Коррекция детских страхов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

Файлы: 1 файл

Наташа Психологическая помощь дошкольникам в преодолении страхов.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Также нами предлагаются методики, основанные на использовании сказкотерапии с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей старшего дошкольного возраста. 

Как известно, «страшилки» различного содержания – один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов.  
 Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты. 
 Детям предлагают методику «Сказка про страх», где они придумывают и рассказывают различные истории, связанные со своим страхом. 
 Затем мы предлагаем проводить методику «Придумай завершение сказки». Детям предлагается завершить сказку по предложенному началу: «Жили-были мальчик и девочка, которые всего боялись. Однажды они попали в дремучий тёмный лес. И вдруг на их пути…» 

В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи – это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми. 

В целях профилактики, как уже было сказано выше, мы предлагаем проводить работу с родителями: индивидуальные беседы на темы: «Способы наказания ребёнка» и «Как помочь ребёнку преодолеть страхи». Было организовано собрание на тему «Страхи вашего ребёнка и как они возникают». 

Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания.  

Главная цель работы – обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку. 
В ходе беседы родителей знакомят с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предлагают компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.  

На родительском собрании родителей знакомят с результатами исследования страхов их детей. Озвучивают возможные причины возникновения страхов. Также даются рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать. 
 Таким образом, подобранный нами комплекс коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.

 
 

 

Выводы по первой главе.

Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Одним из эмоциональных состояний младших школьников является страх. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта. Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.Захарова.  

Известно, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на личностном развитии ребёнка, наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональное заторможение, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.  

В психолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В своей работе мы составили комплекс коррекционных и профилактических методик, направленный на решение изучаемой проблемы.  

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экспериментальное исследование психологической  помощи дошкольникам в преодолении страхов

 

 

    1. Методы исследования страхов детей дошкольного возраста

В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик:

Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Проективная методика «Мои страхи» А.И.Захарова. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений.

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру. Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость. Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» стремятся к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.

Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов указывает па состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверх сложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога. В контексте, интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.

Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой позволяет отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи.

В исследовании участвовали дошкольники средней и подготовительной групп из МБДОУ № 72 «Берегиня»  г. Ставрополя. Выборка составила всего 60 человек. Участвовало две группы детей по  человек, из которых 40 девочек и  20 мальчиков (как в средней, так и подготовительной группе).

 

    1.  Анализ и результаты исследования

Методика «Страхи в домиках» авторов А.И. Захарова и М.Панфиловой позволили выявить детские страхи в группах дошкольников.

У детей средней группы, наиболее выражены:

- страх одиночества у девочек в 100% случаев и у мальчиков в90%;

- страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков в 70%;

- страх умереть у девочек в 100% и у мальчиков в 30%;

- страх родителей у девочек в 60% и у мальчиков в 90%;

- страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%;

- страх войны у девочек в 70% и у мальчиков в 90%;

- страх темноты в 90% у девочек и 60% у мальчиков;

- страх перед животными для девочек в 90%, а для мальчиков 70% ответов;

- страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%;

- страх чудовищ в 40% характерен для девочек и в 60% для мальчиков.

Менее выражены, такие фобии как:

- страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков;

- страх глубины у 30% девочек;

- страх замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков;

- страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики;

- страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек; страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков;

- страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно;

- страх резких звуков у 30% дошкольников средней группы.

Для детей подготовительной группы характерны такие страхи, как:

- страх перед нападением у девочек в 70% ответов и у мальчиков в 90%;

- страх умереть испытывают девочки в 100% случаев и мальчики в 50%;

- страх смерти родителей у большинства 100% девочек и 60% мальчиков;

- страх перед папой и мамой у 90% детей; страх наказания у 70% девочек и у 100% мальчиков;

- страх чудовищ у 50% девочек и у 80% мальчиков;

- страх глубины у 90% девочек и 40% мальчиков;

- страх перед стихией у 80% девочек и у 60% мальчиков;

- страх высоты у 90% девочек и у 40% мальчиков;

- страх пожара у 100% девочек и 60% мальчиков;

- медицинский страх выражен в большей или меньшей степени у дошкольников(боязнь врачей и боли у 80%-100% девочек и у 50%-50% мальчиков; боязнь крови у 100% девочек и у 20% мальчиков;

- боязнь уколов у 90% девочек и у 40% мальчиков);

- страх перед неожиданными звуками у 100% девочек и у 60% мальчиков.

Менее выраженные страхи у детей:

- страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков;

- страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков;

- страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков;

- страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков;

- страх огня у 60% всех детей;

- страх больших улиц в 20% случаях у всех детей.

Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. В своих рисунках 9 человек (22,5%) изобразили змей различной длины и окрасов; медведя изобразили 5 детей (12,5 %); дерево нарисовал 1 ребёнок (2,5%); пауков 9 детей (22,5%); изобразили крыс и мышь 10 ребят (25%); лису и кабана 4 ребёнка (10%); тигра 4 детей (10%); скелет нарисован у 7 человек (17,5%); металлическая фигура и роботы у 5 детей (12,5%); монстров изобразили 9 человек (22,5%); призраков и привидения 16 детей (40%); ночь и темноту 23 ребёнка (57,5%).

По методике «Силуэт человека» в контексте цветового выбора по Люшеру, отмечаются такие результаты: дети располагали эмоции и чувства любви-добра в сердце или голове красными, розовыми, оранжевыми цветами; чувства злости - гнева в ступнях, кулаках, губах синим, чёрным, грязно-коричневым цветом.

Страх и ужас, испуг, боязнь дети рисовали в ногах – 9 чел. (22,5%); в коленях – 12 чел. (30%); в пятках – 7 чел. (17,5%); в груди – 8 чел. (20%); в голове – 4 чел (10%) серым, тёмно-серым, грязно-фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о наличии определённых страхов у детей. Причём дети из подготовительной группы чаще изображали негативные эмоции – 70%, а положительные в 30%. Когда, как дети средней группы в большинстве нарисовали положительные эмоции – 85% и негативные лишь в 15% случаев.

Информация о работе Коррекция детских страхов у дошкольников