Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

 

Большинство наших испытуемых из группы Б – 72,2% - выбирают в конфликте преобладающий тип поведения - соперничество.

Наименее предпочитаемым типом поведения считают компромисс и сотрудничество. Это значит, что большая часть наших испытуемых склонна к конфликтному поведению.

Для подтверждения полученных результатов необходимо провести статистический анализ преобладающего типа поведения в конфликтной ситуации у подростков группы А и группы Б. Анализ отражен в таблице 13.

Таблица 13 - Результаты статистического анализа по опроснику К. Томаса

Тип поведения

Группа А

φ1

Группа Б

φ2

φ эмпир.

Соперничество

28,5

1,12

72,2

2,03

1,89

Приспособление

14,2

0,77

16,6

0,83

0,18

Компромисс

18,9

0,90

0

0

2,79

Уклонение

14,2

0,77

5,5

0,46

0,96

Сотрудничество

23,8

1,01

5,5

0,46

1,71


 

Из таблицы 13 следует, что у подростков группы А и группы Б имеются различия по следующим характеристикам: по типу поведения «соперничество», «компромисс» и по типу «сотрудничество». Подростки группы Б в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству, подростки группы А – к компромиссу и сотрудничеству.

Для того чтобы определить, существует ли связь между уровнем и проявлением агрессивности и типом реагирования в конфликтной ситуации, воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (R).

Таблица 14 – Значения коэффициентов корреляции Спирмена

Тип поведения в конфликтной  ситуации

Группа А

Группа Б

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Соперничество

0,028

0,291

0,145

0,613

Сотрудничество

0,059

-0,073

-0,366

0,121

Компромисс

0,031

-0,254

-0,120

0,249

Избегание

0,011

0,111

0,302

0,002

Приспособление

-0,017

-0,111

0,295

-0,088

 

R=0,44 при р=0,05

R=0,56 при р=0,01

R=0,47 при р=0,05

R=0,60 при р=0,01


 

Корреляционный анализ показывает (см. Таблица 14), что в группе А значения коэффициентов не попадают в зону значимости. В группе Б показатели негативной агрессивности значимо коррелируют с типом поведения «соперничество»: чем выше уровень проявления соперничества, тем выше проявляется негативная агрессивность.

На основании полученных данных эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Подростки группы Б (из социального приюта) более вспыльчивы, обидчивы, подозрительны, чем подростки группы А.

2. По параметру «позитивная агрессивность» результаты в обеих группах практически не отличаются. По параметрам «негативная агрессивность» и «конфликтность» более высокий уровень показали подростки группы Б.

3. Подростки группы Б более конфликтны, чем подростки группы А.

4. Таким образом, исходя из полученных данных, у подростков из социального приюта наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов.

5. 29% подростков группы А в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству. А это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

24% подростков прибегают  к сотрудничеству, которое предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это - единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

Предпочитают компромисс 18,9% подростков. То есть подростки стремятся к компромиссу как соглашению между участниками конфликта, достигнутому путем взаимных уступок. Действия подростков направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Принимается «среднее» решение, устраивающее в основном всех участников, несмотря на сохраняющуюся «зону взаимного несогласия».   Преимущества данного стиля в быстром разрешении конфликта. Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта. 

6. Большинство подростков группы Б (из социального приюта) в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству (с использованием принуждения, психологических средств давления). Это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, который выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

7. Математический анализ  позволил определить существующие  различия в двух группах, а  именно: получены статистически значимые различия по шкале негативная агрессивность высокого уровня. То есть подростки из социального приюта проявляют нетерпимость к мнению других, мстительность. Они более конфликтны, чем подростки группы А.

8. У подростков группы А и группы Б имеются различия по следующим характеристикам: по типу поведения «соперничество», «компромисс» и по типу «сотрудничество». Соперничество в большей степени характерно для подростков из социального приюта (группа Б). Компромисс и сотрудничество в большей степени характерны для подростков, живущих в семье и обучающихся в общеобразовательной школе (группа А).

9. Корреляционный анализ  подтвердил наличие прямой связи между уровнем и проявлением конфликтности и негативной агрессивности, а также между уровнем негативной агрессивности и типом поведения в конфликтной ситуации «соперничество».

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, высокий уровень агрессивности характерен для конфликтных подростков. Агрессивность влияет на тип поведения в конфликтной ситуации: чем выше уровень проявления соперничества, тем выше проявляется негативная агрессивность.

Гипотеза, выдвинутая в выпускной квалификационной работе, нашла свое подтверждение.

 

 

Заключение

 

Проблемой данного исследования являлось рассмотрение конфликтности как фактора агрессивности подростка.

 В проанализированных источниках отмечается, что изучение и профилактику негативных эмоций и проявления агрессии в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтности в подростковой среде. Контрастность детства и зрелости, между которыми находится подросток, усложняет ему усвоение социальных ролей и порождает немало внешних и внутренних конфликтов.

Подростковый возраст  отличается конфликтностью. Все физиологические  особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

Во многих современных  семьях имеет место отрицательный микроклимат, который обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий со стороны подростков. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе.

Агрессивность и негативизм как основа нарушений поведения  являются полимодальным образованием в личности, детерминированным многочисленными  факторами. На процесс образования  поведенческих нарушений подростка оказывают влияние культурные, экономические, социальные, медицинские, социально-психологические, педагогические факторы.

Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве  подходов агрессивность и агрессивное  поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка.

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

Таким образом, проведенный  анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается  повышенная агрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий, таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом среде.

Для сравнительного исследования конфликтности как фактора агрессивности были сформированы 2 группы детей: группа А, которую составляет 21 подросток из общеобразовательной школы, живущих в семье; и группа Б - 18 подростков, находящихся в социальном приюте.

Мы провели эмпирическое исследование с целью выявить особенности конфликтности как фактора агрессивности подростков. В результате этого исследования выяснилось, что высокий уровень агрессии больше характерен для подростков из социального приюта (группа Б). Большинство наших испытуемых группы Б имеют склонность к конфликтному поведению. Для них в большей степени характерно соперничество как преобладающий тип поведения в конфликтной ситуации. Подростки, живущие в семье, прибегают чаще к сотрудничеству и компромиссу для разрешения сложившейся конфликтной ситуации.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у подростков из социального приюта наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе в школе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с подростковой агрессией. В соответствии с этими знаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс должен быть связан с работой педагога - психолога, который может организовать и проводить коррекционные тренинги с учащимися. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.

Для проверки достоверности полученных результатов мы использовали математическую статистику (критерий Фишера и корреляционный анализ Спирмена). Полученные данные подтвердили выдвинутую в работе гипотезу о том, что для конфликтных подростков характерен высокий уровень агрессивности и тип поведения в конфликтной ситуации влияет на агрессивность подростков. 
Глоссарий

 

№ П/п

Новое понятие

Определение понятия

1

2

3

1

Агрессивность

свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное

[от лат. aggressio — нападать] — стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую  или неосознаваемую предрасположенность  личности к достаточно последовательному  агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда

2

Агрессия

мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам сосуществования  людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт

3

Возраст

конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими)

4

Конфликт

(от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии

5

Конфликтное поведение

действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противостоящей стороны, ее намерений или интересов

6

Конфликтология

специальная научная дисциплина, предназначенная для изучения различного рода конфликтов, возникающих в обществе и отдельных его структурах (группах, организациях), между индивидами. Ведущими представителями современной конфликтологии являются Дж. Бертон, Л. Крисберг, К. Митчелл и ряд других ученых

7

Конфликтоустойчивость

специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия

8

Конфликтность

вспыльчивость, раздражительность, высокая готовность вступить в конфликт, агрессивно-оборонительный стиль поведения

9

Конфликтность личности

интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты

10

Левин (Lewin) Курт - (1890-1947)

немецко-американский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Левиным была создана концепция «топологической психологии». В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний

11

Негативная  агрессивность

сочетание нетерпимости к мнению других и мстительности

12

Подросток

несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов

13

Подростковый  период

его возрастные границы все специалисты очерчивают по-разному. Если делать акцент на  физическом развитии организма (пубертатный период) и на появлении психологических новообразований, то границы подросткового периода лучше устанавливать между 10-11 и 15-16 годами

14

Позитивная  агрессивность

сочетание напористости и неуступчивости.

15

Фактор

(от лат. factor - делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты

Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков