Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа
Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………
Сотрудничество: когда участники
ситуации приходят к альтернативе,
полностью удовлетворяющей
Для выявления различий в группах подростков будет использоваться статистический анализ - φ-критерий Фишера. Для этого применяется следующая формула:
где φ 1- первой группы, соответствующее большей процентной доле;
φ 2 - второй группы, соответствующее меньшей процентной доле;
n 1 - количество испытуемых 1 группы;
n 2 - количество испытуемых 2 группы.
Значение φ-критерия определяется с помощью таблиц. При φ<1,64 различия между выборками незначимы. При 1,64≤ φ ≤2,28 различия существуют для уровня значимости α=0,05, но не существуют для уровня значимости α=0,01.
При φ>2,28 различия между признаками существуют и на уровне α=0,01. Результаты являются статистически значимыми, если они равны или превышают φ критический, на уровне 5% (φ0,05=1,64).
Для того чтобы определить, существует ли связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности, а также уровнем агрессивности и типом реагирования в конфликтной ситуации, мы воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (R). Расчеты проводились с помощью компьютерной программы «Статистика».
2.2 Результаты исследования и их анализ
Представим полученные результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева подростков группы А. В группу А вошли подростки, живущие в семье и обучающиеся в общеобразовательной школе. Их количественный состав – 21 человек. Данные по группе в таблице 1 и приложении В.
Таблица 1 - Результаты исследования уровня агрессивности и конфликтности подростков группы А
№ |
Параметры |
Уровни агрессивности и конфликтности | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | |||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | ||
1. |
Вспыльчивость |
2 |
9,5 |
7 |
33,3 |
12 |
57,1 |
2. |
Напористость, наступательность |
2 |
9,5 |
11 |
52,3 |
8 |
38 |
3. |
Обидчивость |
1 |
4,8 |
11 |
52,3 |
9 |
42,8 |
4. |
Неуступчивость |
1 |
4,8 |
18 |
85,7 |
2 |
9,5 |
5. |
Бескомпромиссность |
3 |
14,3 |
10 |
47,6 |
8 |
38 |
6. |
Мстительность |
0 |
0 |
16 |
76,2 |
5 |
23,8 |
7. |
Нетерпимость к мнению других |
1 |
4,8 |
5 |
23,8 |
15 |
71,4 |
8. |
Подозрительность |
3 |
14,3 |
7 |
33,3 |
11 |
52,3 |
Данные таблицы 1 показывают, что высокий уровень по параметру «вспыльчивость» составляет 9,5% от числа опрошенных подростков, средний уровень у 33,3% и низкий у 57,1% подростков.
Напористость демонстрируют на высоком уровне 9,5% подростков; на среднем уровне – 52,3% и на низком уровне – 38%.
Обидчивость диагностируется
Неуступчивость проявляют 85,7% подростков на среднем уровне.
Бескомпромиссность у
Мстительность диагностируется
На рисунке 1 наглядно отражаются полученные результаты диагностики по группе А.
Рисунок 1 - Результаты исследования агрессивности и конфликтности подростков группы А
Анализируя данные рисунка 1 можно отметить, что подростки, живущие в семье, показывают преимущественно средний уровень таких диагностируемых параметров, как «напористость», «обидчивость», «неуступчивость», «бескомпромиссность», «мстительность».
В группе диагностируется преимущественно низкий уровень проявления таких параметров, как «вспыльчивость», «обидчивость», «нетерпимость к мнению других» и «подозрительность».
Представленная методика дает возможность определить позитивную и негативную агрессивность, а также конфликтность диагностируемых подростков.
Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.
Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты диагностики уровня личностной агрессивности и конфликтности подростков группы А
Уровень |
Позитивная агрессивность |
Негативная агрессивность |
Конфликтность | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Высокий |
2 |
9,5 |
0 |
0 |
1 |
4,7 |
Средний |
13 |
62 |
11 |
52,3 |
11 |
52,3 |
Низкий |
6 |
28,5 |
10 |
47,6 |
9 |
42,8 |
Из данных таблицы 2 следует, что у подростков группы А позитивная агрессивность проявляется преимущественно на среднем уровне (62%), негативная агрессивность - на среднем (52,3%) и низком уровне (47,6%). Конфликтность проявляется на среднем (52,3%) и низком (42,8%) уровнях.
Представим полученные результаты по методике К. Томаса в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты диагностики типа поведения в конфликтной ситуации (опросник К. Томаса) подростков группы А
№ |
Тип поведения |
Количество |
% |
1 |
Соперничество |
6 |
28,5 |
2 |
Приспособление |
3 |
14,2 |
3 |
Компромисс |
4 |
18,9 |
4 |
Уклонение |
3 |
14,2 |
5 |
Сотрудничество |
5 |
23,8 |
Из таблицы 3 следует, что преобладающий тип поведения в конфликтной ситуации у подростков – соперничество (28,5%). Данная стратегия поведения в конфликтной ситуации выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
На втором по популярности месте – 23,8% - стоит сотрудничество, которое предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ - самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это - единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.
Предпочитают компромисс 18,9% подростков. То есть действия подростка направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны.
14,2% испытуемых считают для себя приемлемыми в конфликте приспособление. Для подростков, выбирающих приспособление, характерно принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Предпочитаемым типом поведения в конфликте подростки данной выборки считают уклонение (23,8%) и приспособление (14,2%). Для подростков, выбирающих уклонение, характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей.
Приспособление или
уступка выражается в стремлении
уйти от конфликта, но при этом подросток
готов пренебречь своими интересами
в пользу другого. Такой стиль
поведения может быть характерен
человеку в силу его индивидуально-психологичес
Отразим на рисунке 2 преобладающий тип поведения подростков группы А в конфликтной ситуации.
Рисунок 2 - Преобладающий тип поведения подростков группы А в конфликтной ситуации
Рисунок 2 наглядно отражает, что большинство подростков, живущих в семье и обучающихся в общеобразовательной школе, прибегают в конфликтной ситуации к соперничеству (29%) и сотрудничеству (24%).
Результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева подростков группы Б в таблице 4 и приложении Г.
Таблица 4 - Результаты исследования уровня агрессивности и конфликтности подростков группы Б по методике Е. П. Ильина, П. А. Ковалева
№ |
Параметры |
Уровни агрессивности и конфликтности | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | |||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | ||
1. |
Вспыльчивость |
9 |
50 |
5 |
27,8 |
4 |
22,2 |
2. |
Напористость, наступательность |
0 |
0 |
9 |
50 |
9 |
50 |
3. |
Обидчивость |
14 |
77,7 |
3 |
16,7 |
1 |
5,5 |
4. |
Неуступчивость |
7 |
38,8 |
5 |
27,8 |
6 |
33,3 |
5. |
Бескомпромиссность |
8 |
44,4 |
5 |
27,8 |
5 |
27,8 |
6. |
Мстительность |
3 |
16,7 |
11 |
61,1 |
4 |
22,2 |
7. |
Нетерпимость к мнению других |
8 |
44,4 |
8 |
44,4 |
2 |
11,1 |
8. |
Подозрительность |
11 |
61,1 |
3 |
16,7 |
4 |
22,2 |
Данные таблицы 4 показывают, что высокий уровень по параметру «вспыльчивость» составляет 50% от числа опрошенных подростков, средний уровень у 27,8% и низкий у 22,2% подростков.
Напористость, наступательность демонстрируют на среднем уровне – 50% подростков и на низком уровне – 50%.
Обидчивость диагностируется
Неуступчивость проявляют 38,8% подростков на высоком, 27,8% на среднем и 33,3% на низком уровне.
Бескомпромиссность у 44,4% подростков на высоком уровне, у 27,8% на среднем и у 27,8% на низком уровне.
Мстительность диагностируется
Нетерпимость к мнению других преимущественно на высоком уровне (44,4%) и среднем (44,4%).
Подозрительность подростки группы Б проявляют на высоком уровне (61,1%) и низком (22,2%) уровне.
На рисунке 3 наглядно отражаются полученные результаты диагностики по группе Б.
Рисунок 3 - Результаты исследования агрессивности и конфликтности подростков группы Б
Анализируя данные рисунка 3 можно отметить, что подростки, живущие в социальном приюте, показывают преимущественно высокий уровень таких диагностируемых параметров, как «вспыльчивость», «обидчивость», «бескомпромиссность», «нетерпимость к мнению других» и «подозрительность».
Результаты диагностики личностной агрессивности и конфликтности подростков группы Б отражены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты диагностики уровня личностной агрессивности и конфликтности подростков группы Б
Уровень |
Позитивная агрессивность |
Негативная агрессивность |
Конфликтность | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Высокий |
2 |
11,1 |
5 |
27,7 |
9 |
50 |
Средний |
13 |
72,2 |
12 |
66,6 |
9 |
50 |
Низкий |
3 |
16,6 |
1 |
5,5 |
0 |
0 |
Из данных таблицы 5 следует, что у подростков группы Б позитивная агрессивность проявляется преимущественно на среднем уровне (72,2%), негативная агрессивность - на среднем (66,6%) и высоком уровне (27,7%). Конфликтность проявляется на среднем (50%) и высоком (50%) уровнях.
Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков