Корекційно-виховну роботу з дітьми із ЗНМ другого рівня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 08:41, доклад

Описание работы

Для дітей - дошкільників, які страждають різними мовними розладами, ігрова діяльність зберігає своє значення і роль як необхідна умова всебічного розвитку їх особистості та інтелекту. Проте недоліки звуковимови, обмеженість словникового запасу, порушення граматичної будови мови, а також зміни темпу мовлення, її плавності - все це впливає на ігрову діяльність дітей, породжує певні особливості поведінки в грі.

Файлы: 1 файл

Ігрова діяльність.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Игра «Угадай, чьи это  хвосты». На одной картинке даны  изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение  хвоста и спрашивает, кому принадлежит  этот хвост. Аналогичным образом  проводится игра «Чей клюв?». [Приложение  №4].

 

Игры для уточнения формы дательного падежа:

 

1. Игра «Кому нужны эти  вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель  без указки, маляр без кисти, парикмахер  без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец  без весов и т.д., а также  изображения предметов. Дети рассматривают  картинки и называют, кому что  нужно (указка нужна учителю, удочка  нужна рыболову и т.д.).

 

2. Ответы на вопросы  по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке  ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

 

3. Игра «Гости». На картинке  изображен стол, на котором тарелки  с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед  объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил  угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы  думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

 

Игры для уточнения формы винительного падежа:

 

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они  видят: «Я вижу стол, стул, окно»  и т.д.

 

2. Ответы на вопросы, требующие  постановки существительного в  винительном падеже:

 

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

 

б) Что ты любишь?

 

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

 

Игры для уточнения формы творительного падежа:

 

1. Ответы на вопрос «кто  чем работает?» по картинкам (парикмахер  – ножницами, маляр – кистью  и т.д.).

 

2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить  пилой, причесываться расческой, шить  иглой, резать ножом.

 

3. Назвать пары предметов  по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с  цветами.

 

Игра для уточнения формы предложного падежа:

 

 Игра «Помоги животным  найти свой домик». Предлагают  две группы картинок: на одних  изображены животные, на других  – их жилища. Логопед предлагает  детям помочь животным найти  свой домик, вспомнить, кто где  живет. Отвечая на вопрос, дети  кладут изображения животного  рядом с изображением его жилища [27].

 

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

 

1. Игра «Большой маленький».

 

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

 

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

 

Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

 

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

 

Это? – показывает на маленький кружок.

 

Ответ ребенка: кружок.

 

А это? – показывает логопед на большой круг.

 

 Ответ ребенка: круг.

 

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

 

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

 

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

 

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

 

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

 

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

 

Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

 

елочка, шарик, мячик.

 

2. Игра в употреблении  уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных  суффиксов соревнование двух  команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

 

Мальчик-с-пальчик                     Иван-богатырь

 

      Иванушка                                        Иван

 

      рубашечка                                       рубашища

 

      сапожки                                           сапожища

 

      кармашек                                         карманище

 

      ремешок                                          ремнище

 

      топорик                                           топорище

 

      сабелька                                          саблища

 

      ножка                                              ножища

 

      ручка                                                         ручища

 

      глазик                                              глазище

 

      усики                                                        усищи

 

      голосок                                           голосище

 

      носик                                                        носище

 

      силушка                                           силища.

 

Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

 

листья падают – листопад          сам ходит – самоход

 

снег падает – снегопад                мед носит – медонос

 

вода падает – водопад                звонит попусту – пустозвон

 

звезды падают – звездопад                  сено косит – сенокос

 

разводит сады – садовод            везде ходит – вездеход

 

разводит лева – лесовод             база для нефти – нефтебаза

 

перевозит лес – лесовоз              ходит на атомной энергии – атомоход

 

сам летит – самолет                    пыль сосет – пылесос

 

воду возит – водовоз.

 

 

Игра «Назови сколько».

 

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

 

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

 

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

 

- Это … (ребенок наугад  называет любой предмет).

 

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

 

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

 

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

 

- Перед тобой 4 карточки, но  у меня еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку  карточку с изображением двух  кружков. – Что на карточке?

 

Ответ ребенка: Кружки.

 

Логопед: сколько кружков?

 

Ответ ребенка: Два.

 

Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

 

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

 

Образец: два мяча, две елочки …продолжай.

 

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

 

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

 

Ребенок: Новая карточка.

 

Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

 

Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

 

Образец: 5 мячей, 5 елочек. [22, c. 21-22]

 

3.4. Итоги опытно-экспериментальной  работы по использованию дидактических  игр для развития словообразования  детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Контрольный эксперимент проводился той же методике «Исследование способности словообразования» [Алексеева М.М., Лямина В.И.], что и констатирующий.

 

Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента.

 

Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты (протоколы представлены в приложении №1 и приложении №2). Эти результаты представлены в таблицах 21, 22.

 

Таблица 21

 

Результаты развития словообразования в контрольной группе

 

на этапе контрольного эксперимента.

 

Имя Ф.

 

Задание №1

 

Задание №2

 

Задание №3

 

Задание №4

 

Задание №5

 

Задание №6

 

Катя С.

 

14

 

5

 

5

 

5

 

5

 

10

 

Костя Е.

 

15

 

4

 

4

 

5

 

5

 

10

 

Наташа С.

 

13

 

4

 

5

 

4

 

5

 

9

 

Оля К.

 

15

 

5

 

5

 

5

 

5

 

10

 

Паша П.

 

12

 

5

 

4

 

5

 

4

 

8

 

Вика С.

 

13

 

4

 

5

 

3

 

3

 

8

 

Аня А.

 

14

 

5

 

4

 

3

 

4

 

10

 

Денис П.

 

15

 

4

 

5

 

4

 

5

 

10

 

Лена М.

 

12

 

4

 

4

 

5

 

5

 

10

 

Света С.

 

12

 

4

 

5

 

5

 

5

 

10

 

 

 

Таблица 22

 

Результаты развития словообразования в экспериментальной группе

 

на этапе контрольного эксперимента.

 

Имя Ф.

 

Задание №1

 

Задание №2

 

Задание №3

 

Задание №4

 

Задание №5

 

Задание №6

 

Даша М.

 

12

 

5

 

5

 

5

 

5

 

9

 

Женя К.

 

12

 

4

 

4

 

3

 

3

 

8

 

Алеша С.

 

13

 

4

 

4

 

3

 

3

 

8

 

Оля Щ.

 

13

 

4

 

4

 

5

 

5

 

10

 

Наташа Л.

 

10

 

3

 

2

 

1

 

2

 

7

 

Володя Л.

 

10

 

3

 

2

 

1

 

2

 

7

 

Маша П.

 

14

 

5

 

5

 

5

 

5

 

10

 

Рома Г.

 

11

 

3

 

3

 

2

 

3

 

8

 

Таня К.

 

12

 

4

 

4

 

3

 

3

 

8

 

Антон С.

 

9

 

4

 

4

 

2

 

3

 

8

 

 

При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 23 и таблица 24 соответственно). Для наглядности, данные результатов проверки умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента, представлены в виде диаграмм (рис. 13 и рис. 14 соответственно).

Таблица 23 Результаты задания №1 в контрольной группе. 

 

 

Уровень развития 

Количество человек 

%

 

Очень высокий 

70%

 

Высокий 

30%

 

Средний 

-

 

Низкий 

-

 

Всего 

10 

100% 

Рис. 13

 

 

 

Из таблицы 23 следует, что в контрольной группе к моменту контрольного эксперимента детей, имеющих очень высокий уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, стало немного больше, однако разделение достаточно условно, т.к. дети набрали от 12 до 15 баллов (порог – 13б).

 

Таблица 24 Результаты задания №1 в экспериментальной группе. 

 

 

Уровень развития 

Количество человек 

%

 

Очень высокий 

40%

 

Высокий 

60%

 

Средний 

-

 

Низкий 

-

 

Всего 

10 

100% 

Рис. 14

 

 

 

Из таблицы 24 следует, что большинство детей в экспериментальной  группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий (60%) и очень высокий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.

 

При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 25 и таблица 26 соответственно). Для наглядности, данные результатов проверки умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента, представлены в виде диаграмм (рис. 15 и рис. 16 соответственно).

 

Таблица 25 Результаты задания №2 в контрольной группе. 

 

 

Уровень развития 

Количество человек 

%

 

Очень высокий 

40%

 

Высокий 

60%

 

Средний 

-

 

Низкий 

-

 

Всего 

10 

100% 

Рис. 15

 

 

 

Из таблицы 25 следует, что в контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (30%) умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

Таблица 26 Результаты задания №2 в экспериментальной группе. 

 

 

Уровень развития 

Количество человек 

%

 

Очень высокий 

20%

 

Высокий 

50%

 

Средний 

30%

 

Низкий 

-

 

Всего 

10 

100% 

Рис. 16

 

 

 

Данные таблицы 26 свидетельствуют о том, что на момент контрольного эксперимента основная часть детей (50%) в экспериментальной группе имеют высокий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 30% - имеют средний уровень, 20% - имеют очень высокий уровень.

 

Количественное выражение результатов тестового задания №3 «Встреча гостей» в контрольной и экспериментальной группе представлено в таблице 27 и 28 соответственно. Для наглядности, данные результатов  проверки умения употреблять в речи наименования предметов посуды в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграмм (рис. 17 и рис. 18 соответственно).

Информация о работе Корекційно-виховну роботу з дітьми із ЗНМ другого рівня