Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является усовершенствование логопедической работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данному вопросу.
Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение исследования по выявлению состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.3. Анализ результатов исследования.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Коррекция нарушений фонематических процессов у м.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

22

 

звонкие и глухие; с непроизносимыми согласными и др.

   Установлено, что дети с  ФФНР могут при письме заменять  звонкие глухими, твердые мягкими  и, наоборот, глухие – звонкими, мягкие  твердыми. Чтобы предупредить указанные замены, учитель должен сформировать у учащихся правильные и устойчивые фонематические представления о каждом звуке в процессе уточнения и отработки их артикуляции и звучания, а также четкого акустико-артикуляционного их противопоставления. Такая работа является необходимым этапом для подготовки детей с ФФНР к усвоению соответствующего правила правописания.

    Таким образом, в процессе  коррекционных занятий надо создавать  широкие возможности для самостоятельной  деятельности детей, побуждать их  активно и заинтересовано преодолевать  имеющиеся дефекты, учить контролировать  свою речь, письмо, чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.

23

 

Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 

    1. Описание методики.

        На исследования  детей отводятся первые две недели учебного года. Результаты исследования всех детей фиксируются в журнале движения детей. В общей речевой карте обследования устной речи детей фиксируются нарушения речи зачисленных на логопункт детей. Далее будет составлен индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка.

Исследование проводится по плану, предусмотренного речевой картой (смотри приложение 2).

В первую очередь записываются необходимые формальные данные.

Графа жалобы родителей заполняется на основании опроса родителей и педагогической характеристики.

Графа данные о ходе речевого развития обычно заполняется со слов матери. В ней отмечается, как протекало развитие речи ребенка с раннего детства: когда появились первые слова, фразы, какие наблюдались затруднения. Отмечается, обращалась ли раньше мать к логопедической помощи, если да, то, сколько времени проводились занятия, с каким результатом. В этой графе отмечаются особенности речевой среды (многоязычие, долгое пребывание ребенка в ясельных и дошкольных учреждениях закрытого типа), а также различные обстоятельства, препятствовавшие нормальному развитию речи (болезни, травмы и т.п.).

Графа слух. Логопед проверяет слух у всех без исключения детей. Слух считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии 6-7м от ушной раковины (ребенок при этом становится спиной к лицу, проводящему обследование). Детей со сниженным слухом следует направлять в учреждения для детей с нарушением слуха.

Графа внимание, работоспособность заполняется постепенно, по мере

24

 

накопления наблюдений, как в процессе обследования, так и в процессе занятий.

Графа общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание) частично может быть заполнена на основании проведенной беседы. Можно предложить ребенку прочитать стихотворение или рассказать знакомую сказку.

При заполнении графы состояние артикуляционного аппарата, выясняются, имеются ли отклонения в строении и подвижности артикуляционного аппарата.

В процессе исследования строения речевогоаппарата логопед записывает в карту следующие данные:

Губы (толстые, короткие, расщепление верхней губы и т.д.).

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной  дуги, крупные, без промежутков между ними, отсутствуют резцы и т.п.).

Прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий и т.п.).

Челюсти (верхняя, нижняя) выдвинуты вперед.

Небо (высокое, узкое, плоское, укороченное).

Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка и т.п.).

С целью выявления особенностей моторики артикуляционного аппарата логопед предлагает ребенку по подражанию, а затем по словесной инструкции произвести определенные движения.

При выявлении подвижности губ: вытянуть губы вперед хоботком и растянуть их в улыбку.

При выявлении подвижности языка: высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх и вниз, показать язык широким, распластанным и узким.

При выявлении подвижности мягкого неба – поднять его и опустить (произношение звука «А» при широко раскрытом рте).

Графа произношение и различение звуков. Исследование характера

25

 

 

Произношения звуков целесообразно проводить по группам, объединяя в одну группу звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам и поэтому смешиваемые в речи и недостаточно различимые на слух.

При исследовании произношения выделяют следующие группы звуков:

  1. Гласные (а, о, у, э, ы, и).
  2. Свистящие, шипящие, аффрикаты (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ)  и звуки (ть, дь).
  3. Соноры (н, нь, м, мь, р, рь, л, ль, йот).
  4. Глухие и звонкие (парные) в мягком  и твредом звучании (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж).
  5. Взрывные и фрикативные (к-г).

При исследовании произношения каждой группы или пары звуков логопед отмечает: как ребенок произносит звуки вне речи, как ребенок пользуется звуками в речи, как ребенок различает звуки. Так же отмечается, произносит ребенок звук правильно, или искаженно, или замещает другим звуком, или произносит два звука одинаково.

Нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи смешивает его с другим звуком, заменяет каким-либо звуком, опускает, а иногда искажает. На это надо обратить внимание при обследовании.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, более эффективно проводить обследование с использованием игровых примеров. Например:

      1. «Веселый рыболов». В коробке  сложены картинки, в названиях которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.
      2. « Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них  часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

26

3. «Волшебная ромашка». На  каждом лепестке ромашки нарисованы  картинки с определенным звуком. Ребенок, отрывая лепестки, называет  соответствующие картинки.

4. «Украсим нашу елочку». На столе устанавливается маленькая  искусственная елочка. Ребенок по  просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

5. «Наоборот». Логопед бросает  ребенку мяч, называя прямой слог  с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный  слог с этим звуком.

Аналогичные задания могут быть даны для различения какой-либо пары звуков.

Логопед записывает примеры неправильных ответов.

Графа слоговая структура. У некоторых детей наряду с неправильным произношением звуков наблюдаются ошибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения выступают резко, т.е. дети часто искажают слова, опуская или переставляя слоги и звуки, необходимо учесть это при составлении индивидуальных планов.

Для исследования слоговой структуры  и  звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разными количествами и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за  логопедом;

- ответить на вопросы («Где подстригают волосы?»)

- повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных

27

 

слов, например: « Водопроводчик чинил водопровод. Милиционер регулирует уличное движение. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской.»

Исследование фонематического слуха. Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими – показатель недостаточного различения звуков. Наряду с выявлением навыков звукопроизношения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью предлагают ряд заданий.

  1. «Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нож-нос, усы-ужи, удочка-уточка, дочка-точка и др.). логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребенок отыскивает нужную и показывает логопеду.
  2. «Кто самый внимательный?» Логопед называет ребенку ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.
  3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2-3 слогов, состоявших из правильно произносимых звуков, типа ПА-БА, ПА-БА-ПА. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывется количество правильных ответов.
  4. «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.

   Заполняя графу анализ звукового анализ звукового состава речи, логопед

28

Выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа:

а) Выделение ударного гласного из начала слова. Для выделения звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.

б) Выделение согласного из начала слова, иногда требуются некоторые предварительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим недоразвитием это в большинстве случаев недоступно – они или называют слог, или не понимают вопроса, иногда повторяют все слово или его большую часть. Для выделения первого звука подбирают слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша и т.д.

в) Выделение конечного согласного из легких слов типа мак, кот, лук, нос, душ. Часто и эта форма анализа очень затрудняет детей с фонематическим недоразвитием.

г) Выделение конечного гласного (ударного) из слов типа мука, луна, шары. Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа.

д) Знание букв, чтение, письмо.

   Графа грамматический строй речи.

   У детей с фонематическим  недоразвитием нередко наблюдается  некоторое отставание в формировании  грамматического строя языка. Однако  не всегда в ходе беседы  с ребенком в его речи удается обнаружить аграмматизм. Приходится применять специальные приемы, позволяющие определить уровень развития ребенка.

   1. Задания на словоизменения.

   А) образование форм  родительного падежа множественного  числа существительных. Материал  для обследования – предметы  или картинки с изображение  предметов. Проверка организуется таким образом: ребенку показывают картинку, на которой изображен лес. Затем задают вопрос: «Чего в лесу много?» (деревьев, кустов, елок, грибов, ягод.) можно спросить «Чего много в этой комнате?» ( столов, стульев, памп и т.д.)

Ребенок с хорошо развитой речью обычно не делает ошибок или допускает 1-2

29

Ошибки на 10-12 слов, неправильно образуя окончания родительного падежа множественного числа – ягодов, окнов и т.д. большое количество неправильных ответов, особенно замена окончаний множественного числа иминительного падежа ( много окны, много лампы и т.п.), указывает на низкий уровень речевого развития.

Преобразование единственного числа имен существительных во множественные, проверяем в процессе игры « Один-много». Логопед говорит ребенку: « Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу стол, а ты столы, я скажу рука, а ты руки». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования множественного числа такой ряд слов: кукла, мяч, дерево, воробей, стол, стул, машина.

б) Предложно-падежное управление.

Целесообразно проверить какими предлогами пользуется ребенок в своей речи. При хорошем речевом развитии ребенок 6-7 лет пользуется большим количеством предлогов: на, в, у, под, над, около, из, с, к, а также сложными предлогами из-за, из-под.

При исследование ребенку предлагается ответить на такие вопросы: «Где лежит карандаш? Откуда я взяла карандаш? Куда упал карандаш? и т.д.» другой вариант. Ребенку предлагается картинка на которой изображен дом, рядом с домом дерево и коты: идет к дому, в доме, перед домом, за домом, на крыше, вылезает из трубы, под крыльцом. Логопед спрашивает про каждого кота: «Где этот кот?» Если же ребенок неправильно употребляет ряд предлогов, это является одним из показателей недостаточного речевого развития.

Информация о работе Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР