Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа
Целью исследования является усовершенствование логопедической работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данному вопросу.
Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение исследования по выявлению состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.3. Анализ результатов исследования.
Заключение.
В специальных исследованиях ученых, в частности Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др., была вскрыта тесная связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в развитии устной речи детей, разработаны теоретические основы и методы коррекции устной и письменной речи. Было доказано, что нарушения речи связанны с отклонениями в анализаторной деятельности детей (главным образом в речедвигательной или речеслуховой), обуславливающей нарушения дифференциации звуков речи. Вследствие этого учащиеся с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом слова в период начального обучения в школе.
Система преодоления
16
слух;
Основными задачами логопеда, независимо от того, с учащимися каких классов он проводит специальные занятия, являются:
5) закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты их звучания.
Обобщение представлений о звуке, а следовательно, и правильное использование соответствующей буквы возникают не сразу. Ученик нуждается в большом количестве тренировочных упражнений по звуковому анализу, с соблюдением усложнения его форм.
Чтобы направит внимание и интерес ребенка к звуковой стороне речи, научиться его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо
17
вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимые и четко дифференцируемые звуки. После этого внимание ребенка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточненном в произношении звуке. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.
Лишь после того как
ученик достигает
Когда ребенок усвоит
правильное произношение
Методические рекомендации
к каждому из указанных
Итак, учащиеся с фонетико-
При работе над слуховым
восприятием должна строго
18
ученику предлагается прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук.
Кроме того, рекомендуется
проводить следующие
Затем следует научить
ребенка различать
Можно предложить ученику выбрать из орфографического словаря 4-5 малознакомых слов с изучаемым звуком, запомнить эти слова и правильно их произнести, указав место отрабатываемого звука. При необходимости учитель уточняет значение этих слов.
Лишь после того как
ребенок научится
Тренируясь в выделении звуков, ребенок с фонематическим недоразвитием должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах. С этой целью следует подбирать большое количество упражнений, в которых изучаемый звук стоял бы в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш). При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа
19
словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам изучаемому звуку. Например, в период работы над звуком Ш слова со звуком С не даются до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить , различать и выделять из состава слова изучаемый звук.
Если ребенок испытывает
трудности не только в
По мере усвоения анализа
с помощью схемы следует
Как видно, здесь имеет
место расчленение действий
В этот период широко
используют разрезную азбуку
и всевозможные письменные
20
прочитать, проанализировать и сравнить звуковой состав каждого из них. Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука изменяется смысл слова.
Например, можно предложить следующие упражнения:
- вставь такие гласные буквы, чтобы получилось 2 слова; 3 слова; 4 слова
Л-в н-с
М-х д-м
М-ч б-р
- в слова «ЗИМА», «БАНЯ», «КАША» замени первую букву, чтобы получилось новое слово;
- в словах «СУК», «РОС», «СТОЛ» замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово;
- в словах «ПИЛА», «ГОРА», «РАД», «РАМА» переставь согласные, чтобы получилось новое слово;
- в словах «МЕТОЧКА», «МАЛИНА», «БОРОНА», «ДОЛОТО» замени первый слог, чтобы получилось новое слово;
- подбери слова по гласным –А-, -О-А-, -О-О-О и др.
Постепенно в упражнения
включается более сложный
Следующий вид работы – это анализ предложений, содержащих слова, в состав которых входит изучаемый звук. Рекомендуется использовать следующее упражнение: составление предложений по картинкам с последующим их анализом (определение порядка слов в них; называние слов по порядку и в разбивку; выделение слов с изучаемым звуком и др.). можно предложить также составить предложения из данных в разбивку слов, насыщенных изучаемым звуком.
21
По мере того как ребенок
овладевает правильным и
После того как будет
достигнута четкость
Предлагая учащимся упражнения на дифференциацию звуков, следует обращать их внимание на различие в звучании, артикуляции звуков, на их смыслоразличительную роль в слове.
Следующая группа упражнений должна быть направлена на развитие у детей способностей различать сравниваемые звуки на слух.
Учитель произносит слова, содержащие звуки Ш и С шалаш, сани, шум,
шалун, сумка, каша. Ученик должен отчетливо повторить каждое слово и
сказать, какой в нем звук Ш или С – и какое место он занимает.
Можно раздать картинки, которые надо разложить в зависимости от того, какой звук имеется в названии каждой. К букве С надо положить все картинки со звуком С, к букве Ш – все картинки со звуком Ш и другие упражнения.
В процессе работы по дифференциации звуков большое внимание уделяется упражнениям на сопоставление аффрикат с акустически сходными звуками, например: звука Ц со звуком С, СЬ, ТЬ и т.д.
Поскольку в письменных
работах детей с
Информация о работе Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР