критерий Фишера. Для этого применяется следующая формула:

                           

   ,                                                    (1)

 

где   φ 1- первой группы, соответствующее большей процентной доле;

φ 2 - второй группы, соответствующее меньшей процентной доле;

n 1 - количество испытуемых 1 группы; 

n 2 - количество испытуемых 2 группы.

Значение φ-критерия определяется с помощью таблиц. При φ<1,64 различия между выборками незначимы. При 1,64≤ φ ≤2,28 различия существуют для уровня значимости α=0,05, но не существуют для уровня значимости α=0,01.

При φ>2,28 различия между  признаками существуют и на уровне α=0,01. Результаты являются статистически значимыми, если они равны или превышают φ критический, на уровне 5% (φ0,05=1,64).

Для того чтобы определить, существует ли связь между уровнем  и проявлением конфликтности  и агрессивности, а также уровнем агрессивности и типом реагирования в конфликтной ситуации, мы воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (R). Расчеты проводились с помощью компьютерной программы «Статистика».

 

2.2 Результаты исследования и их анализ

 

Представим полученные результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева подростков группы А. В группу А вошли подростки, живущие в семье и обучающиеся в общеобразовательной школе. Их количественный состав – 21 человек. Данные по группе в таблице 1 и приложении В.

Таблица 1 - Результаты исследования уровня агрессивности и конфликтности подростков группы А

Параметры

Уровни агрессивности  и конфликтности

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1.

Вспыльчивость

2

9,5

7

33,3

12

57,1

2.

Напористость, наступательность

2

9,5

11

52,3

8

38

3.

Обидчивость

1

4,8

11

52,3

9

42,8

4.

Неуступчивость

1

4,8

18

85,7

2

9,5

5.

Бескомпромиссность

3

14,3

10

47,6

8

38

6.

Мстительность

0

0

16

76,2

5

23,8

7.

Нетерпимость к мнению других

1

4,8

5

23,8

15

71,4

8.

Подозрительность

3

14,3

7

33,3

11

52,3


 

Данные таблицы 1 показывают, что высокий уровень по параметру «вспыльчивость» составляет 9,5% от числа опрошенных подростков, средний уровень у 33,3% и низкий у 57,1% подростков.

Напористость демонстрируют на высоком уровне 9,5% подростков; на среднем уровне – 52,3% и на низком уровне – 38%.

Обидчивость диагностируется преимущественно  на среднем (52,3%) и низком (42,8%) уровне в группе А.

Неуступчивость проявляют 85,7% подростков на среднем уровне.

Бескомпромиссность у подростков на высоком уровне у 14,3%, на среднем  – у 47,6% и на низком уровне у 38%.

Мстительность диагностируется преимущественно  на среднем (76,2%) и низком (23,8%) уровне. Нетерпимость к мнению других преимущественно на низком уровне (71,4%). Подозрительность подростки группы А проявляют на среднем (33,3%) и низком (52,3%) уровне.

На рисунке 1 наглядно отражаются полученные результаты диагностики по группе А.

Рисунок 1 - Результаты исследования агрессивности и конфликтности подростков группы А

Анализируя данные рисунка 1 можно  отметить, что подростки, живущие  в семье, показывают преимущественно  средний уровень таких диагностируемых параметров, как «напористость», «обидчивость», «неуступчивость», «бескомпромиссность», «мстительность».

В группе диагностируется преимущественно низкий уровень проявления таких параметров, как «вспыльчивость», «обидчивость», «нетерпимость к мнению других» и «подозрительность».

Представленная методика дает возможность определить  позитивную и негативную агрессивность, а также конфликтность диагностируемых подростков.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

Сумма баллов, набранная  по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.

Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты диагностики уровня личностной агрессивности и конфликтности подростков группы А

Уровень

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Конфликтность

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

2

9,5

0

0

1

4,7

Средний

13

62

11

52,3

11

52,3

Низкий

6

28,5

10

47,6

9

42,8


 

Из данных таблицы 2 следует, что у подростков группы А позитивная агрессивность проявляется преимущественно на среднем уровне (62%), негативная агрессивность - на среднем (52,3%) и низком уровне (47,6%). Конфликтность проявляется на среднем (52,3%) и низком (42,8%) уровнях.

Представим полученные результаты по методике К. Томаса в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты диагностики типа поведения в конфликтной ситуации (опросник К. Томаса) подростков группы А

Тип поведения

Количество

%

1

Соперничество

6

28,5

2

Приспособление

3

14,2

3

Компромисс

4

18,9

4

Уклонение

3

14,2

5

Сотрудничество

5

23,8


 

Из таблицы 3 следует, что преобладающий тип поведения в конфликтной ситуации у подростков – соперничество (28,5%). Данная стратегия поведения в конфликтной ситуации выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

На втором по популярности месте – 23,8% - стоит сотрудничество, которое предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ - самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это - единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

Предпочитают компромисс 18,9% подростков. То есть действия подростка направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны.

14,2% испытуемых считают для себя приемлемыми в конфликте приспособление. Для подростков, выбирающих приспособление, характерно принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Предпочитаемым типом поведения в конфликте подростки данной выборки считают уклонение (23,8%) и приспособление (14,2%). Для подростков, выбирающих уклонение, характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей.

Приспособление или  уступка выражается в стремлении уйти от конфликта, но при этом подросток  готов пренебречь своими интересами в пользу другого. Такой стиль  поведения может быть характерен человеку в силу его индивидуально-психологических особенностей.

Отразим на рисунке 2 преобладающий тип поведения подростков группы А в конфликтной ситуации.

Рисунок 2 - Преобладающий тип поведения подростков группы А в конфликтной ситуации

Рисунок 2 наглядно отражает, что большинство  подростков, живущих в семье и обучающихся в общеобразовательной школе, прибегают в конфликтной ситуации к соперничеству (29%) и сотрудничеству (24%).

Результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева подростков группы Б в таблице 4 и приложении Г.

Таблица 4 - Результаты исследования уровня агрессивности и конфликтности подростков группы Б по методике Е. П. Ильина, П. А. Ковалева

Параметры

Уровни агрессивности  и конфликтности

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1.

Вспыльчивость

9

50

5

27,8

4

22,2

2.

Напористость, наступательность

0

0

9

50

9

50

3.

Обидчивость

14

77,7

3

16,7

1

5,5

4.

Неуступчивость

7

38,8

5

27,8

6

33,3

5.

Бескомпромиссность

8

44,4

5

27,8

5

27,8

6.

Мстительность

3

16,7

11

61,1

4

22,2

7.

Нетерпимость к мнению других

8

44,4

8

44,4

2

11,1

8.

Подозрительность

11

61,1

3

16,7

4

22,2


 

Данные таблицы 4 показывают, что высокий уровень по параметру «вспыльчивость» составляет 50% от числа опрошенных подростков, средний уровень у 27,8% и низкий у 22,2% подростков.

Напористость, наступательность демонстрируют  на среднем уровне – 50% подростков и  на низком уровне – 50%.

Обидчивость диагностируется преимущественно  на высоком (77,7%) уровне в группе Б.

Неуступчивость проявляют 38,8% подростков на высоком, 27,8% на среднем и 33,3% на низком уровне.

Бескомпромиссность у 44,4% подростков на высоком уровне, у 27,8% на среднем и у 27,8% на низком уровне.

Мстительность диагностируется преимущественно  на среднем (61,1%) и низком (22,2%) уровне.

Нетерпимость к мнению других преимущественно на высоком уровне (44,4%) и среднем (44,4%).

Подозрительность подростки группы Б проявляют на высоком уровне (61,1%) и низком (22,2%) уровне.

На рисунке 3 наглядно отражаются полученные результаты диагностики по группе Б.

Рисунок 3 - Результаты исследования агрессивности и конфликтности подростков группы Б

Анализируя данные рисунка 3 можно отметить, что подростки, живущие в социальном приюте, показывают преимущественно высокий уровень таких диагностируемых параметров, как «вспыльчивость», «обидчивость», «бескомпромиссность», «нетерпимость к мнению других» и «подозрительность».

Результаты диагностики личностной агрессивности и конфликтности подростков группы Б отражены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты диагностики уровня личностной агрессивности и конфликтности подростков группы Б

Уровень

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Конфликтность

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

2

11,1

5

27,7

9

50

Средний

13

72,2

12

66,6

9

50

Низкий

3

16,6

1

5,5

0

0


 

Из данных таблицы 5 следует, что у подростков группы Б позитивная агрессивность проявляется преимущественно на среднем уровне (72,2%), негативная агрессивность - на среднем (66,6%) и высоком уровне (27,7%). Конфликтность проявляется на среднем (50%) и высоком (50%) уровнях.

Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков