Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является усовершенствование логопедической работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данному вопросу.
Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение исследования по выявлению состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.3. Анализ результатов исследования.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Коррекция нарушений фонематических процессов у м.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

Коррекция нарушений

фонематических процессов у

младших школьников с

ФФНР.

Захарова Инна Алексеевна

2007г.

 

Содержание.

 

Введение.

Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.

    1. Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
    2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
    3. Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.

Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.

2.1. Описание методики.

2.2. организация и проведение  исследования по выявлению состояния  фонематического восприятия у  детей с ФФНР.

2.3. Анализ результатов исследования.

Заключение.

Приложения.

Литература.

 

1

Введение.

 

   В повышении качества  образования и воспитания немаловажную  роль играет психолого – педагогическое  изучение школьников, своевременное  выявление причин отставания  отдельных учеников и выбор  наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

   Как показало многократное  изучение, одной из распространенных  причин неуспеваемости учащихся  начальных классов общеобразовательной  школы являются разнообразные  нарушения устной и письменной  речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и письмом.

   В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории НИИ  дефектологии АПН, была установлена  зависимость между состоянием  речевого развития ребенка и  возможностью усвоения ими школьных  знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

   Отставание в фонематическом  развитии создает серьезные препятствия  для успешного усвоения ребенком  программного материала по чтению  и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным звуковым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

   Еще большие затруднения  при обучении испытывают дети  с общим недоразвитием речи, которое  проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико – грамматических средств языка. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.

2

   Особенности нарушения речи  у детей младшего школьного возраста обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения.

   Своевременное распознавание  и понимание характера речевого  дефекта позволяет учителю определить  основные методы обучения, его принципиальное направление.

   Актуальность проблемы стимулирует  постоянный поиск новых идей  и технологий, позволяющих оптимизировать  коррекционную педагогическую работу.

   Все больше уделяется  внимания психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка» , а не «от дефекта» и в программе учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.

   Целью исследования является  усовершенствование логопедической  работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.

   Задачи курсовой работы:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
  3. Подобрать коррекционную методику для детей страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи в игровой форме.
  4. Провести экспериментальное обучение на логопункте.
  5. Разработать рекомендации учителям и родителям.

   Объектом исследования являются  особенности фонетико-фонематического  слуха, у детей младшего школьного  возраста.

   Предметом изучения данной  работы является состояние речи  детей:

3

фонетических и фонематических процессов, состояние лексики и грамматики.

   Исследование проводилось  в МОУ Федоровской СОШ №5 Сургутского  района в условиях логопункта.

   В данную курсовую работу входит: введение, 2 главы, заключение, выводы, таблицы, диаграмма, список изученной литературы и приложение.

 

4

Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.

 

1.1. Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.

 

      Поступление  ребенка в школу – важный  этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К поступлению в школу ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнегог возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков.

    Ведущие ученые (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина,  И.К.Колпоковская,  А.В.Ястебова  и др.) доказали, что существует  прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

   Одной из основных  задач педагогической работы  с детьми, испытывающими трудности  в обучении грамоте, является  формирование у них психологической  готовности, достаточного уровня  общего развития и умственных способностей.

    В современной  методике обучения грамоте общепризнанным  является положение о том, что  практическое ознакомление со  звуковой стороной слова –  необходимая предпосылка для  овладения чтением, а в последствии  и письмом на языках, письменность которых построена на по звукобуквенному принципу.

   Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически  чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.

   Навык чтения формируется  у ребенка только после овладения  слиянием звуков 

5

речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

   То есть мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную  речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежать многих ошибок, следует обучит его звуковому анализу и синтезу.

   В свою очередь  анализ и синтез должны базироваться  на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

   Эта способность  формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

   К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

   Далее фонематическое  развитие происходит бурно, постоянно  опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

   Несовершенное фонематическое  восприятие, с одной стороны, отрицательно  влияет на становление детского  звукопроизношения, а с другой  стороны тормозит, усложняет формирование  навыков звукового анализа, без  которых 

6

полноценное чтение и письмо невозможны.

   Формирование правильного  произношения зависит от способности  ребенка к анализу и синтезу  речевых звуков, т.е. от определенного  уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

   При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его не достаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

   Д.Б. Эльконин назвал  эти специальные действия по  анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

   Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетичекой деятельности ребенка, т.е. умения анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

7

  Звуковой анализ в  отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального  обучения. Подвергаемая звуковому  анализу речь из средства общения  превращается в объект познания.

   А,Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок замечает  разницу в отдельных звуках, но  разложение слов на звуки им  самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно  выделить последний звук в  слове, несколько гласных звуков одновременно, установит позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

     1) определение  порядка слогов и звуков в  слове;

     2) установление  различной роли звука;

     3) выделение  качественных основных характеристик  звука».

   Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец – фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

   Обозначим указанные  отличительные факторы следующим  образом (в порядке их описания):

   Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.

   Остановимся подробнее  на связи фонематического восприятия и произношения.

   По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период  от одного года 

8

до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

   А.Н. Гвоздев, Н.И. Красногорский  отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б. Эльконин).

Информация о работе Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР