Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:01, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
Некоторые дети панически бояться
сделать ошибку, когда готовят уроки. Это
происходит в тех случаях, когда родители
педантично их проверяют и при этом очень
драматично относятся к ошибкам. Даже
если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание
всё равно присутствует.
В ряде случаев страх перед школой вызван
конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений
физической агрессии с их стороны. Чаще
всего подобные страхи с возрастом меняют
свой характер, они вызывают у ребёнка
чувство бессилия, неспособность справиться
со своими чувствами, контролировать их.
Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова:
По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
По степени реальности - реальные и воображаемые.
По степени интенсивности - острые и хронические.
Несмотря на то, что страх - это
интенсивно выражаемая эмоция, следует
различать его обычный, естественный,
или возрастной характер, и патологический
уровни. Обычно страх кратковременен,
обратим, исчезает с возрастом, не
затрагивает глубоко ценностные ориентации
человека, существенно не влияет на его
характер, поведение и взаимоотношения
с окружающими людьми. Некоторые формы
страха имеют защитное значение, так как
позволяют избежать соприкосновения с
объектом страха.
На патологический страх указывают его
крайне драматические выражения (ужас,
эмоциональный шок, потрясение) или затяжное,
навязчивое, труднообратимое течение,
непроизвольность, то есть полное отсутствие
контроля со стороны сознания, как и не
благоприятное воздействие на характер,
межличностные отношения и приспособление
человека к социальной действительности.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства.
Таким образом, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом. Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
1.2. Причины возникновения
и особенности проявления страхов у детей
дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении ребенка, они информируют нас взрослых, о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. От простых базовых чувств возникающих у ребенка в младенчестве по мере его роста и развития к дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится разнообразнее и богаче, он переходит к более сложной гамме чувств, радуется, сердится, восторгается и удивляется, ревнует, грустит. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребенок
овладевает умением сдерживать
бурные и резкие выражения
чувств. Пятилетний ребенок, в отличие
от двухлетнего, уже может показать
не показать страх или слезы. Он научается
не только в значительной степени управлять
выражением своих чувств, облекать их
в культурно принятую форму, но и осознанно
пользоваться ими, информируя окружающих
о своих переживаниях, воздействуя на
них.
Несмотря на это, эмоции, которые испытывают
дошкольники, легко прочитываются у них
на лице, в их поведении. Для практического
психолога поведение ребенка, выражение
им чувств – важный показатель в понимании
внутреннего мира маленького человека,
свидетельствующий о его психическом
состоянии, благополучии, возможных перспективах
развития. Информацию о степени благополучия
ребенка дает психологу эмоциональный
фон, который может быть положительным
или отрицательным. Отрицательный фон
характеризуется подавленностью, плохим
настроением, растерянностью. Одной из
причин такого эмоционального состояния
ребенка может быть проявление повышенного
уровня тревожности.
Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются физиологические и индивидуальные особенности детей, взаимоотношения со сверстниками и родителями, влияние социальной среды. Т.Д. Марцинковская, кроме выше перечисленных, выделяет в качестве причины побуждающей возникновение тревожности сложности, возникающие в период прохождения кризиса трех лет.
В процессе развития личности каждого ребенка существуют стабильные и критические периоды – кризисы, во время которых в плавном процессе становления психики детей, происходит резкий скачек, приводящий на новый уровень своего развития. В любом кризисе выделяются две фазы: негативная и позитивная. В процессе кризиса трех лет ребенок начинает ощущать себя индивидуальностью, осознает, что уже может многое может сделать самостоятельно. Всем своим поведением ребенок утверждает: «Я сам хочу сделать то или иное действие, пусть, даже если это плохо получается». В этот период у ребенка может сформироваться либо чувство самостоятельности, автономности от взрослого, либо, при неблагоприятных условиях, чувство зависимости от него. В случаях, когда взрослый не поддерживает попытки самостоятельности, у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, тревожности, т.е. происходит фиксация на негативном этапе кризиса. Поэтому в данный период гиперопека, авторитарность, непосильные требования и резкая критика со стороны взрослого не только препятствует нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, тревожность становятся устойчивыми свойствами личности ребенка.
При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии В.С.Мерлина) в качестве основных факторов возникновения тревожности признаются природные предпосылки – свойства нервной систем и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов (Н.Н.Данилова, 1992; В.С.Мерлин, 1986). Так дети, по своей природе имеющие меланхолический или холерический тип темперамента чаще других могут иметь высокий уровень тревожности. Т.Д Марцинковская в качестве причин тревожности обусловленных психодинамическими свойствами называет индивидуальные особенности детей и их личностные качества. Так дети, имеющие повышенную чувствительность (сензитивность) очень остро реагируют на происходящие вокруг них события, он чувствителен не только к обидам, нанесенным ему, Но и проявляет не меньшую чувствительность по отношению к окружающим его людям.
Исследуя влияние природных
предпосылок на возникновение
тревожности (Мусина И.А., 1994; Рейковский
Я., 1979, Спилбергер Ч.Д. и другие) считают, что состояние тревоги
продуцируют влияние двух факторов: безусловных,
таких как вегетативное, или « психовегетативное»,
реагирование и так же обусловленных какими
либо факторами в жизни человека.
Так Е.Савина на первое место среди причин
вызывающих детскую тревожность ставит
неправильное воспитание и неблагоприятные
отношения ребенка с родителями, особенно
с матерью. Так отвержение, непринятие
матерью ребенка вызывает у него тревогу
из-за невозможности удовлетворения потребности
в ласке, в любви и защите. В этом случае
у ребенка возникает страх: ребенок ощущает
условность материнской любви, ребенок
думает, что если он что-то сделает плохо,
его не будут любить.
Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная защита, мелочный контроль, большое количество ограниченных запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.
Не менее губительное влияние оказывает чрезмерная похвала, если одобрять ребенка во всем без разбора, не указывая на сделанные им ошибки, то у ребенка сформируется неадекватная самооценка, уже в дошкольном возрасте завышенная самооценка может сопровождаться страхом несоответствать ей, не получать привычной похвалы, когда задание выполнено не слишком хорошо. Привыкнув к постоянной похвале, ребенку будет трудно существовать без нее.
Воспитание по типу гиперопека, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают
и в результате фиксации в эмоциональной
памяти сильных испугов при встрече со
всем, что олицетворяет опасность или
представляет непосредственную угрозу
для жизни, включая нападение, несчастный
случай, операцию или тяжелую болезнь.
Причиной тревожности у детей может быть
конфликтная атмосфера в семье (если супруги
ссорятся между собой), и неудовлетворенность
взрослых в семье своим уровнем дохода,
работой, образом жизни.
Почти у всех детей вызывает резкое повышение
тревожности развод родителей. Особенно
травматично протекает этот период для
тревожного ребенка, если взрослые не
могут договориться между собой, и непоследовательны
в своем поведении. Например, если папа
обещает завтра пойти с дочерью в парк,
но потом пропадает на неделю, решая свои
проблемы, или если мама, когда подходит
время встречи с папой, начинает убеждать
девочку, что ей нужно сегодня подготовиться
к занятиям или сделать еще что-нибудь
полезное (вместо полноценного досуга
с отцом).
Неминуемо тревожность (и другие проблемные черты) возникнет у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю, мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если ребенок ведет себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу), а бабушка игнорирует полученные ребенком запреты вовсе и отпускает его куда угодно, когда родители отсутствуют. Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные. Если ребенок попадает в такие ситуации систематически, то он, либо становится тревожным (не понимает, какую реакцию семьи на свой поступок встретит на этот раз), либо начинает манипулировать взрослыми, учитывая их слабости и отношения между собой.
Если в силу тех или иных причин в семье обстановка сложится так, что за короткий промежуток в жизни ребенка происходит много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки няней, выход мамы на работу и начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.
К пяти-шести годам дети благодаря играм, начинают осознавать, что существует определенная социальная система отношений. Появление собственных мотивов, целей, стремлений имеет для него большое значение, помогает формированию его самосознание, развитию интеллекта, созданию более полного и правильного образа мира и своего места в нем. Однако именно эти качества могут стать и причиной тревоги личности дошкольника. Если семейное воспитание складывается из одних запретов, то у одних детей (например, с выраженной экстрпунитивностью) это принимает форму постоянной агрессии и желание противоречить взрослому, у других форму постоянной тревоги, вызванной сознанием своей вины. Когда в сознании ребенка сосуществуют одновременно два мотива (например, желание сделать по своему и желание получить похвалу взрослого), постоянное одергивание со стороны взрослого не дает возможности ребенку реализовать оба этих мотива, что приводит к возникновению тревоги и неуверенности у большинства детей независимо от их индивидуальности.
Одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное отношение к себе, наличие точных знаний о себе. В этом случае самооценка совпадает с оценкой окружающих. Родителям надо помнить, что постоянные замечания, одергивания, недооценка его стараний, могут вызвать у детей неуверенность в себе, повышенную тревожность, чувство вины, что в общей массе может привести уже в дошкольном возрасте к комплексу неполноценности.
Информация о работе Коррекция детских страхов у дошкольников