Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа
Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.
Гипотеза: 1) существует связь между уровнем и проявлением конфликтности и агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.
Под разными социальными условиями понимается следующее: мы исследуем подростков из общеобразовательной школы, проживающих в семье, и подростков, находящихся в социальном приюте.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………....…….6
1.1 Агрессия и агрессивность в психологии……………………………………...6
1.2 Понятие конфликта и конфликтности, стратегии поведения в конфликте.14
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…………………...22
2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков..28
2.1 Организация и методики исследования……………………………………..28
2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………….30
2.3 Сравнительный анализ данных исследования..……………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..49
Глоссарий…………………………………………………………………………52
Список использованных источников…………
Большинство наших испытуемых из группы Б – 72,2% - выбирают в конфликте преобладающий тип поведения - соперничество.
Наименее предпочитаемым типом поведения считают компромисс и сотрудничество. Это значит, что большая часть наших испытуемых склонна к конфликтному поведению.
Для подтверждения полученных результатов необходимо провести статистический анализ преобладающего типа поведения в конфликтной ситуации у подростков группы А и группы Б. Анализ отражен в таблице 13.
Таблица 13 - Результаты статистического анализа по опроснику К. Томаса
Тип поведения |
Группа А |
φ1 |
Группа Б |
φ2 |
φ эмпир. |
Соперничество |
28,5 |
1,12 |
72,2 |
2,03 |
1,89 |
Приспособление |
14,2 |
0,77 |
16,6 |
0,83 |
0,18 |
Компромисс |
18,9 |
0,90 |
0 |
0 |
2,79 |
Уклонение |
14,2 |
0,77 |
5,5 |
0,46 |
0,96 |
Сотрудничество |
23,8 |
1,01 |
5,5 |
0,46 |
1,71 |
Из таблицы 13 следует, что у подростков группы А и группы Б имеются различия по следующим характеристикам: по типу поведения «соперничество», «компромисс» и по типу «сотрудничество». Подростки группы Б в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству, подростки группы А – к компромиссу и сотрудничеству.
Для того чтобы определить, существует ли связь между уровнем и проявлением агрессивности и типом реагирования в конфликтной ситуации, воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (R).
Таблица 14 – Значения коэффициентов корреляции Спирмена
Тип поведения в конфликтной ситуации |
Группа А |
Группа Б | ||
Позитивная агрессивность |
Негативная агрессивность |
Позитивная агрессивность |
Негативная агрессивность | |
Соперничество |
0,028 |
0,291 |
0,145 |
0,613 |
Сотрудничество |
0,059 |
-0,073 |
-0,366 |
0,121 |
Компромисс |
0,031 |
-0,254 |
-0,120 |
0,249 |
Избегание |
0,011 |
0,111 |
0,302 |
0,002 |
Приспособление |
-0,017 |
-0,111 |
0,295 |
-0,088 |
R=0,44 при р=0,05 R=0,56 при р=0,01 |
R=0,47 при р=0,05 R=0,60 при р=0,01 |
Корреляционный анализ показывает (см. Таблица 14), что в группе А значения коэффициентов не попадают в зону значимости. В группе Б показатели негативной агрессивности значимо коррелируют с типом поведения «соперничество»: чем выше уровень проявления соперничества, тем выше проявляется негативная агрессивность.
На основании полученных данных эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Подростки группы Б (из социального приюта) более вспыльчивы, обидчивы, подозрительны, чем подростки группы А.
2. По параметру «позитивная агрессивность» результаты в обеих группах практически не отличаются. По параметрам «негативная агрессивность» и «конфликтность» более высокий уровень показали подростки группы Б.
3. Подростки группы Б более конфликтны, чем подростки группы А.
4. Таким образом, исходя из полученных данных, у подростков из социального приюта наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов.
5. 29% подростков группы А в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству. А это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
24% подростков прибегают к сотрудничеству, которое предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это - единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.
Предпочитают компромисс 18,9% подростков. То есть подростки стремятся к компромиссу как соглашению между участниками конфликта, достигнутому путем взаимных уступок. Действия подростков направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Принимается «среднее» решение, устраивающее в основном всех участников, несмотря на сохраняющуюся «зону взаимного несогласия». Преимущества данного стиля в быстром разрешении конфликта. Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта.
6. Большинство подростков группы Б (из социального приюта) в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству (с использованием принуждения, психологических средств давления). Это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, который выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
7. Математический анализ
позволил определить
8. У подростков группы А и группы Б имеются различия по следующим характеристикам: по типу поведения «соперничество», «компромисс» и по типу «сотрудничество». Соперничество в большей степени характерно для подростков из социального приюта (группа Б). Компромисс и сотрудничество в большей степени характерны для подростков, живущих в семье и обучающихся в общеобразовательной школе (группа А).
9. Корреляционный анализ подтвердил наличие прямой связи между уровнем и проявлением конфликтности и негативной агрессивности, а также между уровнем негативной агрессивности и типом поведения в конфликтной ситуации «соперничество».
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, высокий уровень агрессивности характерен для конфликтных подростков. Агрессивность влияет на тип поведения в конфликтной ситуации: чем выше уровень проявления соперничества, тем выше проявляется негативная агрессивность.
Гипотеза, выдвинутая в выпускной квалификационной работе, нашла свое подтверждение.
Заключение
Проблемой данного исследования являлось рассмотрение конфликтности как фактора агрессивности подростка.
В проанализированных источниках отмечается, что изучение и профилактику негативных эмоций и проявления агрессии в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтности в подростковой среде. Контрастность детства и зрелости, между которыми находится подросток, усложняет ему усвоение социальных ролей и порождает немало внешних и внутренних конфликтов.
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
Во многих современных семьях имеет место отрицательный микроклимат, который обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий со стороны подростков. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе.
Агрессивность и негативизм
как основа нарушений поведения
являются полимодальным образованием
в личности, детерминированным
Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка.
Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий, таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом среде.
Для сравнительного исследования конфликтности как фактора агрессивности были сформированы 2 группы детей: группа А, которую составляет 21 подросток из общеобразовательной школы, живущих в семье; и группа Б - 18 подростков, находящихся в социальном приюте.
Мы провели эмпирическое исследование с целью выявить особенности конфликтности как фактора агрессивности подростков. В результате этого исследования выяснилось, что высокий уровень агрессии больше характерен для подростков из социального приюта (группа Б). Большинство наших испытуемых группы Б имеют склонность к конфликтному поведению. Для них в большей степени характерно соперничество как преобладающий тип поведения в конфликтной ситуации. Подростки, живущие в семье, прибегают чаще к сотрудничеству и компромиссу для разрешения сложившейся конфликтной ситуации.
Таким образом, проведенное исследование показало, что у подростков из социального приюта наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе в школе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с подростковой агрессией. В соответствии с этими знаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс должен быть связан с работой педагога - психолога, который может организовать и проводить коррекционные тренинги с учащимися. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.
Для проверки достоверности полученных результатов
мы использовали математическую статистику
(критерий Фишера и корреляционный анализ
Спирмена). Полученные данные подтвердили
выдвинутую в работе гипотезу о том, что
для конфликтных подростков характерен высокий
уровень агрессивности и тип поведения
в конфликтной ситуации влияет на агрессивность
подростков.
Глоссарий
№ П/п |
Новое понятие |
Определение понятия |
1 |
2 |
3 |
1 |
Агрессивность |
свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное |
[от лат. aggressio — нападать]
— стабильная, устойчивая характеристика,
свойство, отражающее осознаваемую
или неосознаваемую | ||
2 |
Агрессия |
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт |
3 |
Возраст |
конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими) |
4 |
Конфликт |
(от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии |
5 |
Конфликтное поведение |
действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противостоящей стороны, ее намерений или интересов |
6 |
Конфликтология |
специальная научная дисциплина, предназначенная для изучения различного рода конфликтов, возникающих в обществе и отдельных его структурах (группах, организациях), между индивидами. Ведущими представителями современной конфликтологии являются Дж. Бертон, Л. Крисберг, К. Митчелл и ряд других ученых |
7 |
Конфликтоустойчивость |
специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия |
8 |
Конфликтность |
вспыльчивость, раздражительность, высокая готовность вступить в конфликт, агрессивно-оборонительный стиль поведения |
9 |
Конфликтность личности |
интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты |
10 |
Левин (Lewin) Курт - (1890-1947) |
немецко-американский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Левиным была создана концепция «топологической психологии». В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний |
11 |
Негативная агрессивность |
сочетание нетерпимости к мнению других и мстительности |
12 |
Подросток |
несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов |
13 |
Подростковый период |
его возрастные границы все специалисты очерчивают по-разному. Если делать акцент на физическом развитии организма (пубертатный период) и на появлении психологических новообразований, то границы подросткового периода лучше устанавливать между 10-11 и 15-16 годами |
14 |
Позитивная агрессивность |
сочетание напористости и неуступчивости. |
15 |
Фактор |
(от лат. factor - делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты |
Информация о работе Конфликтность как фактор агрессивности подростков