Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа
Целью исследования является усовершенствование логопедической работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данному вопросу.
Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение исследования по выявлению состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.3. Анализ результатов исследования.
Заключение.
Курсовая работа
Коррекция нарушений
фонематических процессов у
младших школьников с
ФФНР.
Захарова Инна Алексеевна
2007г.
Содержание.
Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение
исследования по выявлению
2.3. Анализ результатов
Заключение.
Приложения.
Литература.
1
Введение.
В повышении качества
образования и воспитания
Как показало многократное
изучение, одной из распространенных
причин неуспеваемости
В специальных исследованиях,
проведенных в лаборатории НИИ
дефектологии АПН, была установлена
зависимость между состоянием
речевого развития ребенка и
возможностью усвоения ими
Отставание в фонематическом
развитии создает серьезные
Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико – грамматических средств языка. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.
2
Особенности нарушения речи у детей младшего школьного возраста обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения.
Своевременное распознавание
и понимание характера
Актуальность проблемы
Все больше уделяется
внимания психологически
Целью исследования является
усовершенствование
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования
Предметом изучения данной
работы является состояние
3
фонетических и фонематических процессов, состояние лексики и грамматики.
Исследование проводилось в МОУ Федоровской СОШ №5 Сургутского района в условиях логопункта.
В данную курсовую работу входит: введение, 2 главы, заключение, выводы, таблицы, диаграмма, список изученной литературы и приложение.
4
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
1.1. Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К поступлению в школу ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнегог возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков.
Ведущие ученые
(Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова,
Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова
и др.) доказали, что существует
прямая зависимость между уровн
Одной из основных
задач педагогической работы
с детьми, испытывающими трудности
в обучении грамоте, является
формирование у них
В современной
методике обучения грамоте
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется
у ребенка только после
5
речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть мы хотим,
чтобы ребенок усвоил
В свою очередь
анализ и синтез должны
Эта способность
формируется у детей
К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Несовершенное фонематическое
восприятие, с одной стороны, отрицательно
влияет на становление
6
полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного
произношения зависит от
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его не достаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал
эти специальные действия по
анализу звуковой структуры
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетичекой деятельности ребенка, т.е. умения анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
7
Звуковой анализ в
отличие от фонематического
А,Н.Гвоздев отмечает,
что «хотя ребенок замечает
разницу в отдельных звуках, но
разложение слов на звуки им
самостоятельно не
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) установление различной роли звука;
3) выделение
качественных основных
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец – фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Обозначим указанные
отличительные факторы
Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.
Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.
По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года
8
до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
А.Н. Гвоздев, Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б. Эльконин).
Информация о работе Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР