Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Список использованных источников

 

1 Абрамова, Г.С. Возрастная  психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Смысл, 2008. - 367 с. – ISBN 5-03-001901-4

2 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]/ А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 2001. - 263 с. ISBN 978-5-69101-942-3

3 Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды [Текст] / Под. ред. А.А. Бодалева. - Воронеж: МОДЭК, 2006. - 369 с. – ISBN 5-89395-594-3

4 Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Т.В. Андреева. - М.: МГУ, 2009. – 364 с. – ISBN 978-5-7567-0274-3

5 Анцупов, А.Я. Профилактика  конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов. - М., Владос, 2003. – 207 с. – ISBN 978-5-69101-057-6

6 Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М., 2000. - 367 c. - ISBN 5-211-00221-0

7 Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р.М. Уолтерс. – М., 2000.- 322 с. – ISBN 5-04-004214-0

8 Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия, 2004 с. – 358 с.

9 Божович, Л.И. Проблемы  формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия, 2003. - 368 с.

10 Большой психологический словарь [Текст] // Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 679 с. – ISBN 978-16 -1155-9

11 Выготский, Л.С. Проблемы  общей психологии. Собрание сочинений  в 6 томах, Т. 2 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2002. – 448 с.

12 Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с. - ISBN 978-5-91180-895-2

13 Давыдов, В.В. Психологический  словарь [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2003. – 389 с.

14 Давыдов, В.В. Личности  надо «выделяться» [Текст] // С чего начинается личность? / В.В. Давыдов. - М.: Политиздат, 2004 с. – 369 с.

15 Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002. – 176 с. - ISBN 5-9268-0103-6

16 Проблема конфликта  в подростковом возрасте [Текст] / Т.Б. Драгунова. // Вопросы психологии, 2002 - №2. - С. 96.

17 Дубровина, И.В. Мы  живем среди людей. Кодекс поведения  [Текст] / И.В. Дубровина.- М.: Политиздат, 2002. - 368 с. – ISBN 5-250-00339-7

18 Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с. - ISBN 978-5-388-00684-4

19 Каган, М.С. Мир  общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2003. – 364 с. – ISBN 5-250-00034-7

20 Катаева-Венгер, А.А Трудный возраст: подростки сегодня [Текст] / А.А. Катаева-Венгер. - М.: Просвещение, 2002. - 112 с. - ISBN 5-9219-0101-6

21 Колосова, С.Л.  Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2004. –     224 с. – ISBN 5-469-00203-9

22 Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2008.- 368 с.

23 Конфликты в школьном возрасте [Текст] / А. П. Шумилин. - М.: МГУ, 2001. – 121 с.

24 Курбатов, В.И. Конфликтология [Текст] / В.И. Курбатов. - Ростов-на-Дону, 2007. - 455с. - ISBN 5-222-07377-7

25 Леонтьев, А.А. Психология  общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 395 с. – ISBN 5-89357-192-4

26 Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - М.: Эксмо-пресс, 2008. - 416 с.

27 Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с. – ISBN 5-272-00062-5

28 Мудрик, А.В. Общение  как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 2004. – 359 с.

29 Мухина, В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 457 с.- ISBN 5-7695-0408-0

30 Проблемы психологии современного подростка [Текст] /Д.И. Фельдштейн, Г.И. Кузнецова, М.Г. Тайчинов. - М.: Политиздат, 2002. – 379 с.

31 Психология. Словарь [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2000. – 278 с. – ISBN 5-250-00364-8

32 Райс, Ф.  Психология подросткового и юношеского  возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб., 2000. - 624 с. – ISBN 5-88782-416-6

33 Агрессия и контроль [Текст] /Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2002. - № 5 - 6. - С. 95-103.

34 Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 67-73.

35 Сельченок, К.В. Психология человеческой агрессивности [Текст] / К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2005. – 656 с. – ISBN 985-13-0967-2

36 Семенюк,  Л. М. Психологические особенности  агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие [Текст] / Л.М. Семенюк. – М.: МПСИ, 2005. – 96 с. - ISBN 5-89502-041-0

37 Соковнин, М.В. О природе  человеческого общения: Опыт философского  анализа [Текст] / М.В. Соковнин. – Фрунзе, 2004. – 389 с.

38 Соковнин, В.М. Социализация, общение, педагогика [Текст] / В.М. Соковнин // Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. - Фрунзе, 2005. – 378 с.

39 Теории личности [Текст] / Б. В. Зейгарник. - СПб.: ПИТЕР, 2009. – 454 с.

40 Современные исследования  по психологии развития [Текст] / Н.Н. Толстых. // Научная жизнь, 2006. - № 6. - С. 102.

41 Фетискин, Н.П. Социально-психологическая  диагностика развития личности  и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.- 490 с. - ISBN 5-89939-086-7

42 Фрейд, 3. Я и Оно [Текст] / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 2000. – 490 с.

43 Фурманов, И.А. Агрессивность и ее проявление в детском возрасте [Текст] / И.А. Фурманов. - Минск, 2004. – 387 с.

44 Детская агрессивность: аффективно-динамический подход [Текст] / И.А. Фурманов // Психология. – 2005.- № 5. - С.71.

45 Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М., Апрель-пресс, 2004. - 351 с. - ISBN 5-691-01284-3

46 Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – М.: Феникс, 2007. – 808 с. – ISBN 978-5-222-11940-2

47 Самоактуализация современных  подростков и юношей в определении  взросления [Текст] / И.П. Шахова. // Мир психологии. - 2006. - №1. - С. 79.

 

Приложение А

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Е. П. Ильина, П. А. Ковалева

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
  3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
  5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
  6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
  7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
  8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
  9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  10. Мнение, что нападение - лучшая защита, правильное.
  11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
  12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
  13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
  14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
  15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
  16. Я верю в честность намерений большинства людей.
  17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
  19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
  20. Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
  22. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
  23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
  24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
  25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
  26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
  27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
  28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
  29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
  30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
  31. Утверждение: «Ум - хорошо, а два - лучше» - справедливо.
  32. Утверждение: «Не обманешь - не проживешь» тоже справедливо.
  33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
  34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
  35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
  36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
  37. Я стараюсь избегать обострения отношений.
  38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
  39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
  40. Я осуждаю недоверчивых людей.
  41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
  42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
  43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
  44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
  45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
  47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
  48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
  49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
  50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть.
  51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
  52. Ведя переговоры со старшим по д

Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков