Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Представим результаты по опроснику К. Томаса в виде таблицы 6.

Таблица 6 – Результаты диагностики типа поведения в конфликтной ситуации (опросник К. Томаса) подростков группы Б

Тип поведения

Количество

%

1

Соперничество

13

72,2

2

Приспособление

3

16,6

3

Компромисс

0

0

4

Уклонение

1

5,5

5

Сотрудничество

1

5,5


 

Из данных таблицы 6 следует, что большинство наших испытуемых – 72,2% - выбирают в конфликте преобладающий тип поведения - соперничество. Это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Наименее предпочитаемым типом поведения считают приспособление (16,6%). Для подростков, выбирающих приспособление, характерно принесение в жертву собственных интересов ради другого человека.

Для подростков, выбирающих уклонение (избегание), а их 5,5%, характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей. Это значит, что большая часть наших испытуемых склонна к конфликтному поведению.

Сотрудничество выбирают 5,5% опрошенных. Компромисс не выбирает никто из подростков социального приюта.

Отразим на рисунке 4 преобладающий тип поведения подростков группы Б в конфликтной ситуации.

Рисунок 4 - Преобладающий тип поведения подростков группы Б в конфликтной ситуации

Рисунок 4 наглядно отражает, что большинство подростков, живущих в социальном приюте, в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству.

 

2.3 Сравнительный анализ данных исследования

 

Представим полученные результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева.

Данные результаты подростков группы А и группы Б в таблице 7 и приложениях В и Г.

Таблица 7 – Результаты диагностики уровня личностной агрессивности и конфликтности подростков группы А и группы Б

Показатели /

уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий 

уровень

Группа А

Группа Б

Группа А

Группа Б

Группа А

Группа Б

1.

Вспыльчивость

9,5

50

33,3

27,8

57,1

22,2

2.

Напористость, наступательность

9,5

0

52,3

50

38

50

3.

Обидчивость

4,8

77,7

52,3

16,7

42,8

5,5

4.

Неуступчивость

4,8

38,8

85,7

27,8

9,5

33,3

5.

Бескомпромиссность

14,3

44,4

47,6

27,8

38

27,8

6.

Мстительность

0

16,7

76,2

61,1

23,8

22,2

7.

Нетерпимость к мнению других

4,8

44,4

23,8

44,4

71,4

11,1

8.

Подозрительность

14,3

61,1

33,3

16,7

52,3

22,2


 

Исходя из таблицы 7 следует, что подростки группы Б более вспыльчивы, обидчивы, подозрительны, чем подростки группы А.

Более наглядно отразим результаты двух групп на рисунке 5.

Рисунок 5 - Результаты исследования агрессивности и конфликтности подростков

Анализируя данные рисунка 5 можно отметить, что у подростков группы А низкий уровень проявления таких параметров, как «вспыльчивость», «обидчивость», «нетерпимость к мнению других» и «подозрительность».

Подростки группы Б более вспыльчивы, обидчивы, подозрительны, чем подростки группы А.

Сравнительный анализ диагностики агрессивности и конфликтности подростков группы А и группы Б представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Сравнительный анализ данных исследования подростков группы А и группы Б по методике Е. П. Ильина, П. А. Ковалева

Параметры

Уровни

Группа А

Группа Б

количество

%

количество

%

Позитивная агрессивность

Высокий

2

9,5

2

11,1

Средний

13

62

13

72,2

Низкий

6

28,5

3

16,6

Негативная агрессивность

Высокий

0

0

5

27,7

Средний

11

52,3

12

66,6

Низкий

10

47,6

1

5,5

Конфликтность

Высокий

1

4,7

9

50

Средний

11

52,3

9

50

Низкий

9

42,8

0

0


 

Исходя из представленных данных таблицы 8 следует, что по параметру «позитивная агрессивность» результаты в обеих группах практически не отличаются. По параметрам «негативная агрессивность» и «конфликтность» более высокий уровень показали подростки группы Б.

Для большей наглядности  сравнительный анализ данных по каждому изучаемому параметру представим в виде рисунков.

На рисунке 6 представлены результаты по уровню позитивной агрессивности. Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

Рисунок 6 - Результаты исследования позитивной агрессивности у подростков группы А и группы Б

Анализируя данные рисунка 9 можно отметить, что подростки  обеих групп показывают практически  одинаковые результаты по трем уровням  позитивной агрессивности.

Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. На рисунке 7 представлены результаты по уровню негативной агрессивности в группах.

Рисунок 7 - Результаты исследования негативной агрессивности у подростков

Анализируя данные рисунка 10 можно отметить, что подростки  группы Б более агрессивны (высокий  уровень составляет 27,7%).

На рисунке 8 представлены результаты по уровню конфликтности (вспыльчивость, бескомпромиссность, обидчивость и подозрительность).

Рисунок 8 - Результаты исследования уровня конфликтности у подростков

 группы А и группы Б

Анализируя данные рисунка 8 можно отметить, что подростки группы Б более конфликтны, чем подростки группы А.

Для подтверждения полученных результатов необходимо провести статистический анализ уровней агрессивности и конфликтности. Анализ отражен в таблице 9.

Таблица 9 - Результаты статистического анализа уровней личностной агрессивности и конфликтности подростков группы А и группы Б

Параметры

уровни

Группа А

φ1

Группа Б

φ2

φ эмпир.

Позитивная агрессивность

высокий

9,5

0,62

11,1

0,67

0,15

средний

62

1,81

72,2

2,03

0,68

низкий

28,5

1,12

16,6

0,83

0,89

Негативная агрессивность

высокий

0

0

27,7

1,10

3,41

средний

52,3

1,61

66,6

1,90

0,89

низкий

47,6

1,52

5,5

0,47

3,25

Конфликтность

высокий

4,7

0,43

50

1,57

3,53

средний

52,3

1,61

50

1,57

0,12

низкий

42,8

1,42

0

0

4,40


Из таблицы 9 следует, что имеются различия у подростков группы А и группы Б по следующим характеристикам: по негативной агрессивности высокого и низкого уровня; по конфликтности высокого и низкого уровня.

Для того чтобы определить, существует ли связь между уровнем  и проявлением конфликтности  и агрессивности, воспользуемся  коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (R), результаты группы А в таблице 10:

Таблица 10 – Значения коэффициентов корреляции Спирмена в группе А

Параметр

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

конфликтность

0,395

0,378

R=0,44    при р=0,05                               R=0,56 при р=0,01


 

Корреляционный анализ, содержащийся в таблице 10, показывает, что исследуемые показатели попадают в зону незначимости.

Проведенный корреляционный анализ по группе Б в таблице 11:

Таблица 11 – Значения коэффициентов корреляции Спирмена в группе Б

Параметр

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

конфликтность

0,319

0,514

R=0,47         при р=0,05                               R=0,50 при р=0,01


 

Корреляционный анализ (см. таблицу 11) показывает, что показатель конфликтности прямо коррелирует с показателем «негативной агрессивности».

Для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации мы воспользовались опросником К. Томаса (адаптирован Н. В. Гришиной). Сравнительные результаты по опроснику К. Томаса в таблице 12.

Из нее следует, что преобладающий тип поведения в конфликтной ситуации у подростков группы А – соперничество. Большинство испытуемых  считают для себя приемлемыми в конфликте такие стили поведения, как сотрудничество и компромисс. Наименее предпочитаемым типом поведения считают приспособление и уклонение.

Таблица 12 – Сравнительный анализ данных исследования типа поведения в конфликтной ситуации по опроснику К. Томаса

Тип поведения

Группа А

Группа Б

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Соперничество

6

28,5

13

72,2

2

Приспособление

3

14,2

3

16,6

3

Компромисс

4

18,9

0

0

4

Уклонение

3

14,2

1

5,5

5

Сотрудничество

5

23,8

1

5,5

Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков