Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа
Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………
Представим результаты по опроснику К. Томаса в виде таблицы 6.
Таблица 6 – Результаты диагностики типа поведения в конфликтной ситуации (опросник К. Томаса) подростков группы Б
№ |
Тип поведения |
Количество |
% |
1 |
Соперничество |
13 |
72,2 |
2 |
Приспособление |
3 |
16,6 |
3 |
Компромисс |
0 |
0 |
4 |
Уклонение |
1 |
5,5 |
5 |
Сотрудничество |
1 |
5,5 |
Из данных таблицы 6 следует, что большинство наших испытуемых – 72,2% - выбирают в конфликте преобладающий тип поведения - соперничество. Это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Наименее предпочитаемым
типом поведения считают
Для подростков, выбирающих уклонение (избегание), а их 5,5%, характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей. Это значит, что большая часть наших испытуемых склонна к конфликтному поведению.
Сотрудничество выбирают 5,5% опрошенных. Компромисс не выбирает никто из подростков социального приюта.
Отразим на рисунке 4 преобладающий тип поведения подростков группы Б в конфликтной ситуации.
Рисунок 4 - Преобладающий тип поведения подростков группы Б в конфликтной ситуации
Рисунок 4 наглядно отражает, что большинство подростков, живущих в социальном приюте, в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству.
2.3 Сравнительный анализ данных исследования
Представим полученные результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева.
Данные результаты подростков группы А и группы Б в таблице 7 и приложениях В и Г.
Таблица 7 – Результаты диагностики уровня личностной агрессивности и конфликтности подростков группы А и группы Б
№ |
Показатели / уровни |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Группа А |
Группа Б |
Группа А |
Группа Б |
Группа А |
Группа Б | ||
1. |
Вспыльчивость |
9,5 |
50 |
33,3 |
27,8 |
57,1 |
22,2 |
2. |
Напористость, наступательность |
9,5 |
0 |
52,3 |
50 |
38 |
50 |
3. |
Обидчивость |
4,8 |
77,7 |
52,3 |
16,7 |
42,8 |
5,5 |
4. |
Неуступчивость |
4,8 |
38,8 |
85,7 |
27,8 |
9,5 |
33,3 |
5. |
Бескомпромиссность |
14,3 |
44,4 |
47,6 |
27,8 |
38 |
27,8 |
6. |
Мстительность |
0 |
16,7 |
76,2 |
61,1 |
23,8 |
22,2 |
7. |
Нетерпимость к мнению других |
4,8 |
44,4 |
23,8 |
44,4 |
71,4 |
11,1 |
8. |
Подозрительность |
14,3 |
61,1 |
33,3 |
16,7 |
52,3 |
22,2 |
Исходя из таблицы 7 следует, что подростки группы Б более вспыльчивы, обидчивы, подозрительны, чем подростки группы А.
Более наглядно отразим результаты двух групп на рисунке 5.
Рисунок 5 - Результаты исследования агрессивности и конфликтности подростков
Анализируя данные рисунка 5 можно отметить, что у подростков группы А низкий уровень проявления таких параметров, как «вспыльчивость», «обидчивость», «нетерпимость к мнению других» и «подозрительность».
Подростки группы Б более вспыльчивы, обидчивы, подозрительны, чем подростки группы А.
Сравнительный анализ диагностики агрессивности и конфликтности подростков группы А и группы Б представлен в таблице 8.
Таблица 8 – Сравнительный анализ данных исследования подростков группы А и группы Б по методике Е. П. Ильина, П. А. Ковалева
Параметры |
Уровни |
Группа А |
Группа Б | ||
количество |
% |
количество |
% | ||
Позитивная агрессивность |
Высокий |
2 |
9,5 |
2 |
11,1 |
Средний |
13 |
62 |
13 |
72,2 | |
Низкий |
6 |
28,5 |
3 |
16,6 | |
Негативная агрессивность |
Высокий |
0 |
0 |
5 |
27,7 |
Средний |
11 |
52,3 |
12 |
66,6 | |
Низкий |
10 |
47,6 |
1 |
5,5 | |
Конфликтность |
Высокий |
1 |
4,7 |
9 |
50 |
Средний |
11 |
52,3 |
9 |
50 | |
Низкий |
9 |
42,8 |
0 |
0 |
Исходя из представленных данных таблицы 8 следует, что по параметру «позитивная агрессивность» результаты в обеих группах практически не отличаются. По параметрам «негативная агрессивность» и «конфликтность» более высокий уровень показали подростки группы Б.
Для большей наглядности сравнительный анализ данных по каждому изучаемому параметру представим в виде рисунков.
На рисунке 6 представлены результаты по уровню позитивной агрессивности. Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
Рисунок 6 - Результаты исследования позитивной агрессивности у подростков группы А и группы Б
Анализируя данные рисунка 9 можно отметить, что подростки обеих групп показывают практически одинаковые результаты по трем уровням позитивной агрессивности.
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. На рисунке 7 представлены результаты по уровню негативной агрессивности в группах.
Рисунок 7 - Результаты исследования негативной агрессивности у подростков
Анализируя данные рисунка 10 можно отметить, что подростки группы Б более агрессивны (высокий уровень составляет 27,7%).
На рисунке 8 представлены результаты по уровню конфликтности (вспыльчивость, бескомпромиссность, обидчивость и подозрительность).
Рисунок 8 - Результаты исследования уровня конфликтности у подростков
группы А и группы Б
Анализируя данные рисунка 8 можно отметить, что подростки группы Б более конфликтны, чем подростки группы А.
Для подтверждения полученных результатов необходимо провести статистический анализ уровней агрессивности и конфликтности. Анализ отражен в таблице 9.
Таблица 9 - Результаты статистического анализа уровней личностной агрессивности и конфликтности подростков группы А и группы Б
Параметры |
уровни |
Группа А |
φ1 |
Группа Б |
φ2 |
φ эмпир. |
Позитивная агрессивность |
высокий |
9,5 |
0,62 |
11,1 |
0,67 |
0,15 |
средний |
62 |
1,81 |
72,2 |
2,03 |
0,68 | |
низкий |
28,5 |
1,12 |
16,6 |
0,83 |
0,89 | |
Негативная агрессивность |
высокий |
0 |
0 |
27,7 |
1,10 |
3,41 |
средний |
52,3 |
1,61 |
66,6 |
1,90 |
0,89 | |
низкий |
47,6 |
1,52 |
5,5 |
0,47 |
3,25 | |
Конфликтность |
высокий |
4,7 |
0,43 |
50 |
1,57 |
3,53 |
средний |
52,3 |
1,61 |
50 |
1,57 |
0,12 | |
низкий |
42,8 |
1,42 |
0 |
0 |
4,40 |
Из таблицы 9 следует, что имеются различия у подростков группы А и группы Б по следующим характеристикам: по негативной агрессивности высокого и низкого уровня; по конфликтности высокого и низкого уровня.
Для того чтобы определить, существует ли связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности, воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (R), результаты группы А в таблице 10:
Таблица 10 – Значения коэффициентов корреляции Спирмена в группе А
Параметр |
Позитивная агрессивность |
Негативная агрессивность |
конфликтность |
0,395 |
0,378 |
R=0,44 при р=0,05 R=0,56 при р=0,01 |
Корреляционный анализ, содержащийся в таблице 10, показывает, что исследуемые показатели попадают в зону незначимости.
Проведенный корреляционный анализ по группе Б в таблице 11:
Таблица 11 – Значения коэффициентов корреляции Спирмена в группе Б
Параметр |
Позитивная агрессивность |
Негативная агрессивность |
конфликтность |
0,319 |
0,514 |
R=0,47 при р=0,05 |
Корреляционный анализ (см. таблицу 11) показывает, что показатель конфликтности прямо коррелирует с показателем «негативной агрессивности».
Для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации мы воспользовались опросником К. Томаса (адаптирован Н. В. Гришиной). Сравнительные результаты по опроснику К. Томаса в таблице 12.
Из нее следует, что преобладающий тип поведения в конфликтной ситуации у подростков группы А – соперничество. Большинство испытуемых считают для себя приемлемыми в конфликте такие стили поведения, как сотрудничество и компромисс. Наименее предпочитаемым типом поведения считают приспособление и уклонение.
Таблица 12 – Сравнительный анализ данных исследования типа поведения в конфликтной ситуации по опроснику К. Томаса
№ |
Тип поведения |
Группа А |
Группа Б | ||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | ||
1 |
Соперничество |
6 |
28,5 |
13 |
72,2 |
2 |
Приспособление |
3 |
14,2 |
3 |
16,6 |
3 |
Компромисс |
4 |
18,9 |
0 |
0 |
4 |
Уклонение |
3 |
14,2 |
1 |
5,5 |
5 |
Сотрудничество |
5 |
23,8 |
1 |
5,5 |
Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков