Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 08:41, доклад
Для дітей - дошкільників, які страждають різними мовними розладами, ігрова діяльність зберігає своє значення і роль як необхідна умова всебічного розвитку їх особистості та інтелекту. Проте недоліки звуковимови, обмеженість словникового запасу, порушення граматичної будови мови, а також зміни темпу мовлення, її плавності - все це впливає на ігрову діяльність дітей, породжує певні особливості поведінки в грі.
2. Игра «Угадай, чьи это
хвосты». На одной картинке даны
изображения животных без
Игры для уточнения формы дательного падежа:
1. Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
3. Игра «Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».
Игры для уточнения формы винительного падежа:
1. Игра «Кто самый
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
Игры для уточнения формы творительного падежа:
1. Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).
2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
3. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Игра для уточнения формы предложного падежа:
Игра «Помоги животным
найти свой домик». Предлагают
две группы картинок: на одних
изображены животные, на других
– их жилища. Логопед предлагает
детям помочь животным найти
свой домик, вспомнить, кто где
живет. Отвечая на вопрос, дети
кладут изображения животного
рядом с изображением его
Игры для формирования умения
употреблять уменьшительно-ласкательные
и пренебрежительно-
1. Игра «Большой маленький».
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
2. Игра в употреблении
уменьшительно-ласкательных и
Мальчик-с-пальчик
Иванушка
рубашечка
сапожки
кармашек
ремешок
топорик
сабелька
ножка
ручка
глазик
усики
голосок
носик
силушка
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос
воду возит – водовоз.
Игра «Назови сколько».
Картинки перевернуты, ребенок их не видит.
Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.
- Это … (ребенок наугад называет любой предмет).
Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. – Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки …продолжай.
Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.
Ребенок: Новая карточка.
Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.
Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек. [22, c. 21-22]
3.4. Итоги опытно-
Контрольный эксперимент проводился той же методике «Исследование способности словообразования» [Алексеева М.М., Лямина В.И.], что и констатирующий.
Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента.
Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты (протоколы представлены в приложении №1 и приложении №2). Эти результаты представлены в таблицах 21, 22.
Таблица 21
Результаты развития словообразования в контрольной группе
на этапе контрольного эксперимента.
Имя Ф.
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание №5
Задание №6
Катя С.
14
5
5
5
5
10
Костя Е.
15
4
4
5
5
10
Наташа С.
13
4
5
4
5
9
Оля К.
15
5
5
5
5
10
Паша П.
12
5
4
5
4
8
Вика С.
13
4
5
3
3
8
Аня А.
14
5
4
3
4
10
Денис П.
15
4
5
4
5
10
Лена М.
12
4
4
5
5
10
Света С.
12
4
5
5
5
10
Таблица 22
Результаты развития словообразования в экспериментальной группе
на этапе контрольного эксперимента.
Имя Ф.
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание №5
Задание №6
Даша М.
12
5
5
5
5
9
Женя К.
12
4
4
3
3
8
Алеша С.
13
4
4
3
3
8
Оля Щ.
13
4
4
5
5
10
Наташа Л.
10
3
2
1
2
7
Володя Л.
10
3
2
1
2
7
Маша П.
14
5
5
5
5
10
Рома Г.
11
3
3
2
3
8
Таня К.
12
4
4
3
3
8
Антон С.
9
4
4
2
3
8
При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 23 и таблица 24 соответственно). Для наглядности, данные результатов проверки умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента, представлены в виде диаграмм (рис. 13 и рис. 14 соответственно).
Таблица 23 Результаты задания №1 в контрольной группе.
Уровень развития
Количество человек
%
Очень высокий
7
70%
Высокий
3
30%
Средний
-
-
Низкий
-
-
Всего
10
100%
Рис. 13
Из таблицы 23 следует, что в контрольной группе к моменту контрольного эксперимента детей, имеющих очень высокий уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, стало немного больше, однако разделение достаточно условно, т.к. дети набрали от 12 до 15 баллов (порог – 13б).
Таблица 24 Результаты задания №1 в экспериментальной группе.
Уровень развития
Количество человек
%
Очень высокий
4
40%
Высокий
6
60%
Средний
-
-
Низкий
-
-
Всего
10
100%
Рис. 14
Из таблицы 24 следует, что большинство детей в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий (60%) и очень высокий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 25 и таблица 26 соответственно). Для наглядности, данные результатов проверки умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента, представлены в виде диаграмм (рис. 15 и рис. 16 соответственно).
Таблица 25 Результаты задания №2 в контрольной группе.
Уровень развития
Количество человек
%
Очень высокий
4
40%
Высокий
6
60%
Средний
-
-
Низкий
-
-
Всего
10
100%
Рис. 15
Из таблицы 25 следует, что в контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (30%) умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Таблица 26 Результаты задания №2 в экспериментальной группе.
Уровень развития
Количество человек
%
Очень высокий
2
20%
Высокий
5
50%
Средний
3
30%
Низкий
-
-
Всего
10
100%
Рис. 16
Данные таблицы 26 свидетельствуют о том, что на момент контрольного эксперимента основная часть детей (50%) в экспериментальной группе имеют высокий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 30% - имеют средний уровень, 20% - имеют очень высокий уровень.
Количественное выражение результатов тестового задания №3 «Встреча гостей» в контрольной и экспериментальной группе представлено в таблице 27 и 28 соответственно. Для наглядности, данные результатов проверки умения употреблять в речи наименования предметов посуды в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграмм (рис. 17 и рис. 18 соответственно).
Информация о работе Корекційно-виховну роботу з дітьми із ЗНМ другого рівня