Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:01, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
Родители и воспитатели в дошкольных учреждениях должны знать и понимать, что в дошкольном детстве помимо самооценки начинает формироваться уровень притязаний. У тревожных, закомплексованных детей занижается не только самооценка, но и уровень притязаний во всех видах деятельности. Страх не быть оцененными по достоинству сковывает таких детей, они бояться показать свои знания и умения, даже если могут сделать что-то хорошо. Боязнь сделать что-то не так – это не боязнь наказания. Это страх потерять любовь близкого человека, который приводит к развитию постоянной тревоги, формированию комплекса неполноценности и комплекса потери матери. Часто родители сами провоцируют этот страх, стремясь добиться послушания, таким образом, взращивают тревогу, боязнь новых людей, сравнение с которыми он опасается не выдержать. При этом всякое новое дело, требующее определенных усилий, может вызывать у ребенка слезы, бессонницу и даже температуру и рвоту.
Марцинковская выделяет еще тревоги и страхи мальчиков, при воспитании которых родители (чаще отцы) устанавливают холодный, отстраненный тип общения. Требуя от мальчиков сдержанности чувств, ассоциируя это с мужским стилем поведения, когда поцелуи и нежность исключаются вообще. Высказывания типа «Не плачь, ты не девочка», «Будь настоящим мужчиной, умей дать сдачи» и т.д. мало подходят для детей дошкольного возраста. Как уже подчеркивалось раньше, для детей важно ощущать привязанность родителей, их тепло, особенно матери, что создает у них уверенность в своей защищенности, развитие смелости, умения рисковать и настаивать на своем, то есть тех качеств, которые обычно и хотят воспитать в мальчике. Холодность и отсутствие нежности плохо влияют на всех детей, но особенно плохо, когда таким путем родители своего мягкого и чувствительного мальчика пытаются сделать жестким и агрессивным. В этом случае тревога мальчика усугубляется тем, что он не только не соответствует требованиям взрослых, но и идеалу мужчины вообще, что приводит к формированию комплекса «Я плохой». Неспособность выполнить требования сопровождается у них усилением тревожности. Страхи множатся, и ребенок все более утверждается, что он трус. Как не парадоксально, именно нежность и ласка матери не только его еще большей «нюней», но придадут ему некоторую уверенность и вызовут желание заслужить эти проявления одобрения и в дальнейшем.
Детскую тревожность вызывает ситуация непринятия со стороны сверстников. Ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина. Заслужить любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.
Ситуация соперничества, конкуренции, вызывает особенно сильную тревожность. Дети, попадая в ситуацию соперничества, стремятся любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
Ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.
У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе - одно из проявлений заниженной самооценки.
Тревожность окрашивает в мрачные
тона отношение к себе, другим людям и
действительности. Ребенок уже не только
неуверен в себе, но и недоверчив ко всем
и к каждому. Для себя тревожный ребенок
не ожидает ничего хорошего. И все это
при обостренном и больном чувстве достоинства.
Теперь он все преломляет через призму
тревожности, мнительности. Личность с
повышенным уровнем тревожности, а именно
с личностной тревожностью склонна воспринимать
угрозу своей самооценке. Как правило,
у нее формируется неадекватная заниженная
самооценка.
Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку,
находятся в постоянном психическом перенапряжении,
которое выражается в состоянии напряженного
ожидания неприятностей, нарастающей,
несдерживаемой раздражительности, эмоциональной
неустойчивости.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью.
Они очень чувствительны к своим неудачам, болезненно и остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной.
Часто такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле, как правило, они сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шумят, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, они избегают контактов со сверстниками и взрослыми, малоинициативные, замкнутые.
Как уже говорилось
выше вся жизнь человека
При общении такой ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется, подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.
Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.
На основании изложенного мы
можем сделать вывод, что причины возникновения
тревожности можно поделить на две группы:
причины, носящие физиологический характер
к ним можно отнести темперамент ребенка,
его индивидуальные особенности, сложности,
возникающие в период возрастного
кризиса трех лет; ко второй группе причин
мы отнесем причины социального характера
такие как: нестабильная семейная ситуация
(частые ссоры и конфликты близких людей),
авторитарность, жесткие чрезмерные требования
со стороны взрослого, холодность, отгороженность
близкого человека, неумение или нежелание
показать ребенку свою любовь, сильный
испуг, стресс или аффективная ситуация,
пережитая ребенком. Все эти причины связаны
между собой, одна может порождать другую.
Так конфликтные ситуации в семье приводят
к возникновению тревоги у детей эмоциональных,
чувствительных, т.е имеющих определенные
индивидуальные особенности. Под воздействием
той или иной группы причин у детей складывается
показатель высокого уровня тревожности,
способствующий нарушению эмоционального
благополучия ребенка, в результате чего
у ребенка возникают трудности в коммуникативной
деятельности.
1.3. Психологические
условия коррекции страхов у детей дошкольного
возраста
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:
- игра со страхом;
- рисование страха;
- вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).
На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:
- Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Превращанмся в страшных», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
- Методики, основанные на использовании арттерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
- Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».
Для профилактики детских страхов мы предлагаем проводить работу с родителями.
Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально мы рекомендуем использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.
Для игры «В страх» подбирается сюжет, предметы,
символизирующие то, чего ребёнок боится
(собака, волк, вампиры, Баба – Яга), разыгрывается
сюжет с этими предметами. Дети расправляются
со своим страхом.
Мы подобрали следующие игровые методики:
«Игра с темнотой», «Превращаемся в страшных,
«Отгадай, чего я боюсь», «Прогулка вслепую».
В «Игре с темнотой» два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми.
Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!» Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было!
Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т.п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Психолог через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.
В игре «Превращаемся в страшных» дети все вместе изображают всех страшных, которых они придумали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в...».
В игре «Чего я боюсь?» дети называют первую и последнюю букву заданного слова, то, чего или кого они боятся. Другие дети отгадывают.
В игре «Прогулка вслепую» один
ребёнок закрывает глаза, а другой служит
проводником (говорил куда идти: направо,
налево и т.д.). Преградами, которые преодолевает
ребенок, являются стулья, расставленные
в классе.
Коррекционная работа проводится не со
страхом, а с личностным отношением ребёнка
к породившим его причинам.
Детям объясняется, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота и т.п.), как он устроен, «откуда берётся», устраняются «пробелы» в восприятие ребёнка, которые обычно заполняются приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порождается случайной эмоциональной реакцией взрослого («осторожно, злая собака!») запечатлевается в сознании ребёнка или каким-либо другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдёт.
Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости, тревожности.
Затем мы предлагаем использовать методики, основанные на использовании арттерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.
Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется.
Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской.
Затем детям необходимо предложить методику «Мне не страшно». Где ребёнок должен нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она – мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким.
Информация о работе Коррекция детских страхов у дошкольников