Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является усовершенствование логопедической работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данному вопросу.
Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение исследования по выявлению состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.3. Анализ результатов исследования.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Коррекция нарушений фонематических процессов у м.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

   В специальных исследованиях  ученых, в частности Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой  и др., была вскрыта тесная связь  между нарушениями чтения и  письма и отклонениями в развитии устной речи детей, разработаны теоретические основы и методы коррекции устной и письменной речи. Было доказано, что нарушения речи связанны с отклонениями в анализаторной деятельности детей        (главным образом в речедвигательной или речеслуховой), обуславливающей нарушения дифференциации звуков речи. Вследствие этого учащиеся с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом слова в период начального обучения в школе.

   Система преодоления фонематического  недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

  1. коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на

16

 

слух;

  1. последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

   Основными задачами логопеда, независимо от того, с учащимися  каких классов он проводит  специальные занятия, являются:

  1. длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные);
  2. отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются и звучат недостаточно отчетливо, смазано;
  3. постановка отсутствующих искаженно произносимых звуков и введение их в речь;
  4. формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустическо-артикуляционных) признаков звуков; прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук;

     5) закрепление уровня  звукового анализа, который доступен  ребенку, и         постепенное  подведение к устойчивому, автоматизированному  навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты их звучания.

   Обобщение представлений  о звуке, а следовательно, и правильное использование соответствующей буквы возникают не сразу. Ученик нуждается в большом количестве тренировочных упражнений по звуковому анализу, с соблюдением усложнения его форм.

   Чтобы направит внимание  и интерес ребенка к звуковой стороне речи, научиться его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо

17

вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимые и четко дифференцируемые звуки. После этого внимание ребенка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточненном в произношении звуке. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.

   Лишь после того как  ученик достигает соответствующего  развития звукового анализа, изучаемый  звук соотносится с соответствующей  буквой и вводится во всевозможные  письменные упражнения для закрепления  правильного его написания в разнообразных словах и предложениях.

   Когда ребенок усвоит  правильное произношение изучаемого  звука и написание соответствующей  буквы, проводится работа по дифференциации  этого звука от других, акустически  и артикуляционно близких. Детям  предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связанных текстах.

   Методические рекомендации  к каждому из указанных направлений  работы.

   Итак, учащиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи прежде всего нуждаются в своевременном устранении недостатков произношения, т.е. в формировании умения правильно и четко произносить звук как изолированно, так и в словах, фразах и связной речи, выделять на слух из речи окружающих и своей собственной. Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа   звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Одновременно с постановкой звуков следует начинать работу по их различению.

   При работе над слуховым  восприятием должна строго соблюдаться  поэтапность в применении тех  упражнений, которые учитель предлагает  учащимся. Вначале необходимо научить  ребенка различать изучаемый  звук среди других в чужой речи. Для этого можно использовать такое упражнение. Учитель произносит подряд несколько звуков (4-5), среди которых находится и отрабатываемый звук;

18

ученику предлагается прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук.

   Кроме того, рекомендуется  проводить следующие упражнения: ученику предлагают прослушать  слова, которые произносит учитель, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда услышит слова с отрабатываемым звуком; учитель называет 5-7 слов, ученик слушает и запоминает только те, в которых имеется изучаемый звук, по просьбе учителя он эти слова повторяет. Полезно дать послушать ученикам связный текст, в котором они должны определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести и графически записать.

   Затем следует научить  ребенка различать отрабатываемый  звук не только в чужой, но  и в своей собственной речи. С этой целью можно использовать  такой прием: предложить ученику ряд картинок с изображением предметов. Ученик должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук.

   Можно предложить ученику  выбрать из орфографического  словаря 4-5 малознакомых слов с изучаемым звуком, запомнить эти слова и правильно их произнести, указав место отрабатываемого звука. При необходимости учитель уточняет значение этих слов.

   Лишь после того как  ребенок научится самостоятельно  различать изучаемый звук в  словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

   Тренируясь в выделении  звуков, ребенок с фонематическим недоразвитием должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах. С этой целью следует подбирать большое количество упражнений, в которых изучаемый звук стоял бы в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш). При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа

19

словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам изучаемому звуку. Например, в период работы над звуком Ш слова со звуком С не даются до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить , различать и выделять из состава слова изучаемый звук.

   Если ребенок испытывает  трудности не только в различении  звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то в начале для ориентировки можно дать ему готовую наглядную схему звукового состава этих слов. На основе схемы ребенок устанавливает порядок звуков в анализируемых словах и одновременно определяет, какое место занимает в словах изучаемый звук.

   По мере усвоения анализа  с помощью схемы следует перейти  к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их проговаривания  в анализируемых словах, и наконец, звуковой анализ в уме, про  себя. Так как ребенок еще не редко ошибается, то необходим непрерывный контроль за правильностью выполняемых им действий со стороны логопеда. Постепенно возникает возможность перейти к более обобщенным и сокращенным упражнениям типа: «Назови четвертый звук в слове» или «Какой звук стоит до…?, какой после..?, какой между..?» и т.д.

   Как видно, здесь имеет  место расчленение действий звукового  анализа на отдельные элементы (операции). Усвоение каждой новой  операции готовит учащихся к  последующей, и в результате практической  работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.

   В этот период широко  используют разрезную азбуку  и всевозможные письменные упражнения. Ребенку предлагают прослушать  слово, повторить его и проанализировать; после анализа составить это слово из букв разрезной азбуки, прочитать вслух и записать в тетрадь по памяти. Можно предложить составленное слово переделать в другое при помощи замены буквы или нескольких букв ( суп- сук – сок -…); расположить эти слова одно под другим,

20

прочитать, проанализировать и сравнить звуковой состав каждого из них. Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука изменяется смысл слова.

   Например, можно предложить  следующие упражнения:

- вставь такие гласные буквы, чтобы получилось 2 слова; 3 слова; 4 слова

Л-в                         н-с

М-х                        д-м

М-ч                        б-р

- в слова «ЗИМА», «БАНЯ», «КАША»  замени первую букву, чтобы получилось  новое слово;

- в словах «СУК», «РОС», «СТОЛ» замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово;

- в словах «ПИЛА», «ГОРА», «РАД», «РАМА» переставь согласные, чтобы  получилось новое слово;

- в словах «МЕТОЧКА», «МАЛИНА», «БОРОНА», «ДОЛОТО» замени первый  слог, чтобы получилось новое  слово;

- подбери слова по гласным  –А-, -О-А-, -О-О-О и др.

   Постепенно в упражнения  включается более сложный материал, разнообразные занятия для самостоятельного  выполнения: составление слов по  первому или последнему слогу  с использованием картинки и  без нее; составление ряда слов из слогов, данных в разбивку; вставка пропущенного слога или буквы; составление слов из рассыпных букв и т.д.

    Следующий вид работы  – это анализ предложений, содержащих  слова, в состав которых входит  изучаемый звук. Рекомендуется использовать следующее упражнение: составление предложений по картинкам с последующим их анализом (определение порядка слов в них; называние слов по порядку и в разбивку; выделение слов с изучаемым звуком и др.). можно предложить также составить предложения из данных в разбивку слов, насыщенных изучаемым звуком.

21

   По мере того как ребенок  овладевает правильным и четким  произношением звука во фразе  и анализом предложения, нужно  проводить с ним диктанты с  предварительным устным и графическим  анализом.

   После того как будет  достигнута четкость произношения  и восприятия каждого из смешиваемых  или заменяемых звуков и ребенок  научится правильно связывать  их с соответствующими буквами, приступают к последнему этапу  работы на звуком – его дифференциации.

  Предлагая учащимся упражнения на дифференциацию звуков, следует обращать их внимание на различие в звучании, артикуляции звуков, на их смыслоразличительную роль в слове.

   Следующая группа упражнений  должна быть направлена на  развитие у детей способностей различать сравниваемые звуки на слух.

    Учитель произносит слова, содержащие звуки Ш и С шалаш, сани, шум,

шалун, сумка, каша. Ученик должен отчетливо повторить каждое слово и

сказать, какой в нем звук Ш или С – и какое место он занимает.

   Можно раздать картинки, которые надо разложить в зависимости от того, какой звук имеется в названии каждой. К букве С надо положить все картинки со звуком  С, к букве Ш – все картинки со звуком Ш и другие упражнения.

   В процессе работы по  дифференциации звуков большое внимание уделяется упражнениям на сопоставление аффрикат с акустически сходными звуками, например: звука Ц со звуком С, СЬ, ТЬ и т.д.

   Поскольку в письменных  работах детей с фонематическим  недоразвитием речи встречаются  ошибки не только на смешение и замены согласных, но и ошибки обусловленные недостаточной сформированностью представлений о звуковом составе слова, а также на правописание твердых и мягких согласных, сомнительных согласных в середине и конце слова и др., то в процессе коррекционной работы с данной группой школьников логопед дожжен сосредоточить внимание на отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка тем, как гласные звуки и буквы; согласные: твердые и мягкие,

Информация о работе Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР