Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:01, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_______________________
Дата проведения____________________
№ |
Содержание |
Группа |
1 |
остаться один |
|
2 |
заболеть |
|
3 |
умереть |
|
4 |
каких-то детей |
|
5 |
воспитателей |
|
6 |
того, что они тебя накажут |
|
7 |
бабу-ягу, кощея, бармалея |
|
8 |
страшных снов |
|
9 |
темноты |
|
10 |
волка, медведя, пауков, змей |
|
11 |
машины, поездов, самолетов |
|
12 |
бури, грозы, наводнения |
|
13 |
высоты |
|
14 |
в маленькой темной комнате, туалете |
|
15 |
воды |
|
16 |
огня, пожара |
|
17 |
войны |
|
18 |
врачей, кроме зубных |
|
19 |
крови |
|
20 |
уколов |
|
21 |
боли |
|
22 |
резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет). |
Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка.
Процедура проведения. Нарисуйте силуэт
человека в полный рост.
Разместите в этом
силуэте различные эмоции, чувства и раскрасьте
их в соответствующие цвета.
Примечание. Рисунки должны быть абстрактными и не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы). На изображение каждой эмоции отводится 2–3 минуты.
Обработка результатов. Предметом размышлений для психолога
могут стать такие характеристики и признаки,
как гамма чувств, красок, общий колорит
рисунка, сравнительная насыщенность
в изображении позитивных и негативных
эмоций, а также степень преобладания
тех или других.
В этом же контексте важно оценить работу
с позиций трудоемкости. Насколько этот
процесс был энергичным? Много ли сил потрачено
художником на создание задуманного образа?
Полностью ли закрашен силуэт или остались
пустые места? Что можно сказать о степени
интеграции элементов изображения? Как
долго длилась работа над каждым из визуализированных
чувств, какие при этом возникали затруднения?
Безусловно, информативна поза человека,
а также место расположения каждого чувства
и сопряженных с ним эмоций, эмоционального
состояния.
Любовь (как, впрочем, и ненависть) необходимо разместить в голове, по мнению других — в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство или, напротив, оно вовсе отсутствует.
Страх и ужас нередко рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях и кулаках.
Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов указывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
В контексте интерпретации рисунка стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.
Цель: изучение межличностных отношений в семье.
Процедура проведения. Ребенку дается инструкция:
(PC) — “Нарисуй, пожалуйста, свою семью”.
Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). Во время рисования ребенка следует отмечать в протоколе:
□ последовательность рисования деталей;
□ паузы более 15 секунд;
□ стирание деталей;
□ спонтанные комментарии ребенка;
□ эмоциональные реакции и их связь с содержанием рисунка.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок молчит или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, звери и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (“Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?”, “Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?”, “Кого мама позовет идти с собой?” и т. п.).
После опроса можно (но необязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три — позитивные. Российский психолог Е. И. Рогов предлагает следующие шесть ситуаций:
□ Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
□ Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
□ Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
□ Ты имеешь... билетов (их количество на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
□ Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
□ Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Обработка результатов. Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:
1. Анализ структуры “Рисунка семьи”.
2. Интерпретация особенностей
графических презентаций
3. Анализ процесса рисования.
Анализ структуры “Рисунка семьи” и сравнение состава нарисованной и реальной семьи
Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: (1) вообще не изображены люди; (2) изображены только не связанные с семьей люди (такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко).
За такими реакциями чаще всего кроются: травматические переживания, связанные с семьей; чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); аутизм; чувство небезопасности, большой уровень тревожности. Кроме того, это может быть результатом плохого контакта психолога с ребенком.
Однако в практической работе чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, “забывая” нарисовать тех членов семьи, которые менее эмоционально привлекательны для них, с которыми сложились конфликтные отношения. Не изображая их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что, вероятно, обусловлено ситуацией конкуренции между сиблингами. Таким способом ребенок в символической ситуации “монополизирует” недостающую любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными: “Не нарисовал потому, что не осталось места”; “Он пошел гулять” и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные ответы: “Не хотел — он дерется”; “Не хочу, чтобы он с нами жил” и т. п.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить).
Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности с другими ее членами. Отсутствие своего изображения в рисунке более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только себя может указывать на различное психическое содержание, в зависимости от контекста других, характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это, наряду с несформированным чувством общности, указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же изображение себя характеризуется маленькой величиной, схематичностью, и при этом другими деталями рисунка и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутистических тенденций.
Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей — они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором, помимо членов семьи, нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и нарисованные в дополнение к членам семьи собачки, кошки и т. п.).
Изображение других, не связанных с семьей взрослых, помимо родителей (или вместо них), указывает на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях — на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи
Анализ особенностей нарисованных фигур. Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким его видит ребенок, об “Я-образе” ребенка, его половой идентификации и т. д.
При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:
□ количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
□ декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
□ количество использованных цветов для рисования фигуры.
Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате находит отражение в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот: негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, также на агрессивные побуждения относительно этого человека.
О восприятии других членов семьи и “Я-образа” рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.
Информация о работе Коррекция детских страхов у дошкольников