Коррекция детских страхов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

Файлы: 1 файл

Наташа Психологическая помощь дошкольникам в преодолении страхов.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

15. Данилина Т.А., Зедгенидзе  В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских  эмоций: пособие для практических  работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

16. Диагностика и коррекция  психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.

17. Жигарькова О. Время  тревожных детей // Психологическая  газета.- 2001.- №11.- с.6-7.

18. Захаров А.И. Дневные  и ночные страхи у детей. –  СПб.: Речь, 2005. – 320с.

19. Зверева О.Л., Ганичева  А.Н. Семейная педагогика и домашнее  воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308с.

20. Зинкевич-Евстигнеева  Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. – 116с.

21. Капранова С. Путешествие  с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 1997. – 66с.

22. Котова Е. О профилактике  детской тревожности // Ребёнок в  детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.

23. Коренева Е.Н. Детские  капризы.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.

24. Крюкова С.В., Слободяник  Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь  и радуюсь. Программы эмоционального  развития детей дошкольного и  младшего школьного возраста: практическое  пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.

25. Лебедева Л. Силуэт человека // Школьный психолог.- 2002.-№47.- с.8-9.

26. Леви В.Л. Приручение  страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.

27. Лешли Дж. Работать с  маленькими детьми, поощрять их  развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя  детского сада.- М.: Просвещение, 1991.- 223с.

28. Лешкова Т. Коробка со  страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.-с.30-32.

29. Ле Шан Э. Когда ваш  ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.

30. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений.- М.: АПО, 1995.

31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная  работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.

32. Лэндрет Г. Л. Игровая  терапия: искусство отношений. М., 1994.

33. Никифорова Л.А. Вкус  и запах радости: цикл занятий  по развитию эмоциональной сферы.- М.: Книголюб, 2005.- 48с.

34. Панфилова М.А. Страхи  в домиках. Диагностика страхов  у детей и подростков // Школьный  психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.

35. Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.

36. Райнпрехт Х. Воспитание  без огорчений // Дошкольное воспитание.- 2001.- №4.- с.90-91.

37. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.

38. Романов А. Расстройство  поведения и эмоций у детей  в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.

39. Романова Е.С., Потёмкина  О.Ф. Графические методы в психологической  диагностике.- М.: Дидакт, 1998.- 94с.

40. Руководство по использованию  восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2001.- 63с.

41. Семиотика страха. Сборник  статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.

42. Снегирёва Т. Детские  рисунки глазами психолога // Обруч.- 1996.- №5.- с.5-6.

43. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.

44. Степанова Е. Поиграем  в «забавные страхи и смешные  ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.

45. Степанова В.А. Проявление  эмоциональности детей дошкольного  возраста в рисунке // Психолог  в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.

46. Ферс Г.М. Тайный мир  рисунка: Исцеление через искусство. – СПб.: Европейский дом, 2000. – 288с.

47. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие  ребёнка и его отношений с  окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.

48. Фридман Л.М. Психология  детей и подростков: справочник  для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.

49. Фридстад М., Арнольд  Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым  характером.- СПб.: Питер, 2004.- 272с.

50. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.

51. Шапиро А.З. Психолого  – гуманистические проблемы позитивно-негативных  внутрисемейных отношений // Вопросы  психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.

52. Шванцара Л.Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития.- Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1980.

53. Широкова Г.А. Справочник  дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.

54. Шишова Т. Страхи –  это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

55. Яковлева Н.Г. Психологическая  помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии  СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.

 

Приложение методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой

Цель:  выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.  

Примечание.  Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием).

 Процедура  проведения. Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».  

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.  

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.  

Обработка результатов. Экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15. 

Инструкция для ребенка:  «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».  

Ты боишься:  

1. когда остаешься один;  

2. нападения; 

3. заболеть, заразиться; 

4. умереть; 

5. того, что умрут твои  родители; 

6. каких-то детей; 

7. каких-то людей; 

8. мамы или папы; 

9. того, что они тебя  накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку  добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы —  вся группа этих страхов обозначена  как страхи сказочных персонажей); 

11. перед тем как заснуть;  

12. страшных снов (каких  именно); 

13. темноты; 

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 

17. когда очень высоко (страх высоты); 

18. когда очень глубоко (страх глубины); 

19. в тесной маленькой  комнате, помещении, туалете, переполненном  автобусе, метро (страх замкнутого  пространства); 

20. воды; 

21. огня; 

22. пожара; 

23. войны; 

24. больших улиц, площадей;  

25. врачей (кроме зубных); 

26. крови (когда идет кровь);  

27. уколов; 

28. боли (когда больно); 

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при  этом); 

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников); 

31. опоздать в сад (школу);   

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: 

  • медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни; 
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; 
  • страх смерти (своей); 
  • боязнь животных; 
  • страхи сказочных персонажей;  
  • страх темноты и кошмарных снов;  
  • социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества; 
  • пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств;

 

  Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель невротического состояния.  

 

 

 

Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста:

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7

9

12


 

 Из таблицы видно, что к старшему дошкольному возрасту количество страхов увеличивается.  Самостоятельно полученные данные можно сравнивать со средними значениями, приведенными в таблице. Так, если у 5-летней девочки количество страхов — 13, а в таблице — 11, то это означает, что у ребенка страхов больше, чем у сверстников.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка. 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение проективная методика изучения страха А. И. Захарова «Мои страхи»

Цель: выявление количества и группы детских страхов 
Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы.

Ребенку задается вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…" 
Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить на несколько групп:

  1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)
  2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)
  3. Страх смерти (умереть)
  4. Животных и сказочных персонажей
  5. Кошмарных снов, темноты
  6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)
  7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

Инструкция: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"

  1. остаться один
  2. заболеть
  3. умереть
  4. каких-то детей
  5. воспитателей
  6. того, что они тебя накажут
  7. бабу-ягу, кощея, бармалея
  8. страшных снов
  9. темноты
  10. волка, медведя, пауков, змей
  11. машины, поездов, самолетов
  12. бури, грозы, наводнения
  13. высоты
  14. в маленькой темной комнате, туалете
  15. воды
  16. огня, пожара
  17. войны
  18. врачей, кроме зубных
  19. крови
  20. уколов
  21. боли
  22. резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Информация о работе Коррекция детских страхов у дошкольников