Коррекция детских страхов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

Файлы: 1 файл

Наташа Психологическая помощь дошкольникам в преодолении страхов.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

По методике «Рисунок семьи», нами были получены такие результаты: у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: в средней группе 2 малыша изображали так членов семьи, а в подготовительной 4 ребёнка.

Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках ребёнка преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

При проведении математического анализа с помощью метода К. Пирсона, коэффициент корреляции составил 0,81 оценка значимости 26,2, что указывает на очень высокую достоверность выдвинутой гипотезы.

Мы выделили из каждой группы детей по 5 человек для индивидуальной работы посредством арт-терапии, сказкотерапии, групповых занятий, снятия мышечного напряжения.

 

    1. Программа коррекции детских страхов

Созданная нами программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи.

Игровая терапия.

Это психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности ребенка. Игротерапия также является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства.

Упражнение «Игра с темнотой»

Цель игры: коррекция страхов, тревожности.

Процедура игры. Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми.

Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!» Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было!

Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т.п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Психолог через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интереснее: он может говорить на разные голоса или взять в партнеры мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.

Упражнение «Превращаемся в страшных»

Цель игры: Актуализация образов страха, игровая диагностика. Первичное отреагирование.

Материал. Как можно большее количество различных масок.

Процедура игры. Ведущий спрашивает: «Кто может быть страшным? Какой он может быть?». Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все вместе изображают всех страшных, которых они придумали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в...». Упражнение должно проходить в активной двигательной форме, психолог юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.

Упражнение «Прогулка в слепую»

Цель игры: снятие страхов.

Процедура игры: Дети называют первую и последнюю букву заданного слова, то, чего или кого они боятся. Другие дети отгадывают.

Упражнение «Отгадай кого я боюсь»

Цель игры: снятие страхов. 

Процедура игры. Один ребёнок закрывает глаза, а другой служит проводником (говорил куда идти: направо, налево и т.д.). Преградами, которые преодолевает ребенок, являются стулья, расставленные в классе. 

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.

Арт - терапия

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения.

Упражнение «Расправься с нарисованным страхом»

Цель игры: снятие страхов.

Материал: листы бумаги, разнообразный изобразительный материал. 

Процедура игры. Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».  После того как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок. Затем взрослый предлагает смять, скомкать, разорвать лист с нарисованным страхом, отмечая, что так можно избавиться от своего страха.

Упражнение «Мне не страшно»

Цель игры: снятие страхов.

Материал: листы бумаги, разнообразный изобразительный материал.

Процедура игры. Ребёнок должен нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она – мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким.

Сазкотерапия

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки.

Упражнение «Сказка про страх»

Цель игры: снятие страхов. 

Процедура игры. Из группы детей выбирается ребенок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребенка), другие дети – «зрители». Ребенок рассказывает свою историю. Затем ее продолжает психолог, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребенком. Затем предлагается продолжить историю ребенком, потом – опять ведущим и т. п. 

Упражнение можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Психолог произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая ведущего, третий – третье и т. п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ по то, как Маша пошла в школу.

 

 

 

 

 

Заключение

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную  роль в жизни ребёнка, с одной  стороны, он может уберечь от  необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и  устойчивые страхи препятствуют  развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают  развитие ребенка и появление  различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов  состоит, прежде всего, в воспитании  таких качеств, как оптимизм, уверенность  в себе, самостоятельность. Ребенок  должен знать то, что ему положено  знать по возрасту, о реальных  опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекция страхов осуществляется  посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых  занятий, улучшения детско-родительских отношений.

5. Рисование используют  в коррекционных целях. Рисуя, ребенок  дает выход своим чувствам  и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения  в различных ситуациях и безболезненно  соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

6. Важность активной коррекционной  работы с детскими страхами  обусловлена тем, что сам по  себе страх способен оказывать  патогенное влияние на развитие  различных сфер личности ребёнка.

 

 

Литература

1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.

2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные  пробы как средство диагностики  развития личности ребёнка / Под  ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1987.

3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

4. Бреслав Г.М. Эмоциональные  особенности формирования личности  в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.

5. Варга А.Я. Системная  семейная психотерапия. Краткий  лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.

6. Варга А.Я. Психологическая  коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.

7. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.

8. Венгер А.Л. Психологическое  консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.

9. Волков Б.С., Волкова  Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.

10. Вологодина Н.Г. Детские  страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.

11. Выготский Л.С. Детская  психология // Собр. Соч. – М., 1982. –  т.4 – 336 с.

12. Гозман Л.Я., Алёшина  Ю.Е., Социально-психологические исследования  семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. – 1991. - №4 - с.84-92.

13. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.: ил.

14. Гульянц Э.К., Гриднёва  С.В., Тащеева А.И. Психологическая  коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы – 1994. – 114 с.

Информация о работе Коррекция детских страхов у дошкольников