Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Центральным новообразованием личности подростка является формирование ощущения собственной взрослости: не просто быть, но и казаться взрослым. Источниками возникновения ощущения взрослости являются значительные сдвиги физического развития, начало полового дозревания и социальные источники, а также их осознание самим подростком.

Но общественное положение  подростка не изменяется - он был  и остается учеником, сохраняется  его материальная зависимость от родителей, которые исполняют роль воспитателей, тем более что у взрослых остается привычка направлять и контролировать ребенка, лишиться которой очень тяжело, даже понимая необходимость этого. Ведь, давая самостоятельность ребенку, взрослый должен ограничивать свои права. А это создает прочную основу для сохранения у взрослого отношения к подростку как к ребенку, который должен слушаться и не претендовать на новые права. Такая установка бессознательно льстит самолюбию взрослых: чем беспомощней и инфантильнее кажется ребенок, тем значимее и необходимее выглядят в своих глазах учителя и родители. Создается неблагоприятная воспитательная ситуация: такое отношение взрослых противоречит заданиям воспитательного процесса, создает противоречие в представлениях подростка о себе, тормозит развитие социальной взрослости и приобретение социальной компетентности в общении и поведении.

Подростковый период - это обострение кризиса отношений  взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как «подросток – подросток» и «подросток – взрослый». В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: «подросток – родители», «подросток – учителя» и «подросток – подросток».

Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно  становится настолько интересным, что  отодвигает на задний план обучение, уменьшает  привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус [23, С. 11].

 Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

Конфликты подростков и  родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей [16, С. 61].

Вопрос о психологических  детерминантах возникновения межличностных конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий «конфликтность» и «конфликтное поведение».

Представители ситуационного  подхода к конфликтам дают свою интерпретацию  природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще [12, С. 73].

Нельзя отрицать, что  у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической  драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции [12, С. 46].

В качестве еще одной  основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды [12, С. 5].

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом. Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации».

Психологическая стойкость  является свойством личности и состоит в сохранении оптимального состояния функционирования психической энергии и является приобретенной. Конфликтоустойчивость - специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия [5, С. 327].

Структура конфликтоустойчивости  включает такие компоненты, как эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный  и психомоторный. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком.

Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий  вид:

эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);

волевой компонент (неспособность  личности к сознательной мобилизации  сил и самоконтролю);

познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);

мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих  сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);

психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять  жестикуляцией и мимикой).

Таким образом, конфликтность является чертой личности, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:

детерминанты, связанные  с психофизиологическими особенностями  развития (перенесенные травмы мозга  или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);

собственно психологические  детерминанты - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень  самооценки, акцентуации характера);

социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия «конфликтность» эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.

Данные психологические  детерминанты в различной степени  обуславливают подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.

На наш взгляд, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к искажению идеалов, Я подростка, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок. Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

 

1.3 Психологические факторы конфликтности подростков

 

Определение психологических  факторов конфликтности зависит  от понимания детерминации психики  человека и, в частности, его поведения, от предварительных методологических подходов к изучению межличностных конфликтов.

Контрастность детства  и зрелости, между которыми находится  подросток, усложняет ему усвоение социальных ролей и порождает  немало внешних и внутренних конфликтов. Кроме этого, существует проблема индивидуальных отличий: так называемого «среднестатистического подростка» не существует. Общие закономерности проявляют себя через индивидуальные вариации, которые зависят не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей личности [13, С. 23].

 Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус [14, С. 11].

Отношения подростков и  педагогов сопровождаются конфликтами  деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют  особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями  в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником [21, С. 114]. Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей [8, С. 61].

В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды [11, С. 5]. Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом. Такое определение можно найти в работах В.И. Илийчука, Л.О. Петровской, В.И. Ващенко [2, С. 19].

Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков