Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является усовершенствование логопедической работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данному вопросу.
Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение исследования по выявлению состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.3. Анализ результатов исследования.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Коррекция нарушений фонематических процессов у м.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Результаты исследования речи детей в начале обучения.

Таблица №1 (1Б класс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

1. Внимание, работоспособность

                                 

2. Общее звучание речи

                                 

3. Звукопроизношение

     

 

                   

 

   

4. Фонематический слух

А) выделение из ряда звуков

    

 

   

 

       

 

   

 

   

 

  

 

   

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 
   

Б) выделение слога из ряда слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
   

В) повтор слогов ПА-БА-ПА ДА-ТА-ДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

Г) выделение слогов с заданным звуком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

5. Слоговая структура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

6. Анализ и синтез звукового  состава речи:

* выделение первого гласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* выделение первого согласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* выделение последнего  согласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* выделение последнего  гласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
   

7. Грамматический строй  речи - словоизменение

*образование Р.п. ед.ч. и  мн.ч. имени сущ.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* предложный падеж.

Управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
     

* согласование прилагательных и числит. с сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 
 

 

 
 

 

 
     

-словобразование

*уменьш. форма сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* образование прилагательных  от сущ-х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

8. Связная речь

* сотавление предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

9. Составление рассакза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 
 

 

 
   

10. Словарь.

* названия предметов по  картинкам или по восприятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* название детенышей домашних животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* слова с противоположным  значением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* профессии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

Результаты исследования речи детей в начале обучения.

Таблица №1 (1В класс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

1. Внимание, работоспособность

                                 

2. Общее звучание речи

                                 

3. Звукопроизношение

     

 

                   

 

   

4. Фонематический слух

А) выделение из ряда звуков

    

 

   

 

       

 

   

 

   

 

  

 

   

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 
   

Б) выделение слога из ряда слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
   

В) повтор слогов ПА-БА-ПА ДА-ТА-ДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

Г) выделение слогов с заданным звуком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

5. Слоговая структура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

6. Анализ и синтез звукового  состава речи:

* выделение первого гласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* выделение первого согласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* выделение последнего  согласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* выделение последнего  гласного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
   

7. Грамматический строй  речи - словоизменение

*образование Р.п. ед.ч. и мн.ч. имени сущ.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* предложный падеж.

Управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
     

* согласование прилагательных  и числит. с сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 
 

 

 
 

 

 
     

-словобразование

*уменьш. форма сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* образование прилагательных  от сущ-х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

8. Связная речь

* сотавление предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

9. Составление рассакза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 
 

 

 
   

10. Словарь.

* названия предметов по  картинкам или по восприятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

* название детенышей домашних  животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* слова с противоположным значением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

* профессии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

Условные обозначения:

«+» - ответил правильно;

«-» - не ответил;

с/п – ответил с помощью;

б/о – при ответе допустил большое количество ошибок;

м/о – при ответе допустил мало ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Речевая карта.

 

 

1.Дата поступления ребенка  в школу__________________________________

2. Фамилия, имя ребенка ________________________________________

3. Возраст ребенка______________________________________________

4. Домашний адрес______________________________________________

5. Из какого сада________________________________________________ 

6, Данные о ходе речевого  развития____________________________ 

7. Внимание, работоспособность_________________________________ 

8. Жалобы родителе______________________________________________

9. Общее звучание речи___________________________________________ 

10. Состояние артикуляционного  аппарата      Язык___________________________________________________________

   Губы___________________________________________________________

   Зубы____________________________________________________________

   Небо____________________________________________________________

   Прикус__________________________________________________________

11. Звукопроизношение_____________________________________________

  

   Образцы речи:

 

12. Фонематический слух

а) выделение звука из ряда звуков    _________________________

б) выделение слога из ряда слогов_________________________

в)повторение па-ба-па, де-та-да_________________________

г)выделение слов с заданным звуком_________________________

13. Произношение слов сложного  слогового состава_________________________

14. Анализ и синтез звукового  состава речи

а) выделение первого гласного_________________________

б)выделение первого согласного_________________________

в)выделение последнего согласного_________________________

г)выделение последнего гласного_________________________

15. Грамматический строй  речи_________________________

а)словоизменение

*образование Р.п.ед.ч. им. сущ. _________________________

* предложно-падежное управление_________________________

*согласование прилаг. и  числит. с сущ. _________________________

б)словообразование

*уменьшительная форма  существительного_________________________

*образование прилаг. от  сущ. _________________________

16. Связная речь

а)составление предложения

б)составление рассказа

17. Словарь

а)назвать предметы по картинкам или по восприятию (части тела) _________________________

б)назвать детенышей домашних животных_________________________

в)слова с противоположным значением_________________________

г)профессии_________________________

 

 

 

 

Заключе

38

Литература.

 

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия 2 часть. – М., 1995.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Логопедия. Екатеренбург. 1999.
  6. Зикеева А.Г. развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – м., 2000.
  7. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
  8. Меттус Е.В., Литвина А.В. Логопедические занятия со школьниками. – Санкт-Петербург. 2006.
  9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению.//Под ред. Волосовец Т.В. 2000.
  10. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов – на - Дону. 2006.
  11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
  12. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
  13. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
  14. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

39

  1. Ханьшева Г.В. Практикум по логопедии коррекция звукопроизношения. – Ростов – на - Дону. 2006.
  2. Чиркина Г.В., Филичева Т.Е. Учебник «Основы логопедии».

 17.Ястребова Л.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.

18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. – м., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 


Информация о работе Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР